Теорема о сложении угловых скоростей
Теорема. Если тензор поворота является композицией (произведением) поворотов , то , (4.23)
где - угловые скорости, соответствующие тензорам .
Доказательство. Докажем сначала лемму:
Пусть – тензор поворота, – произвольный тензор, тогда
, (4.24)
« векторный инвариант повернутого тензора равен повернутому векторному инварианту».
Доказательство леммы немедленно следует из тождества #3 (1.15)
,в котором достаточно положить
.
Впрочем, лемма имеет простой геометрический смысл. Примем в качестве одну диаду ( в лемму тензор входит линейно). Пусть векторы
преобразуются тензором в = , = , = . Поскольку тройка поворачивается как жесткая система, то т.е. )= ) или .
Вычисляя теперь тензор спина
+ =
и сопутствующие векторы левой и правой частей с помощью леммы (4.24) получим (4.23).
Упражнение. Показать, что если ,то
Дифференцируя (4.23), получим формулу сложения угловых ускорений
.
Заменив по формуле Пуассона = , будем иметь
= или, заметив, что
= (4.25)
Замечание.
Практически во всех учебниках не дается строгого определения угловой скорости, это понятие остается затененным интуитивными соображениями (кроме случая фиксированной оси поворота, когда ). Доказываются «теоремы» о том, что « можно переносить вдоль оси поворота», что угловые скорости можно складывать, если тело вращается вокруг параллельных, либо пересекающихся физических осей, но не рассматривается случай, когда оси не пересекаются и т.д. и т.п.
Теорема сложения угловых скоростей всегда приводится в виде . Очевидно, что под здесь понимается
Примеры вычисления вектора угловой скорости.
Пример 1. Углы Эйлера
Рис. 4.9. Углы Эйлера. |
Рис. 4.10. Углы Эйлера (волчок) |
Традиционно углы Эйлера вводятся следующим образом. Переход из отсчетного положения в актуальное осуществляется тремя поворотами (рис.4.9):
1. Поворот вокруг на угол прецессии При этом переходит в положение
,( в ). Этот поворот описывается тензором
2. Поворот вокруг на угол нутации . При этом , .
Этот поворот описывается тензором
3. Поворот вокруг на угол собственного вращения – тензор .
Таким образом, результирующий тензор поворота равен
(4.26)
Для наглядности на рис.4.10 изображен волчок и углы Эйлера, описывающие его ориентацию.
Покажем, что традиционная последовательность поворотов (4.26) может быть заменена на последовательность поворотов на те же самые углы вокруг неподвижных осей:
1. Поворот вокруг на угол собственного (чистого) вращения
2. Поворот вокруг на угол нутации .
3. Поворот вокруг на угол прецессии
Поскольку , то по теореме (4.19)
,
.
Подставляя эти выражения в (4.26), получим с учетом
. (4.27)
Разумеется, преимущество (4.27) по сравнению с (4.26) в том, что оси поворотов неподвижны.
Вектор угловой скорости по теореме о сложении угловых скоростей (4.23) равен
.
Это же (правильное) выражение обычно получают из (4.26), применяя правдоподобные рассуждения о сложении « бесконечно малых» поворотов; применив их к другой последовательности поворотов, например (4.27), получим абсолютно неверный результат .
Из (4.27) видно, что при малом угле нутации , когда тензор поворота
- углы и в линейном приближении становятся неразличимыми и входят в уравнения в виде суммы ( + . В этом неудобство углов Эйлера.
Пример 2. Самолетные (корабельные) углы.
Этого недостатка лишены самолетные (корабельные) углы (рис.4.11).
Рис.4.11. Самолетные углы |
Переход из отсчетного положения в актуальное можно осуществить тремя поворотами (повернуть самостоятельно!) (рис.4.11):
1. Поворот вокруг на угол рысканья , при этом
2. Поворот вокруг на угол тангажа , при этом
4.Поворот на угол крена вокруг .
Тензор поворота равен (4.28)
Выражение «можно осуществить» неслучайное; нетрудно понять, что возможны и другие варианты, например, повороты вокруг фиксированных осей. Применяя теорему о тензоре поворота с повернутой осью (4.19) из того, что , , будем иметь
=
= .
Таким образом, получили следующую композицию поворотов:
1. Поворот вокруг на угол крена (рискуя сломать крылья)
2. Поворот вокруг на угол тангажа (подъем «носа»)
4. Поворот вокруг на угол рысканья
Тензор поворота и вектор угловой скорости имеют вид
(4.29)
Пример 3. Трехстепенной гироскоп в кардановом подвесе.
ротор |
Рис.4.12. Трехстепенной гироскоп |
Карданов подвес имеет три физических оси поворота, поэтому нетрудно догадаться, как тремя поворотами вокруг неподвижных осей перевести ротор гироскопа из отсчетного положения в актуальное .Разумеется, последовательность поворотов может быть любой, но, как мы убедились, повороты вокруг неподвижных осей самые удобные.
,
. (4.30)
Физические оси позволяют правильно найти угловую скорость как сумму угловых скоростей вращений вокруг этих осей в актуальном положении.
Пример 4. Движение конуса по конусу
D |
Рис.4.13. Качение конуса(шестерни) |
ψ |
α |
βα |
φ |
b |
K |
A |
Z |
X |
Y |
Ориентация подвижного конуса (шестерни) задается двумя углами – углом поворота вокруг неподвижной оси (вектора ) и углом вращения вокруг собственной оси, актуальное положение которой задается вектором .
Тензор поворота - повороты вокруг неподвижных осей.
Вектор угловой скорости . (4.31)
Если нет проскальзывания, то длина дуги окружности основания неподвижного конуса равна длине соответствующей дуги подвижного: , откуда и . Векторное произведение угловой скорости на вектор касающихся образующих конусов равно нулю: , следовательно, параллелен (см.рис.4.13).
Впрочем, геометрическому подходу следует предпочесть кинематический. Так, если вращается и нижняя шестерня (конус), то для нахождения угловой скорости проще исходить из равенства скоростей в точке контакта К:
.
Проецируя эту формулу на ось , получим
откуда .
Дифференцируя угловую скорость (4.31), получим угловое ускорение
и с учетом