Виды экспериментальных данных
ПРАВИЛА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
1. Первичное в анализе – определение целей и задач его.
2. Цели и задачи, используемые методы и средства анализа должны быть согласованы со средой, в которой осуществляется анализ, отвечать системным и специфическим требованиям (т.е. быть ингерентными).
3. Требования – одна из моделей в постановке задачи анализа.
4. Анализ – итерационный процесс согласования различных этапов его.
5. Допускается и реально реализуется множественность моделей одного и того же объекта (явления, процесса).
6. Отношение «ЭКСПЕРИМЕНТ – МОДЕЛЬ» взаимно, двояко:
7. а) эксперимент ® источник информации для моделирования (модели, анализа), проверки и уточнения модели;
8. б) модель ® источник организации эксперимента (анализа), она диктует вид эксперимента и анализа.
9. Модель есть способ существования знаний.
10. Анализ данных должен учитывать всех участников: объект, субъект, модель, среда, в которой модель функционирует.
11. Среда это: термины, цели и задачи исследования, исходные и полученные данные и результаты, измерительные шкалы, виды анализа, используемые модели, характеристики, технологии, алгоритмы, аппаратно-программные и другие средства и т.д.
12. Термины (объектные и инструментальные) – базовый компонент моделирования и анализа.
13. Измерения бывают количественные и качественные, прямые и косвенные, они неизбежно сопровождаются погрешностями, могут не снять расплывчатой неопределённости.
14. Данные всегда представлены в определённой измерительной шкале (качественной (номинальной, порядковой), количественной (числовой)), которую следует выбирать максимально сильной, но не завышенной, соответствующей природе исследуемого объекта (явления, процесса).
15. При обработке и анализе данных можно выполнять только такие действия, которые допустимы для исследуемой шкалы. (Нарушение этого правила может привести к неправомерной, ложной интерпретации результатов эксперимента).
16. При обработке данных содержащееся в них количество информации не может быть увеличено. Обработка позволяет лишь представить информацию в более удобном, компактном для анализа виде (в лучшем случае без потери полезной для анализа информации).
17. Необходимо всегда учитывать ограниченность ресурсов (моделей, средств, ...).
18. Рассматривая систему «объект – признак – значение – уверенность», следует иметь в виду противоположные точки зрения на неполноту информации об объекте: неточность и неопределённость. Неточность « значение. Неопределённость « уверенность.
19. <Данные> требуют их исследования, а не только обработки и анализа.
20. Правдивые результаты можно получить, если придерживаться корректного выполнения всех технологических этапов операций (исследования, экспериментирования, сбора, обработки, анализа, интерпретации, применения).
21. Интерпретация результатов исследования обязательная и является одним из приемов повышения устойчивости результатов.
22. Назначение эксперимента – получение <данных>, позволяющих по ним построить наиболее правдоподобную (а не недостижимую истинную!) гипотезу, модель.
23. В основе любого эксперимента явно или неявно присутствует идея устойчивости результатов к сохранению или нарушению условий его проведения (идеи робастности, инвариантности, адаптивности, …).
РАЗНОВИДНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
И ОПИСЫВАЮЩИХ ИХ МОДЕЛЕЙ
1. Назначение эксперимента при построении модели | поверочное (априорные модели) | исходное (апостериорные модели) | |
2. Сходство физических носителей модели и оригинала | одной природы (идентичные модели) | разной природы (аналоговые, машинные) | |
один и тот же (натурные) | однородные по природе (физические, биологические, химические,… ) | ||
РАЗНОВИДНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
И ОПИСЫВАЮЩИХ ИХ МОДЕЛЕЙ
3. Характер исходных данных | Экспериментальные данные – – единственный источник (эмпирические) | Разум – единственный источник (рационалистические) |
4. Использование моделей в эксперименте | Пассивные (отражательные) | Активные (имитационные) |
РАЗНОВИДНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
И ОПИСЫВАЮЩИХ ИХ МОДЕЛЕЙ
5. Реальные | — | проводимые на самом деле, в реальном действии |
Мысленные | а) придуманные, воображаемые, не имеющие реальной реализации; б) связанные с мысленным извлечением выборки из генеральной совокупности | |
6. Однородные | — | проводимые с одним и тем же объектом в тех же условиях (для реальных экспериментов); |
— | связанные с одной и той же генеральной совокупностью (для мысленных экспериментов) | |
Неоднородные | — | не относящиеся к однородным |
МОДЕЛИ (СТРУКТУРЫ) ДАННЫХ
ЛИНЕЙНЫЕ (указатели элементов не зависят от условий) или НЕЛИНЕЙНЫЕ | ||
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ | – | набор вершин и узлов (вуз – факультеты – потоки – группы – студенты) |
СЕТЕВЫЕ | – | модели ориентированных графов (узловые понятия и связи между ними) |
ТАБЛИЧНЫЕ (РЕЛЯЦИОННЫЕ) | – | табличное представление (строки, столбцы, отношения – реляции) |
СЕМАНТИЧЕСКИЕ | – | упорядочение по смыслу |
ДРУГИЕ |