Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
Диагностика произвольного внимания старших дошкольников
Опытно – экспериментальная работапроводилась на базе МКДОУ Новокриушанского детского сада комбинированного вида, Калачеевский район, Воронежская область.Испытуемыми были выбраны дети старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе перед нами стояла задача: определить уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ плана воспитательно – образовательной работы показал, что целенаправленно упражнения и задания по развитию произвольного внимания с детьми не проводилось. Хотя в группе имеется достаточно дидактических игр по данной проблеме («Чего не стало?», «Исправь ошибку» и др.).
Из наблюдений можно сделать вывод, что этот материал используется крайне редко, воспитатели мало уделяют внимания данной проблеме, дети легко отвлекаются. Их трудно сосредоточить на нужном объекте или явлении.
Основными критериями оценки развития произвольного внимания детей являются: продуктивность; устойчивость; переключаемость; объем.
Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом.
Для диагностики перечисленных характеристик внимания и решения поставленной задачи констатирующего этапа эксперимента мы использовали следующие методики: «Найди и вычеркни», «Проставь цифры (значки)», «Запомни и расставь точки» [11, с.73].
Методика 1. «Найди и вычеркни»предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания (см. приложение №1).
Обработка и оценка результатов.При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка.
N — количество изображений предметов на рисунке просмотренных ребенком за время работы;
t — время работы;
п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
Показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
0-1 балл — показатель 5 находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла -продуктивность и устойчивость внимания очень низкая (см.таблицу 1).
Таблица 1.
Показатели развития продуктивности и устойчивости внимания
Критерии оценки
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
где S — показатель переключения и распределения внимания;
N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов
10 баллов — показатель S больше чем 1,00 - переключение внимания очень высокое, распределение внимания очень высокое.
8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00 - переключение внимания высокое, распределение внимания высокое.
6-7 баллов — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75 - переключение внимания среднее, распределение внимания среднее.
4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50 - переключение внимания среднее, распределение внимания среднее.
0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25 — переключение внимания низкое, распределение внимания низкое (см.таблицу2).
Таблица 2.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 8 и более точек.
8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла— ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки (см. таблицу 3).
Дети, набравшие в итоге от 0 до 3 баллов были отнесены к низкому уровню развития объема внимания, от 4 до 7 баллов – к среднему уровню развития, от 8 до 10 баллов - были отнесены к высокому уровню развития объема внимания.
Таблица3.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста