Система классификации рисков по различным критериям
Для выработки систематизированного подхода и формализации потенциальных угроз осуществляется классификация рисков в соответствии с источниками их возникновения. С целью максимально полного выявления рисков целесообразно классифицировать их по различным критериям:
1) классификация по области возникновения рисков
В соответствии с выбранным критерием риски ОАО «РЖД» подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним рискам, которые могут оказывать влияние на деятельность ОАО «РЖД», относятся:
· макроэкономические риски – риски, связанные с деятельностью ОАО «РЖД» как субъекта глобального рынка, испытывающего влияние со стороны всех отраслей экономики и подверженного воздействию изменения рыночной конъюнктуры;
· рыночные риски – риски, обусловленные деятельностью ОАО «РЖД» как субъекта отечественного и мирового транспортных рынков и зависящие от структурных, экономических, тарифных, технико-технологических, экологических и прочих изменений в области железнодорожного транспорта и в транспортной сфере в целом;
· финансовые риски – напрямую зависящие от внешних финансово-экономических факторов и включающие в себя риски изменения значений параметров финансового рынка, таких как процентные ставки, курсы валют, стоимость ценных бумаг или товаров, корреляция и изменчивость этих и других параметров финансовых инструментов, являющихся объектами сделок, заключаемых ОАО «РЖД»; риски того, что контрагент ОАО «РЖД» не исполнит свои обязательства в полной мере или в соответствии с законодательством он не обязан выполнять свои обязательства;
· риски трудовых ресурсов – риски, обусловленные неблагоприятной демографической ситуацией в стране, дефицитом качественных трудовых ресурсов и усилением диспропорций в структуре трудоспособного населения;
· репутационные риски − риски потери деловой репутации ОАО «РЖД» и формирования негативного отношения к взаимодействию с ОАО «РЖД» со стороны потенциальных партнеров и клиентов;
· политические риски – риски, связанные с изменением политической обстановки в России и в мире, с изменением режима государственного регулирования отношений собственности, изменением российского и международного законодательства;
· риски реформирования − риски, связанные с внешними угрозами функционированию ОАО «РЖД», обусловленными проведением структурной реформы на железнодорожном транспорте;
· техногенные и природно-климатические риски – риски, обусловленные возможностью возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф, препятствующих нормальному функционированию ОАО «РЖД»;
· научно-технические и технологические риски – риски, обусловленные развитием научно-технического прогресса, разработками новых технологий, материалов и внедрением их в производство и управление.
Внутренние риски ОАО «РЖД» подразделяются на следующие основные категории:
· производственно-технологические риски – риски, связанные с организацией перевозочного процесса, обеспечением безопасности перевозок и оказанием транспортных услуг необходимого качества;
· технические и ресурсные риски – риски, связанные с техническим, ресурсным и информационным обеспечением ОАО «РЖД»;
· инвестиционные риски – риски, связанные с выбором и обоснованием выбора объектов инвестирования и обеспечением плановой доходности инвестированных средств;
· риски структурных преобразований – риски, связанные с проводимой на железнодорожном транспорте структурной реформой, выделением конкурентных сегментов рынка железнодорожных услуг, созданием и взаимодействием с создаваемыми дочерними и зависимыми обществами;
· финансовые риски – риски, связанные с эффективностью использования финансовых ресурсов, обеспечением финансовой устойчивости и независимости ОАО «РЖД»;
· кадровые риски – риски, связанные с управлением персоналом, построением качественной и эффективной системы мотивации работников, обеспечением ОАО «РЖД» необходимым количеством трудовых ресурсов высокого качества;
· управленческие риски − риски, обусловленные деятельностью по управлению ОАО «РЖД», обоснованием, принятием и реализацией управленческих решений.
По мере создания в ОАО «РЖД» системы управления рисками этот представленный перечень рисков будет обновляться и корректироваться.
2) классификация по уровням управления ОАО «РЖД»
Многоуровневая система управления ОАО «РЖД» и различия в масштабах и сложности задач, реализуемых на каждом из уровней управления, определяют необходимость проведения классификации рисков по уровням управления ОАО «РЖД».
3) классификация по временному периоду воздействия рисков
Влияние рисков на деятельность ОАО «РЖД» может быть различным в различные временные периоды. В связи с этим целесообразна классификация по временному критерию проявления рисков, в соответствии с которым выделяются:
· риски текущей деятельности – риски, период воздействия которых находится в пределах 1 года;
· среднесрочные риски – риски, период воздействия которых составляет 1–3 года;
· долгосрочные (стратегические) риски – риски с периодом воздействия от 3 до 10 лет.
Классификация рисков по данному критерию предполагает соответствующую регулярность пересмотра и обновления выявленных рисков. Пересмотр и оценка каждой из выделенных групп рисков должна производиться с различной периодичностью в соответствии с утвержденными в ОАО «РЖД» методиками и регламентами.[20]
При проведении работы по управлению рисками указанные классификационные группы могут быть расширены в соответствии с конкретными задачами и актуальными критериями классификации.