Обработка данных метеостанции
Цели работы:
- закрепить навыки по использованию функций Excel;
- научиться решать типовые задачи по обработке массивов с использованием электронных таблиц;
- познакомиться с логическими функциями Excel.
Постановка задачи.
Имеется таблица, содержащая количество осадков в миллиметрах, построенная на основе наблюдений метеостанции г. Екатеринбурга.
Таблица 6.1.
Количество осадков (мм) | |||
Январь | 37,2 | 34,5 | 8,0 |
Февраль | 11,4 | 51,3 | 1,2 |
Март | 16,5 | 20,5 | 3,8 |
Апрель | 19,5 | 26,9 | 11,9 |
Май | 11,7 | 45,5 | 66,3 |
Июнь | 129,1 | 71,5 | 60,0 |
Июль | 57,1 | 152,9 | 50,6 |
Август | 43,8 | 96,6 | 145,2 |
Сентябрь | 85,7 | 74,8 | 79,9 |
Октябрь | 86,0 | 14,5 | 74,9 |
Ноябрь | 12,5 | 21,0 | 56,6 |
Декабрь | 21,2 | 22,3 | 9,4 |
Определить для всей таблицы в целом:
§ минимальное количество осадков, выпавшее за 3 года;
§ суммарное количество осадков, выпавшее за 3 года;
§ среднемесячное количество осадков по итогам 3-хлетних наблюдений;
§ максимальное количество осадков, выпавшее за 1 месяц, по итогам 3-хлетних наблюдений;
§ количество засушливых месяцев за все 3 года, в которые выпало меньше 10 мм осадков.
Данные оформить в виде отдельной таблицы.
Таблица 6.2.
Данные за 1998-2000 годы | |
Макс. кол-во осадков за 3 года (мм) | |
Мин. кол-во осадков за 3 года (мм) | |
Суммарное кол-во осадков за 3 года (мм) | |
Среднемесячное кол-во осадков за 3 года | |
Кол-во засушливых месяцев за 3 года |
Те же данные определить для каждого года и оформить в виде отдельной таблицы 6.3. Дополнительно для каждого года определить:
§ количество месяцев в году с количеством осадков в пределах от 20 до80 мм;
§ количество месяцев в году с количеством осадков вне нормы (до 10 или свыше 100 мм).
Таблица 6.3.
Данные за один год | |
Введите год: | |
Макс. кол-во осадков в году (мм) | 129,1 |
Мин. кол-во осадков в году (мм) | 11,4 |
Суммарное кол-во осадков за год (мм) | 531,7 |
Среднемесячное кол-во осадков в году | 44,308 |
Кол-во засушливых месяцев в году | |
количество месяцев в пределах от 20 до80 мм | |
количество месяцев вне нормы (до 10 или свыше 100 мм) |
При вводе года в таблице должны отражаться данные именно за этот год, в случае некорректного ввода должно выдаваться сообщение "данные отсутствуют".
Структура электронной таблицы позволяет использовать ее для решения задач, сходных с задачами обработки массивов. В качестве одномерных массивов можно рассматривать строки или столбцы электронной таблицы, заполненные однотипными числовыми или текстовыми данными. Аналогом двумерного массива является прямоугольная область таблицы, также заполненная однотипными данными.
В нашей задаче область B5:D16 исходной таблицы 6.1 можно рассматривать как двумерный массив из 3 столбцов и 12 строк, а данные по каждому году B5:B16; C5:C16; D5:D16 как одномерные массивы по 12 элементов каждый.
Возможности электронной таблицы Excel - использование формул и большой набор встроенных функций, абсолютная адресация, операции копирования - позволяют решать типовые задачи по обработке одномерных и двумерных массивов.
Методические указания.
ЗАДАНИЕ 1. Заполните таблицу 6.1 и оформите ее по своему усмотрению.
ЗАДАНИЕ 2. Сохраните таблицу на диске в личном каталоге под именем lab6.xls
ЗАДАНИЕ 3. На том же листе создайте и оформите еще 2 таблицы (табл. 6.2 и 6.3)
ЗАДАНИЕ 4. Заполните формулами ячейки G5:G8 табл. 6.2для обработки двумерного массива В5:D16 (данные за 3 года). Используя мастер функций, занесите формулы:
4.1. В ячейку G5 =MAKC(B5:D16)
4.2. В ячейку G6 =МИН(В5:D16) и так далее в соответствии с требуемой обработкой двумерного массива B5:D16
4.3. Определите количество засушливых месяцев за 3 года. Для определения воспользуйтесь функцией СЧЕТ ЕСЛИ, которая подсчитывает количество непустых ячеек, удовлетворяющих заданному критерию внутри интервала. Формат функции: СЧЕТ ЕСЛИ (интервал; критерии). Воспользуйтесь мастером функций, на 2 шаге укажите интервал B5:D16 и критерий <10.
ЗАДАНИЕ 5. Познакомьтесь с логическими функциями пакета Excel.
5.1. Воспользуйтесь мастером функции, нажав на кнопку .
5.2. В диалоговом окне мастера функций выберите функцию Логические.
5.3. Посмотрите, какие логические функции и их имена используются в русской версии Excel.
Логические функции. В Excel имеются логические функции, список которых можно увидеть, нажав на кнопку и выбрав в диалоговом окне функцию Логические.
При решении ряда задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов в зависимости от того, выполняется или нет некоторое условие или несколько условий. Так, в нашей задаче в зависимости от введенного года в табл. 6.2 должен обрабатываться тот или иной столбец табл. 6.1. Для решения таких задач применяют логическую функцию ЕСЛИ. Формат функции: ЕСЛИ(<Логическое выражение>; <выражение 1>; <выражение2>). Первый аргумент функции ЕСЛИ - логическое выражение (в частном случае условное выражение), которое принимает одно из двух значений: "Истина" или "Ложь". В первом случае функция ЕСЛИ принимает значение выражения 1, а во втором случае - значение выражения 2.
Например, в ячейке Н6 нужно записать максимальное из двух чисел, содержащихся в ячейках Н2 и Н5. Формула, введенная в ячейку Н6: = ЕСЛИ (Н2>Н5; Н2; Н5) означает, что если значение ячейки Н2 больше значения ячейки Н5, то в ячейке Н6 будет записано значение из Н2, в противном случае из Н5.
В качестве выражения 1 или выражения 2 можно записать вложенную функцию ЕСЛИ. Число вложенных ЕСЛИ не должно превышать семи.
На месте логического выражения можно использовать одну из логических функций И или ИЛИ. Формат функций: И(<логическое выражение 1>; <логическое выражение 2>,....); ИЛИ(<логическое выражение 1>; <логическое выражение 2>,....). В скобках может быть указано до пятидесяти логических выражении. Функция И принимает значение "Истина", если одновременно все логические выражения истинны. Функция ИЛИ принимает значение "Истина", если хотя бы одно из логических выражений истинно.
Например, требуется определить, входит ли в заданный диапазон (5; 10) число, содержащееся в ячейке Н10. Ответ: 1( если число принадлежит диапазону) и 0 (если число не принадлежит диапазону) должен быть получен в ячейке H12. В ячейку H12 вводится формула: =ЕСЛИ(И (Н10>5; Н10<10); 1; 0) В ячейке H12 получится значение 1, если число принадлежит диапазону, и значение 0, если число вне диапазона.
ЗАДАНИЕ 6. Заполните формулами табл. 6.3 для обработки одномерных массивов (данные по каждому году).
6.1. Ячейку G11 отведите для ввода года и присвоите ей имя «год» (команда вставка > Имя > определить)
Именованная ячейка будет адресоваться абсолютно. При вводе в формулу имени ячейки необходимо выбрать это имя в списке и щелкнуть на нем. Excel вставит указанное имя в формулу.
6.2. В ячейку G12 с использованием Мастера функций введите формулу: =ЕСЛИ(год=1998; МАКС(В5:В16); ЕСЛИ(год=1999; МАКС(С5:С16); ЕСЛИ (год=2000; МАКС(D5:D16); " данные отсутствуют"))).
Проанализируйте формулу. Несмотря на сложный синтаксис, смысл ее очевиден. В зависимости от года, который вводится в именованную ячейку «год», определяется максимум в том или ином диапазоне табл. 6.1. Диапазон В5:В16 - это одномерный массив данных за 1998 г.; С5:С16 - массив данных зa l999 г.; D5:D16 – зa 2000г..
6.3. Замените в формуле в ячейке G12 относительную адресацию ячеек на абсолютную: =ЕСЛИ(год=1998; МАКС($В$5:$В$16); ЕСЛИ(год=1999; МАКС($С$5:$С$16); ЕСЛИ (год=2000; МАКС($D$5:$D$16); " данные отсутствуют"))).
Для выполнения следующих выборок эту формулу можно скопировать в ячейки G13:G16 и
отредактировать, заменив функцию МАКС на требуемые по смыслу. Но прежде необходимо заменить относительную адресацию ячеек на абсолютную, иначе копирование формулы будет производиться неправильно.
Внимание! Все массивы в формуле адресованы абсолютно, ячейка ввода года также адресована абсолютно.
6.4. Скопируйте формулу из ячейки G12 в ячейки G13:G16.
6.5. Отредактируйте формулы в ячейках G13:G16, заменив функцию МАКС на требуемые по смыслу.
6.6. Отредактируйте формулу в ячейке G16. Смените функцию МАКС на функцию СЧЕТ ЕСЛИ и добавьте критерий "<10". После редакции функция должна иметь вид:
=ЕСЛИ(год=1998; СЧЕТ ЕСЛИ($В$5:$В$16; <10); ЕСЛИ(год=1999; СЧЕТ ЕСЛИ($С$5:$С$16; <10); ЕСЛИ (год=2000; СЧЕТ ЕСЛИ($D$5:$D$16; <10); " данные отсутствуют"))).
6:7. Введите в ячейку G11 год: 1998.
6. 8. Проверьте правильность заполнения табл. 6.3 значениями.
ЗАДАНИЕ 7. Сохраните результаты работы под тем же именем lab6.xls в личном каталоге.
ЗАДАНИе 8. Представьте данные табл. 6.1 графически, расположив диаграмму на отдельном рабочем листе.
8.1. Выделите блок A5:D16 и выполните команду меню вставка, диаграмма, на отдельном.
8.2. Выберите тип диаграммы и элементы оформления по своему усмотрению.
ЗАДАНИЕ 9. Вернитесь к рабочему листу с таблицами.
ЗАДАНИЕ 10. Подготовьте таблицу к печати, воспользовавшись предварительным просмотром печати:
10.1. Выберите альбомную ориентацию и подберите ширину полей так, чтобы все таблицы умещались на странице.
10.2. Укажите в верхнем колонтитуле фамилию, а в нижнем - дату и время.
ЗАДАНИЕ 11. Сохраните результаты работы под тем же именем lab6.xls в личном каталоге.
ЗАДАНИЕ 12. Определите количество месяцев в каждом году с количеством осадков в пределах (>20; <80) мм и в пределах (<10; >100) мм.
12.1. Создайте вспомогательную таблицу 6.4 для определения месяцев с количеством осадков в пределах (>20; <80) мм.
Таблица 6.4.
Вспомогательная таблица для определения числа месяцев в году с количеством осадков в пределах от 20 до80 мм | |||
Сумма |
12.2. В ячейку В21 занесите формулу: =ЕСЛИ(И(В5>20; В5<80); 1; 0).
12.3. Заполните этой формулой ячейки В22:В32. В ячейках, где условие выполняется, появляется 1.
12.4. В ячейке ВЗЗ подсчитайте сумму месяцев за 1998 г., удовлетворяющих этому условию.
12.5. Выделите ячейки В21:ВЗЗ и скопируйте формулы в область C21:D33. В ячейках СЗЗ и D33 получилось количество месяцев за 1999 и 2000 гг., удовлетворяющих условию (>20;<80).
12.6. Аналогично создайте вспомогательную таблицу для определения числа месяцев с количеством осадков в пределах (<10; >100) (формулу необходимо изменить в соответствии с условием).
12.7. В ячейку G17 занесите формулу: =ЕСЛИ(год=1998; ВЗЗ; ЕСЛИ(год=1999; СЗЗ; ЕСЛИ (год=2000; D33; " данные отсутствуют")))
12.8. Скопируйте эту формулу в ячейку G18 и отредактируйте. 1
12.9. Оформите на свой вкус вспомогательные таблицы и добавьте к ним заголовки и обозначения.
ЗАДАНИЕ 13. Сохраните результаты работы под тем же именем lab6.xls в личном каталоге.
Лабораторная работа № 7