Методические указания, контрольные работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ПО дИСЦИПЛИНЕ «Математика»

(1 семестр)

для студентов специальности 190601.65 (150200)

«Автомобили и автомобильное хозяйство»

 
  методические указания, контрольные работы - student2.ru

Волгоград 2010

УДК 519.2

Рецензент:

канд. пед. наук Ребро И. В.

Антипина С. Г. Методические указания, контрольные работы по дисциплине «Математика» (1 семестр)/ С. Г. Антипина; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – 52 с.: илл.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения высших технических учебных, специальности 190601.65 (150200)

«Автомобили и автомобильное хозяйство». Содержит решения типовых примеров, задания для контрольной работы.

Библиогр.: 8 наименований

Ó Волгоградский государственный

технический университет, 2010

Ó Волжский политехнический

институт, 2010

Оглавление

Оглавление
Правила выполнения и оформления контрольных работ
Контрольные работы
Типовой разбор варианта контрольной работы
Список литературы
Вопросы к экзамену
Приложения:  
Векторы
Прямая на плоскости
Кривые второго порядка на плоскости
Плоскость и прямая в пространстве
Поверхности второго порядка
Дифференциальное исчисление функции одной переменной

Правила выполнения и оформления

Контрольных работ

При выполнении контрольных работ необходимо придерживаться указанных ниже правил. Работы, выполненные без их соблюдения, не засчитываются и возвращаются студенту для переработки.

1.Каждая контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради в клетку чернилами любого цвета, кроме красного. Необходимо оставлять поля шириной 2-3 см для замечаний рецензента.

2.В заголовке работы на обложке тетради должны быть ясно написаны фамилия студента, его инициалы, учебный номер – последняя цифра в зачетке, название дисциплины, номер контрольной работы; здесь же следует указать название учебного заведения, дату отправки работы в институт и адрес студента.

3.В работу должны быть включены все задачи, указанные в задании, строго по положенному варианту. Контрольные работы, содержащие не все задачи задания, а также задачи не своего варианта, не засчитываются.

4.Решения задач надо располагать в порядке возрастания их номеров, указанных в заданиях, сохраняя номера задач.

5.Перед решением каждой задачи надо полностью выписать ее условие. В том случае, если несколько задач, из которых студент выбирает задачи своего варианта, имеют общую формулировку, следует, переписывая условие задачи, заменить общие данные конкретными, взятыми из соответствующего номера.

6.Решение задач следует излагать подробно и аккуратно, объясняя и мотивируя все действия по ходу решения и делая необходимые чертежи.

7.После получения прорецензированной работы, как незачтенной, так и зачтенной, студент должен исправить все отмеченные рецензентом ошибки и недочеты и выполнить все рекомендации рецензента.

Если рецензент предлагает внести в решения задач те или иные исправления или дополнения и прислать их для повторной проверки, то это следует сделать в короткий срок.

В случае незачета работы и отсутствия прямого указания рецензента о том, что студент может ограничиться представлением исправленных решений отдельных задач, вся работа должна быть выполнена заново.

При высылаемых исправлениях должна обязательно находиться прорецензированная работа и рецензия на нее. Поэтому рекомендуется при выполнении контрольной работы оставлять в конце тетради несколько чистых листов для всех дополнений и исправлений в соответствии с указаниями рецензента. Вносить исправления в сам текст работы после ее рецензирования запрещается.

Вариант 0.

Контрольная работа №2 «Введение в анализ. Дифференциальное

Вариант 1.

Контрольная работа №2 «Введение в анализ.

Вариант 2.

Контрольная работа №2 «Введение в анализ.

Вариант 3.

Контрольная работа №2 «Введение в анализ.

Вариант 4.

Контрольная работа №2 «Введение в анализ.

Вариант 5.

Контрольная работа №2 «Введение в анализ.

Вариант 6.

Контрольная работа №2 «Введение в анализ.

Вариант 7.

Контрольная работа №2 «Введение в анализ.

Вариант 8.

Вариант 9.

Контрольная работа №1

1)Даны матрицы: методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Найти методические указания, контрольные работы - student2.ru

Решение:

Матрица А имеет размерность методические указания, контрольные работы - student2.ru , матрица В размерность методические указания, контрольные работы - student2.ru . Т.к. число столбцов первой матрицы равно числу строк второй матрицы, то данные матрицы можно перемножить. В результате получится некоторая матрица D, имеющая размерность методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Найдем элементы матрицы D:

методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru ;

методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Тогда методические указания, контрольные работы - student2.ru .

По правилу умножения матрицы на число методические указания, контрольные работы - student2.ru

Найдём методические указания, контрольные работы - student2.ru .

2)Дана матрица: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Найти обратную к ней матрицу методические указания, контрольные работы - student2.ru

Решение:

Вычислим определитель матрицы А методом треугольников:

методические указания, контрольные работы - student2.ru

Т.к. методические указания, контрольные работы - student2.ru , то обратная матрица может быть найдена. Найдём алгебраические дополнения для всех элементов матрицы А:

методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru
методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru
методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Составим присоединённую матрицу методические указания, контрольные работы - student2.ru

Обратная матрица методические указания, контрольные работы - student2.ru

Для проверки, правильности вычисления методические указания, контрольные работы - student2.ru , найдём

методические указания, контрольные работы - student2.ru

3) Решить систему методом Жордана – Гаусса:

a) методические указания, контрольные работы - student2.ru

Решение:

Рассмотрим расширенную матрицу системы: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Приведём её к верхне- треугольному виду.

Из 3-ей стоки вычтем 1-ю строку, умноженную на 3: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Разделим 3-ю строку на 5: методические указания, контрольные работы - student2.ru

Вычтем из 3-ей строки 2-ю строку: методические указания, контрольные работы - student2.ru и разделим 3-ю строку

на (-1): методические указания, контрольные работы - student2.ru . Мы привели матрицу к верхнее- треугольному виду.

Заменим исходную систему системой, полученной путём преобразования матрицы и найдем значения переменных: методические указания, контрольные работы - student2.ru

Из 2-го уравнения при методические указания, контрольные работы - student2.ru получим методические указания, контрольные работы - student2.ru .Подставляя значения y и z в 1-ое уравнение найдем значение методические указания, контрольные работы - student2.ru .Тогда решение системы может быть представлнно в виде матрицы-столбца: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

b) методические указания, контрольные работы - student2.ru

Решение:

Рассмотрим расширенную матрицу системы: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Приведём её к верхнее треугольному виду.

Поменяем местами 1-ю и 2-ю строки: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Из 2-ой стоки вычтем 1-ю строку, умноженную на 2, из 3-ей стоки вычтем 1-ю строку, умноженную на 3: методические указания, контрольные работы - student2.ru . К 3-ей строке прибавим 2-ю строку: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Третью строку разделим на (-30): методические указания, контрольные работы - student2.ru . Переменные методические указания, контрольные работы - student2.ru являются базисными, а переменная методические указания, контрольные работы - student2.ru является свободной. Заменим исходную систему системой, полученной путём преобразования матрицы и выразим базисные переменные через свободные: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Выразим из 3-го уравнения методические указания, контрольные работы - student2.ru и подставим его значение во второе уравнение, затем из 2-го уравнения выразим методические указания, контрольные работы - student2.ru и подставим в 1-е уравнение. Тогда система примет вид: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Свободная переменная методические указания, контрольные работы - student2.ru может принимать любые значения. Зададим методические указания, контрольные работы - student2.ru , где С- произвольная константа. Тогда решение системы может быть представлнно в виде матрицы-столбца: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

4) Даны векторы методические указания, контрольные работы - student2.ru .

a)Доказать, что вектора методические указания, контрольные работы - student2.ru образуют базис и найти разложение вектора методические указания, контрольные работы - student2.ru по этому базису.

b) Найти скалярное произведение векторов методические указания, контрольные работы - student2.ru и методические указания, контрольные работы - student2.ru .

c) Найти векторное произведение векторов методические указания, контрольные работы - student2.ru и методические указания, контрольные работы - student2.ru .

d) Найти смешанное произведение векторов методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Решение:

a) Три вектора в трёхмерном пространстве образуют базис, если они линейно независимы. Для проверки линейной зависимости векторов составим их нулевую линейную комбинацию: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Данное векторное уравнение соответствует системе трёх линейных однородных уравнений: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Вычислим определитель матрицы, полученной системы: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Т.к. определитель основной матрицы однородной системы методические указания, контрольные работы - student2.ru , то система имеет единственное нулевое решение методические указания, контрольные работы - student2.ru . Следовательно, по определению линейной зависимости векторов, векторы методические указания, контрольные работы - student2.ru являются линейно независимыми , а значит образуют базис.

Найдём разложение вектора методические указания, контрольные работы - student2.ru по этому базису. Составим линейную комбинацию: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Перепишем данное векторное уравнение в координатной форме: методические указания, контрольные работы - student2.ru . Решая полученную систему (например, методом Крамера), найдём методические указания, контрольные работы - student2.ru . Следовательно, разложение вектора методические указания, контрольные работы - student2.ru по базису методические указания, контрольные работы - student2.ru имеет вид: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

b) методические указания, контрольные работы - student2.ru .

c) методические указания, контрольные работы - student2.ru Раскрывая определитель по элементам 1-ой строки, получим: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

d) методические указания, контрольные работы - student2.ru .

5) Даны координаты вершин треугольника, A(3, 5), B(-7, 12), C(2, -6). Найти:

a) длину стороны AB;

b) общие уравнения сторон AB и BC;

c) величину угла B;

d)длину и уравнение высоты, опущенной из вершины методические указания, контрольные работы - student2.ru ;

e) площадь треугольника методические указания, контрольные работы - student2.ru ;

f) уравнение прямой, проходящей через точку методические указания, контрольные работы - student2.ru параллельно стороне методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Решение:

a)Найдём длину стороны AB, как длину вектора методические указания, контрольные работы - student2.ru : методические указания, контрольные работы - student2.ru . методические указания, контрольные работы - student2.ru .

b)Найдём уравнения сторон AB и BCпо формуле уравнения прямой, проходящей через две точки.

методические указания, контрольные работы - student2.ru - общее уравнение прямой АВ.

методические указания, контрольные работы - student2.ru - общее уравнение прямой ВС.

методические указания, контрольные работы - student2.ru c) Угол В – есть угол между прямыми AB и BC. Угол между прямыми может быть найден, как угол между их нормальными векторами. методические указания, контрольные работы - student2.ru . методические указания, контрольные работы - student2.ru .

d) Опустим высоту из точки А на сторону ВС. Пусть точка D – есть основание этой высоты. Прямая AD перпендикулярна прямой ВС. Следовательно, вектор нормали прямой ВС является направляющим вектором для прямой AD. методические указания, контрольные работы - student2.ru . Воспользуемся каноническим уравнением прямой. методические указания, контрольные работы - student2.ru - общее уравнение высоты AD.

Найдём длину высоты AD, как расстояния от точки А до прямой ВС.

методические указания, контрольные работы - student2.ru .

e)Найдём площадь треугольника методические указания, контрольные работы - student2.ru как половину произведения длины основания треугольника на его высоту.

Пусть ВС – основание методические указания, контрольные работы - student2.ru , AD – его высота.

методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru .

методические указания, контрольные работы - student2.ru .

f) Обозначим прямую, проходящую через точку методические указания, контрольные работы - student2.ru параллельно стороне методические указания, контрольные работы - student2.ru через l. Т.к. методические указания, контрольные работы - student2.ru , то методические указания, контрольные работы - student2.ru . Составим каноническое уравнение прямой l.

методические указания, контрольные работы - student2.ru - общее уравнение прямой l.

6) Даны четыре точки A(3;-2;1), B(1;2;4), C(-5;4;6), M(2;3;-1). Найти:

a)уравнение плоскости a, проходящей через три точки A, B, C;

b)каноническое уравнения прямой AB;

c)уравнение и длину высоты, опущенной из вершины М на грань методические указания, контрольные работы - student2.ru ;

d) объем пирамиды АВСМ.

Решение:

a)Воспользуемся уравнением плоскости, проходящей через три точки: методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru

Разложим определитель по элементам первой строки:

методические указания, контрольные работы - student2.ru - общее уравнение плоскости α.

b) Воспользуемся уравнением прямой, проходящей через две точки:

методические указания, контрольные работы - student2.ru - каноническое уравнение прямой АВ.

c) Обозначим высоту, опущенной из вершины М на грань методические указания, контрольные работы - student2.ru через l. Т.к методические указания, контрольные работы - student2.ru , то методические указания, контрольные работы - student2.ru . Составим каноническое уравнение прямой l: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Найдём длину высоты как расстояние от точки М до плоскости α: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

d)Объём пирамиды равен методические указания, контрольные работы - student2.ru объёма параллелепипеда, построенного на трёх векторах и может быть вычислен через смешанное произведение этих векторов: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru .

7) Дано уравнение кривой второго порядка методические указания, контрольные работы - student2.ru . Привести её к каноническому виду, определить вид, указать её параметры.

Решение:

Приведём данное уравнение к каноническому виду. Для этого выделим полные квадраты для переменных x и y:

методические указания, контрольные работы - student2.ru ,

методические указания, контрольные работы - student2.ru ,

методические указания, контрольные работы - student2.ru ,

методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Таким образом, получили каноническое уравнение гиперболы со смещённым центром:

методические указания, контрольные работы - student2.ru или методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Точка методические указания, контрольные работы - student2.ru – центр гиперболы.

методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru – мнимая полуось;

методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru – действительная полуось;

методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru ;

методические указания, контрольные работы - student2.ru – эксцентриситет.

Точки методические указания, контрольные работы - student2.ru определяют вершины гиперболы:

методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Точки методические указания, контрольные работы - student2.ru определяют фокусы гиперболы:

методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Уравнения методические указания, контрольные работы - student2.ru определяют директрисы гиперболы: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Уравнения методические указания, контрольные работы - student2.ru определяют асимптоты: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Начертим гиперболу методические указания, контрольные работы - student2.ru , используя найденные параметры (рис. 1).

методические указания, контрольные работы - student2.ru

Рис. 1

Контрольная работа №2

1)Вычислить пределы, не пользуясь правилом Лопиталя.

Решение:

a) методические указания, контрольные работы - student2.ru . Предел отношения многочленов и иррациональностей при методические указания, контрольные работы - student2.ru равен пределу отношения старших по степени слагаемых.

b) методические указания, контрольные работы - student2.ru .

c) методические указания, контрольные работы - student2.ru

методические указания, контрольные работы - student2.ru .

d) методические указания, контрольные работы - student2.ru

e)Воспользуемся обобщённой формулой второго замечательного предела:

методические указания, контрольные работы - student2.ru .

2) Исследовать функции на непрерывность. Классифицировать точки разрыва.

a) методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Решение:

Т.к. при методические указания, контрольные работы - student2.ru знаменатель дроби методические указания, контрольные работы - student2.ru обращается в ноль, то методические указания, контрольные работы - student2.ru -есть точка разрыва данной функции. Найдём пределы при методические указания, контрольные работы - student2.ru слева и справа.

методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru , следовательно методические указания, контрольные работы - student2.ru -есть точка разрыва второго рода.

b) методические указания, контрольные работы - student2.ru

Решение:

Функции методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru – элементарные и в области определения непрерывны. Точки разрыва возможны в переходных от одного задания к другому точках, т.е. в точках методические указания, контрольные работы - student2.ru и методические указания, контрольные работы - student2.ru . Исследуем поведение функции в этих точках:

методические указания, контрольные работы - student2.ru слева: методические указания, контрольные работы - student2.ru справа: методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru , тогда методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru , т.е. функция непрерывна в точке методические указания, контрольные работы - student2.ru

методические указания, контрольные работы - student2.ru слева: методические указания, контрольные работы - student2.ru справа: методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru , тогда методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru , т.е. функция имеет разрыв первого рода в точке методические указания, контрольные работы - student2.ru , т.к. пределы конечны.

3) Найти производные первого порядка для следующих функций:

a) методические указания, контрольные работы - student2.ru

Решение:

Воспользуемся формулой для нахождения производной частного:

методические указания, контрольные работы - student2.ru b) методические указания, контрольные работы - student2.ru

Решение:

Воспользуемся формулой для нахождения производной обратной функции:

методические указания, контрольные работы - student2.ru

методические указания, контрольные работы - student2.ru

c) методические указания, контрольные работы - student2.ru

Решение:

Воспользуемся формулой логарифмического дифференцирования.

Найдём методические указания, контрольные работы - student2.ru

По формуле для нахождения производной от произведения:

методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Следовательно методические указания, контрольные работы - student2.ru .

d) методические указания, контрольные работы - student2.ru

Решение:

Воспользуемся формулой для нахождения производной параметрически заданной функции: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

методические указания, контрольные работы - student2.ru

методические указания, контрольные работы - student2.ru ;

Тогда методические указания, контрольные работы - student2.ru .

4) Найти уравнения касательной и нормали к графику функции методические указания, контрольные работы - student2.ru

в точке x0=-2.

Решение:

методические указания, контрольные работы - student2.ru - уравнение касательной.

методические указания, контрольные работы - student2.ru - уравнение нормали.

методические указания, контрольные работы - student2.ru ;

По формуле для нахождения производной частного:

методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Тогда уравнение касательной: методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru ;

Уравнение нормали: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

5) С помощью методов дифференциального исчисления построить график функцииметодические указания, контрольные работы - student2.ru .

Решение:

1) Области определения функции не принадлежит только точка х=0:

D(y)=(-¥;0)È(0;+¥).

2) методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru функция общего вида (не чётная и не нечётная).

Функция не периодична потому, что её область определения не имеет периодической структуры.

3)Найдём точки пересечения графика с осями координат.

С осью Ox: у=0, методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru точка методические указания, контрольные работы - student2.ru .

С осью Oy: при х=0 функция не существует методические указания, контрольные работы - student2.ru точек пересечения с осью Oy нет.

4)Найдем асимптоты функции.

Вертикальные:

Исследуем функцию в окрестности точки разрыва х=0.

Левосторонний предел методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Правосторонний предел равен методические указания, контрольные работы - student2.ru

методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru -двусторонняя вертикальная асимптота.

Наклонные и горизонтальные:

методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru

y=х – прямая, которая служит наклонной асимптотой графика как при x®-¥, так и при x®+¥.

5) Найдем критические точки: методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru х=-2.

Найдем интервалы монотонности (метод интервалов) и точки экстремума функции.

методические указания, контрольные работы - student2.ru

Интервалы монотонности: на интервале методические указания, контрольные работы - student2.ru функция возрастает; на интервале методические указания, контрольные работы - student2.ru функция убывает.

При х=-2- функция принимает максимальное значение методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru точка максимума.

При х=0 – экстремума нет, так как в этой точке функция не определена.

6) Исследуем функцию на вогнутость, выпуклость и перегиб.

Найдём вторую производную методические указания, контрольные работы - student2.ru .

методические указания, контрольные работы - student2.ru

Интервалы выпуклости, вогнутости: на интервале методические указания, контрольные работы - student2.ru функция выпукла. Перегибов нет.

7) На рис.2 построена кривая, удовлетворяющая проведённому исследованию.

методические указания, контрольные работы - student2.ru

Рис. 2

6)Найти наибольшее и наименьшее значения функции методические указания, контрольные работы - student2.ru

на отрезке методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Решение:

методические указания, контрольные работы - student2.ru . Найдём критические точки:

методические указания, контрольные работы - student2.ru

методические указания, контрольные работы - student2.ru не существует, если методические указания, контрольные работы - student2.ru

Точка методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Найдём методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Найдём значения функции на концах отрезка:

методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Наибольшее значение на данном отрезке достигается функцией в двух точках – на концах отрезка: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Наименьшее значение на данном отрезке достигается функцией во внутренней точке отрезка: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

7)Даны функция методические указания, контрольные работы - student2.ru и точки A(1; 2), B(1,02; 1,97).

Вычислить

a) значение функции методические указания, контрольные работы - student2.ru ;

b) методические указания, контрольные работы - student2.ru с помощью дифференциала, заменяя приращение при переходе от A к B дифференциалом. Оценить в процентах относительную погрешность вычисления.

c) Составить уравнения касательной плоскости и нормали к поверхности ,заданной данной функцией в точке C (x0, y0, z0).

Решение:

a) методические указания, контрольные работы - student2.ru .

b) Воспользуемся формулой: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Найдем методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru , тогда методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Следовательно, получим: методические указания, контрольные работы - student2.ru

Оценим относительную погрешность вычисления: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

c) C (1; 2; 3)

Составим уравнение касательной плоскости : методические указания, контрольные работы - student2.ru

методические указания, контрольные работы - student2.ru

Составим уравнение нормали: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

8) Даны функция методические указания, контрольные работы - student2.ru , точка A(2;-1) и вектор методические указания, контрольные работы - student2.ru . Требуется найти методические указания, контрольные работы - student2.ru и производную в точке A по направлению вектора методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Решение:

методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru

Следовательно методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Найдём направляющие косинусы вектора методические указания, контрольные работы - student2.ru :

методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru .

методические указания, контрольные работы - student2.ru данная функция убывает в направлении вектора методические указания, контрольные работы - student2.ru

9) Найти экстремум функции методические указания, контрольные работы - student2.ru и ее наибольшее и наименьшее значения в области методические указания, контрольные работы - student2.ru : методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Решение:

Найдем стационарные точки функции из системы: методические указания, контрольные работы - student2.ru .

М(6; -8)- стационарная точка. методические указания, контрольные работы - student2.ru .

методические указания, контрольные работы - student2.ru точка М0(6; -8) является точкой минимума функции.

Стационарная точка М0 методические указания, контрольные работы - student2.ru не лежит в заданном круге. Поэтому наибольшее и наименьшее значения функция принимает на границе области, т.е. на окружности методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Составим функцию Лагранжа методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Ее стационарные точки найдем из системы методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru , откуда методические указания, контрольные работы - student2.ru . Следовательно, стационарными точками границы являются М1(3, -4) и М2(-3, 4). методические указания, контрольные работы - student2.ru . Эти числа являются наименьшим и наибольшим значениями z в заданной области: методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru .

Список рекомендуемой литературы.

1. Агишева Д. К. Матрицы и их приложение к решению систем линейных уравнений: Учебное пособие/ Д. К. Агишева, С. А. Зотова, В. Б. Светличная. - Волгоград, РПК «Политехник», 2001. – 63с.

2. Александрова Л. А, Александрова В. А, Зотова С. А., Светличная В. Б., Матвеева Т. А., Короткова Н. Н. Математика. I часть: Учебное пособие (для студентов заочной формы обучения) / – Волгоград, РПК «Политехник», 2003. – 84с.

3. Письменный Д. Т. Конспект лекций по высшей математике. 1 часть. – М.: Рольф, 2000. – 288 с., с илл.

4. Данко П. Е.,Попов А. Г.,Коевникова Т. Я. Высшая математика в упранениях и задачах. Том 1 – М.: Высшая школа, 1980 – 320 с., с илл.

5. Зотова С. А., Светличная В. Б., Матвеева Т. А.. Практическое руководство по аналитической геометрии: Учебное пособие / – Волгоград, РПК «Политехник», 2003. – 41с.

6. Клетеник Д. В. Сборник задач по аналитической геометрии: Учебное пособие для втузов – СПб: «Специальная Литература», 1998.–200 с.: илл.

7. Бронштейн И. Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. – М.: Наука, 1981.–720с.: илл.

8. Выгодский М. Я. Справочник по высшей математике. –М.: Гостехтеоргиздат, 1973.


Вопросы к экзамену по математике.

Аналитическая геометрия.

11. Прямая на плоскости. Виды уравнений прямых. Угол между прямыми. Условие параллельности, перпендикулярности двух прямых. Расстояние от точки до прямой.

12. Плоскость. Виды уравнений плоскостей. Угол между плоскостями. Условие параллельности, перпендикулярности двух плоскостей. Расстояние от точки до плоскости.

13. Прямая в пространстве. Виды уравнений прямых. Угол между прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Условие параллельности, перпендикулярности, компланарности двух прямых.

14. Кривые второго порядка (эллипс, окружность, гипербола, парабола). Определение, канонические уравнения, характеристики.

Введение в анализ.

15. Функция. Область определения и область значений функции. Сложная, обратная, параметрически заданная функции.

16. Предел функции. Единственность предела функции в точке. Бесконечно малые (б.м.)и бесконечно большие(б.б.) функции. Свойства б.м. и б.б. функций.

17. Основные теоремы о пределах.

18. Замечательные пределы. Эквивалентные функции.

19. Односторонние пределы.

20. Непрерывность функции. Точки разрыва и их классификация.

Приложения

  ВЕКТОРЫ
  Координаты точки М есть координаты радиус-вектора методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru
  Вектор методические указания, контрольные работы - student2.ru ; где методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru
  Вектор методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru
  Длина вектора методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru
  Орт методические указания, контрольные работы - student2.ru : методические указания, контрольные работы - student2.ru ( методические указания, контрольные работы - student2.ru ) методические указания, контрольные работы - student2.ru
  Направляющие косинусы методические указания, контрольные работы - student2.ru : методические указания, контрольные работы - student2.ru методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru , методические указания, контрольные работы - student2.ru ; методические указания, контрольные работы - student2.ru
  Проекция вект

Наши рекомендации