Управленческая триада: управление – соуправление – самоуправление
Развитие организации как целостной системы в интересах достижения оптимальных результатов возможно, если управление с самого начала будет предполагать участие в выработке и принятии решения всех членов коллектива, т.е. то, что обычно называют термином «соуправление», с указанием меры ответственности всех людей, кто принимал решение. И, наконец, передача ряда функций по управлению членам коллектива – то, что соответствует идее самоуправления.
Обратим внимание на то, что самоуправление ни в коей мере не отменяет ни соуправления, ни управления. Эта оговорка сделана потому, что на практике триаду «управление – соуправление – самоуправление» нередко ошибочно трактуют как ряд последовательных этапов развития управления, полагая, что в идеале члены коллектива полностью должны взять управление в свои руки.
Элементы названной триады и есть составные части управления, понимаемого в широком смысле, и реализуются они практически одновременно.
Соуправление и самоуправление (без которых невозможна никакая демократия) совершенно необходимы для возникновения «управленческого резонанса», при котором и возможно достижение оптимальных результатов работы организации.
Если руководители развивают управленческую деятельность на основе демократических принципов таким образом, что объекты управления (члены коллектива) сами начинают принимать активное участие в управлении организацией, когда каждое управленческое действие руководителя вызывает мощный отзвук, иначе говоря, инициативу членов коллектива, то возникает тот редчайший пока резонансный эффект, когда гармоническое совпадение управления и самоуправления приводит к максимально возможным, т.е. оптимальным результатам. Очевидно, что без демократизации оптимизационный эффект в управлении просто недостижим.
Управленческий резонанс возникает только при условии, когда видения проблемы у всех участников управляемого процесса близки или совпадают. Таким образом, именно в управленческом резонансе скрыт механизм демократизации как способа демократизации управления.
Контрольные вопросы к теме 6
1. Каковы характеристики психологической направленности коллектива?
2. В чем состоит трудовая функция коллектива?
3. В чем состоит управленческая функция коллектива?
4. В чем заключается смысл функции контроля коллектива?
5. Что понимается под активизацией коллектива?
6. Что понимается под совершенствованием коллектива?
7. Что означает понятие самоуправление коллектива?
8. Какой смысл вкладывается в понятие социально-психологический статус?
9. Что включают в себя организаторские качества руководителя?
10. При каких условиях возникает «управленческий резонанс»?
ТЕМА 7. СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Лекция 7. Стили руководства
Основные понятия:
стиль руководства; компоненты стиля; устойчивость стиля; объективное слагаемое стиля; субъективное слагаемое стиля; директивные стиль; демократический стиль; либеральный стиль; сочетание стилей руководства.
Еще некий древний мудрец говорил, что искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта актуальна во все времена.
Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок начинаются с руководителя. Невозможно выпрямить тень, если ствол кривой. Разве мы не являемся свидетелями того, как иной незрелый руководитель, сам того не желая, разваливает организацию, налаженную многолетним трудом предшественников. Как сказано в известном афоризме, «компания не может быть лучше, чем ее руководители».
Определяющая роль руководителя – в полномочиях принимать решения, что делать, как делать, и нести за это ответственность. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него – на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый – еще более слабыми подчиненными. Как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый вместе со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик.[16] Умелый руководитель четко формулирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.