Виды, особенности и этапы реинжиниринга
М.Хаммер и Дж.Чампи определяют реинжинирингкак «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы».[3] При этом реинжиниринг рассматривается как способ выживания современных компаний в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке.
Реинжиниринг – это действие обратное инжинирингуи означает перепроектирование бизнеса. Инжиниринг бизнеса — это проектирование бизнеса - набор приемов и методов, которые компания использует для проектирования бизнеса в соответствии со своими целями[4].
Необходимость реинжиниринга связывается с высокой динамичностью современного делового мира. Непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. BPR, переосмыслив принципы организации бизнес-процессов на основе разделения труда, предложенные А.Смитом в "Богатстве наций", показал, что они неадекватны современным условиям. Дело в том, что принцип разделения труда, послуживший основой успешному развитию бизнеса в течение более чем двухсот лет, исходит из предположения об относительной стабильности существующих технологий, а также постоянно растущем спросе на товары и услуги, при котором потребитель не имеет широкого выбора и довольствуется уже самим наличием продукции. В этих условиях наиболее эффективной оказалась иерархическая пирамидальная структура компаний, организованных по функциональному признаку. Управление в таких компаниях строится на административно-командных принципах. При этом клиентам отводится самый нижний уровень иерархии, где они представлены безликим "массовым потребителем". Однако с развитием современных технологий исчезла стабильность, а с ростом конкуренции - изменилась и роль потребителя. Соревнование между производителями привело к дроблению массового рынка на относительно небольшие ниши, где уже потребитель диктует свои условия производителям, а не наоборот.
В обзорах Garden Group приводится следующий график соотношения спроса и предложения с 1945 по 1997 год в США (рисунок 1.1.)[5] Развитие соотношения спрос-предложение разделилось на два периода. С 1945 по 1980 г. – это дефицитный рынок, когда спрос превышал предложение и производитель диктовал потребителю цены на готовую продукцию. Экономика этого периода была максимально ориентирована на производство (таблица 1.1.)[6]. В 1980 году в США, да и во всём мире «капитала», произошёл перлом соотношения спроса и предложения. Рынок стал конкурентным, т.е. цена на продукцию стала рыночной. Для того, чтобы получить прибыль, необходимую для развития, бизнес вынужден был снижать себестоимость своей продукции/ услуг.
Рис. 1.1. Развитие соотношения спроса и предложения в США
согласно обзорам Garden Group [7]
Для нашей страны таким переломным годом стал 1992-й (таблица 1.1.) В результате экономической реформы, Россия из дефицитного резко переместилась в рынок конкурентный. При этом российскому молодому бизнесу конкурировать пришлось с мировыми производителями, у которых соотношение цена/качество было предпочтительным для потребителей.
Таблица 1.1. Сравнительная характеристика экономики стран «капитала» и России [8]
Показатель | Страны «капитала» 1960 г. | Страны «капитала» 1980 г. | Страны «капитала» 1990-2000 г. |
Россия-1990 г. | Россия-2000 г. | Россия-2001 г. | |
Рынок | «Экономика производства» | «Экономика рынка» | «Экономика услуг» |
Срок «старения» продукции | 10 лет | Несколько лет | Менее 1 года |
Конкуренция | Отсутствует | Национальный масштаб | Мировой масштаб |
Производство | Массовое | По партиям | Синхронное |
Качество | Брак 10 % | Брак 1% «Система качества» | P.P.M. TQM[9] |
Обновление запасов | 2-5 раз в год | 5-50 раз в год | 50-100 раз в год |
Тип управления | По заказам | MRP | MRPII/ERP JIT[10] |
Базовые данные для производства | Прошлый опыт | Прогноз | Заказ потребителя |
Если рассматривать итог развития социально-экономических отношений в западных странах при переходе от дефицитной экономики к конкурентному рынку, то следует отметить, что в конце 90-х годов экономика западных фирм направлена:
· на непрерывное улучшение обслуживания клиентов (потребителей) по приемлемым для них ценам;
· минимальную продолжительность «жизни» продукции;
· повышение качества продукции и уменьшение её себестоимости;
· планирование выпуска готовой продукции, опирающееся на заказ потребителя, т.е. на идеологию «производить только то, что уже продано».
При такой направленности экономики основный выигрыш фирмы получают за счёт своевременного реагирования на потребность потребителя, а не за счёт экономии на масштабах и поиска дешёвых ресурсов.
Российский бизнес в 90-х годах по уровню развития социально-экономических отношений находился на уровне 60-х годов уровня развития западных стран. Сегодня многие представители отечественного бизнеса так и не могут вырваться из кругооборота вредных эффектов и серьёзных проблем.
Таким образом, потребитель в наше время имеет существенно больший выбор не только товаров и услуг, но и технологий. В результате, производитель вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов: изменение бизнес-процессов превращается в практику повседневной жизни компаний, а инерционность пирамидальной структуры становится тормозом на пути к их выживанию.
Реинжиниринг бизнес-процессов принципиально отличается от модных веяний в менеджменте, сменяющих друг друга во второй половине прошлого века, например, таких, как управление по целям, диверсификация, бенчмаркинг, тотальное управление качеством, предполагающее постоянное «приростное», пошаговое совершенствование и др. В результате успешно проведенного реинжиниринга - быстрого осуществления глубоких и всесторонних коренных изменений системы управления - компания достигает существенного, «прорывного», в десятки и сотни раз роста эффективности.
Специфика реинжиниринга состоит в том, что существующая более 250 лет узкая специализация и обусловленная ею многократная передача ответственности как в производстве, так и, особенно, в управлении, отжили и реинтегрируются в сквозные бизнес-процессы, ответственность за которые от начала и до конца берут на себя сплоченные командным духом группы единомышленников, способные выполнять широкий спектр работ. Причем, работа в команде предполагает не столько всеобщее и постоянное одобрение и умиление по поводу любых действий ее членов, сколько творческие дискуссии и столкновение мнений с целью выработки наилучших нестандартных решений. Как говорил знаменитый шотландский философ и экономист Дэвид Юм: «Истина возникает в результате разногласий между друзьями».
Майкл Хаммер и Джеймс Чампи определили реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность»[11].
Раскроем использованные в данном определении ключевые понятия:
· «Фундаментальный»: Должны быть получены ответы на наиболее существенные вопросы о деятельности предприятия: «Почему мы должны делать то, что мы делаем?», «Почему мы должны делать это тем способом, которым мы это делаем?» Реинжиниринг сначала определяет, ЧТО предприятие должно делать, и только затем — КАК делать. Реинжиниринг ни для чего из прежнего опыта не гарантирует сохранения. Он игнорирует то, что есть, и концентрируется на том, что должно быть.
· «Радикальный»: Радикальность означает изменение вещей в самом их корне. В бизнес-реинжиниринге радикальность означает отбрасывание всех существующих структур и процедур и воплощение новых способов выполнения работ.
· «Кардинальный»: Если предприятие имеет падение прибыли всего на 10%, если его затраты всего на несколько процентов превышают запланированные, если показатель качества нужно улучшить лишь на немного, если обслуживание заказчиков требует лишь определенного ускорения, то предприятию вообще бизнес-реинжиниринг не требуется. В этом случае применимы обычные методы, например, такие как программы постепенного улучшения качества. Бизнес-реинжиниринг применяется только тогда, когда есть острая нужда во «взрывном» воздействии.
· «Бизнес-процессы»: Это понятие — самое важное в определении бизнес-реинжиниринга, но оно наиболее трудно понимается управляющими. Это горизонтальные иерархии внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов.
Рассмотрим некоторые ошибочные мнения на счет реинжиниринга и выделим, какие изменения не являются бизнес-реинжинирингом:
1. Несмотря на важную роль, которую информационные технологии играют в реинжиниринге бизнес-процессов, реинжиниринг нельзя непосредственно отождествлять с автоматизацией бизнес-процессов. Автоматизация бизнес-процессов, используя информационные технологии, автоматизирует существующий процесс со всеми его недостатками и не ставит перед собой основную задачу реинжиниринга - проектирование нового процесса для кардинального повышения его эффективности.
2. Некоторые пользователи путают реинжиниринг бизнеса с реинжинирингом программного обеспечения, задача которого состоит в переписывании - на основе современных технологий – устаревших информационных систем без изменения самих автоматизируемых процессов.
3. Реинжиниринг не является ни реструктурированием, ни уменьшением размерности. Эти термины обозначают уменьшение возможностей компании, например снижение производственных мощностей, для соответствия текущим более низким требованиям. Например, на рынке падает спрос на автомобили компании «Автоваз», и ей необходимо перестроить производство - с минимальными затратами - в сторону уменьшения количества выпускаемых автомобилей. Реинжиниринг, в отличие от реструктурирования и уменьшения размерности, стремится сделать больше, а не меньше.
4. Реинжиниринг - это не реорганизация не «выравнивание организации», хотя «выравнивание» вполне может оказаться результатом проведения реинжиниринга. В отличие от реорганизации и выравнивания, имеющих дело с организационными структурами, реинжиниринг имеет дело с процессами. Многие компании видят причину своих бед в бюрократии и пытаются с ней бороться. Такая точка зрения является ошибочной. При традиционной иерархической структуре организации, где процессы разбиты на фрагменты, выполняемые в подразделениях, без бюрократии наступит хаос. Бюрократия - это клей, соединяющий вместе подразделения традиционной организации. Избавиться от бюрократии можно только с помощью реинжиниринга, который восстанавливает целостность процессов.
5. Реинжиниринг ни в коем случае не улучшение качества и не глобальное управление качеством. Хотя и реинжиниринг, и управление качеством отводят центральную роль бизнес-процессам, существует принципиальное отличие: управление качеством принимает имеющиеся процессы и старается их улучшить, в то время как реинжиниринг заменяет существующие процессы на новые.
Различия между совершенствованием и реинжинирингом бизнеса представлены в таблице[12].
Таблица 1.2.
Сравнительная характеристика совершенствования и реинжиниринга бизнеса
Параметр | Совершенствование | Реинжиниринг |
Начальная точка | Существующий процесс | «Чистая доска» |
Уровень изменений | Наращиваемый | Радикальный |
Частота изменений | Непрерывно/единовременно | Единовременно |
Длительность изменений | Малая | Большая |
Направление изменений | Снизу вверх | Сверху вниз |
Охват | Узкий — на уровне функций (функциональный подход) | Широкий — межфункциональный |
Риск | Умеренный | Высокий |
Основное средство | Стратегическое управление | Информационные технологии |
Тип изменений | Изменение корпоративной культуры | Культурный/структурный |
Следовательно, реинжиниринг можно охарактеризовать как радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы[13].
Реинжиниринг бизнеса требует начать заново, начать с нуля. Реинжиниринг означает отказ от многого из накопленного за два столетия опыта промышленного менеджмента, необходимость забыть то, как работа осуществлялась в эпоху массового рынка, и решить, как она теперь должна выполняться наилучшим образом. В рамках реинжиниринга бизнеса старые названия профессий и старые организационные образования — департаменты, отделения, группы и так далее — утрачивают свое значение. В реинжиниринге важным является то, как мы хотим организовать работу именно сегодня с учетом спроса на сегодняшнем рынке и возможностей сегодняшних технологий. Таким образом, анализируя выше сказанное, выделим основные свойства реинжиниринга:
· Отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса с нуля, что позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм;
· Пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности – если невозможно переделать свою деловую среду, то можно переделать свой бизнес;
· Приведение к значительным изменениям показателей деятельности (на порядок отличающихся от предыдущих).
Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:
1. Компании, находящиеся на грани краха в связи с тем, что цены на товары заметно выше и (или) их качество (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся.
2. Компании, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и пр.
3. Компании, не имеющие проблем сейчас, не прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего.
Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов используется в случаях, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые и пр. Задачи реинжиниринга аналогичны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции и в конечном счете — выживаемости бизнеса.
Бизнес, стремящейся выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов. Для этого прибегают к консалтингу, который базируется на прошлом опыте, суждениях специалистов готовых апробированных решениях, аналогиях, эвристических оценках, сопоставлении мнений. Но можно использовать и альтернативный путь, которым является инженерная деятельность. Такой подход гарантирует получение результата при условии соблюдения правил и методик применения инструментов реинжиниринга, он позволяет контролировать пол ноту исполнения предлагаемых решений и оценивать их качество. Этот подход основан на концепции и методах реинжиниринга бизнес-процессов.