Диагностика произвольного внимания старших дошкольников
Опытно – экспериментальная работапроводилась на базе МКДОУ Новокриушанского детского сада комбинированного вида, Калачеевский район, Воронежская область.Испытуемыми были выбраны дети старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе перед нами стояла задача: определить уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ плана воспитательно – образовательной работы показал, что целенаправленно упражнения и задания по развитию произвольного внимания с детьми не проводилось. Хотя в группе имеется достаточно дидактических игр по данной проблеме («Чего не стало?», «Исправь ошибку» и др.).
Из наблюдений можно сделать вывод, что этот материал используется крайне редко, воспитатели мало уделяют внимания данной проблеме, дети легко отвлекаются. Их трудно сосредоточить на нужном объекте или явлении.
Основными критериями оценки развития произвольного внимания детей являются: продуктивность; устойчивость; переключаемость; объем.
Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом.
Для диагностики перечисленных характеристик внимания и решения поставленной задачи констатирующего этапа эксперимента мы использовали следующие методики: «Найди и вычеркни», «Проставь цифры (значки)», «Запомни и расставь точки» [11, с.73].
Методика 1. «Найди и вычеркни»предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания (см. приложение №1).
Обработка и оценка результатов.При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка.
N — количество изображений предметов на рисунке просмотренных ребенком за время работы;
t — время работы;
п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
Показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
0-1 балл — показатель 5 находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла -продуктивность и устойчивость внимания очень низкая (см.таблицу 1).
Таблица 1.
Показатели развития продуктивности и устойчивости внимания
У старших дошкольников по методике «Найди и вычеркни»
(констатирующий этап эксперимента)
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Количество баллов | Уровень |
Паша Л. | высокий | ||
Коля М. | низкий | ||
Маша Н. | средний | ||
Оля С. | средний | ||
Серёжа Т. | средний | ||
Алеша Л. | низкий | ||
Марина О. | низкий | ||
Дима У. | низкий | ||
Оксана К. | низкий | ||
Надя С. | низкий |