Практическое применение реинжиниринга и его перспективы
Привлечение всеобщего внимания к идеям и практике реинжиниринга объясняется, не в последнюю очередь, вхождением мировой экономики в эпоху повсеместного применения информационных технологий на основе массовой компьютеризации и широкого использования Internet. Только в США к середине 90-х реинжиниринг применяли более двух третей крупнейших компаний, представляющих самый широкий спектр разнообразных отраслей национальной экономики. Рассмотрим несколько примеров успешной реализации возможностей реинжиниринга на практике.
Компания IBM Credit благодаря компьютеризации подвергшихся реинжинирингу бизнес-процессов обеспечила более чем 90%-ный рост производительности. Без применения реинжиниринга, только на основе внедрения компьютерной сети в существовавшую организационно-управленческую систему компания смогла бы ускорить прохождение заявок на кредиты всего лишь на 10%.
Компания «Ford» в случае компьютеризации существовавшего процесса платежей своим поставщикам могла бы отказаться от 100 из 500 сотрудников отдела по работе со счетами поставщиков. Путем реинжиниринга этого процесса с последующей его компьютеризацией она сократила численность сотрудников отдела на 400 человек.
Компания «Kodak» за счет использования современных рабочих станций автоматизированного проектирования могла бы сократить существовавший процесс разработки новой продукции и необходимого технологического оборудования всего на несколько суток. Однако на основе компьютеризации прошедшего реинжиниринг процесса было достигнуто 50%-ное сокращение сроков разработки.
Завод «Сатурн» компании «General Motors» сделал доступной свою базу данных поставщикам, что позволило исключить фазу отправки официальных заказов на детали. В результате поставщики сами подвозят необходимые компоненты в запланированные сроки, поскольку им уже известны потребности производства и график работ завода. В результате удалось избавиться от трудоемкой переписки и сократить втрое число сотрудников в отделе закупки деталей.
Компания «Unisys Corp.» внедрила проект по реинжинирингу в отделе транспорта. При стоимости проекта 746 тыс. долл. ожидаемый эффект от экономии составляет 2 млн. долл. ежегодно.
В настоящее время компании стали выполнять большую часть работы по реинжинирингу собственными силами без привлечения консультационных фирм. Реинжиниринга проводится очень много, и еще больше будет проводиться в будущем.
В пользу последнего говорят, в частности, следующее. Наблюдается значительный рост электронной коммерции, и преобретает стремительное развитие ERP-систем (системы планирования ресурсов предприятия).
Реинжиниринг необходим российскому предпринимательству, так как необходимы существенные изменения в управление отечественным бизнесом. По мнению С.Колесникова в отечественных условиях несформированных бизнес-процессов и бизнес процедур, не говоря уже о специфической регламентации учетной практики, бизнес-процесс реинжиниринг в оригинальном понимании этого термина практически невозможен (так как реинжинировать в основном нечего)[16]. В этих условиях необходим инжиниринг бизнес-процедур.
Особая сложность возникает в связи с тем, что, как правило, продавцы (поставщики) компьютерных систем и консалтинговых услуг по реинжинирингу, не стремятся дать корректное представление потребителю реинжиниринга о сложностях которые его ждут. Такая ситуация складывается не только с западным фирмам, но и в той же, если не большей мере, с российскими фирмам - поставщиками. Последние склонны апеллировать к «адаптированности» своего продукта к отечественным условиям, забывая о том, что по статистике процент успешного внедрения сравнимых по сложности программных продуктов также вполне сравним (и часто не в пользу российских «адаптированных» разработок).
Существует еще одна существенная проблема. Дело в том, что в отечественных условиях, требуется инжиниринг бизнес процессов, что, как правило, явно не формулируется консультантами.
Реализация проектов реорганизации бизнеса приводит к существенным изменениям в его методах управления. В этой связи первостепенное значение приобретает управление процессом изменений.
В российских условиях стратегическая задача предприятия – посредством осуществления комплексной программы реинжиниринга, включающей качественное совершенствование основных бизнес-процессов с одновременным внедрением новых информационных технологий, добиться модернизации и существенного повышения эффективности бизнеса.