Автоматизация пуска двигателя.
Пусковые сопротивления двигателя постоянного тока r1 и г2 рассчитываются и выключаются в процессе пуска обычно таким образом, чтобы ток якоря и момент двигателя колебались примерно в одних и тех же, заранее выбранных пределах, между некоторыми максимальными Мmах и минимальными Mmin значениями (рис. 5.2).
Схема управления (рис. 5.1) работает следующим образом. При нажатии на кнопку В (пуск «вперёд») последовательность замкнутых контактов (замыкающий кнопки В, размыкающий кнопки Н и размыкающий контактора Н) образует цепь питания обмотки контактора В, контактор В срабатывает и замыкает свои замыкающие контакты и размыкает размыкающие. При этом: замыкаются два силовых контакта В в якорной цепи двигателя и замыкающий контакт В в цепи реле РПВ, которое настроено так (см. потенциальную диаграмму рис. 5.3), что при n=0 срабатывает и своим замыкающим контактом включает контактор П, который также срабатывает и своим замыкающим контактом шунтирует сопротивление противовключенияr2. Цепь якоря двигателя оказывается подключённой к сети питания последовательно с пусковым сопротивлением r1= r1/+ r1// и двигатель начинает разгоняться по соответствующей реостатной характеристике 2.
Кроме того в схеме управления происходит следующая коммутация: замыкающий контакт В шунтирует пусковую кнопку В, осуществляя «самоподхват», а размыкающие контакты В контактора и пусковой кнопки в цепи контактора и пусковой кнопки в цепи контактора Н обеспечивают защиту от одновременного срабатывания контакторов В и Н, что влечёт за собой короткое замыкание в цепи якоря двигателя. Замыкающий контакт контактора П включает реле времени РВ1. С выдержкой времени замыкается контакт РВ1 в цепи контактора К1, контактор срабатывает и своим замыкающим контактом К1 шунтирует часть пускового сопротивления (r/) в цепи якоря двигателя. Двигатель, разогнавшись по характеристике 2 до скорости вращения вала n2, переключается на вторую реостатную характеристику 3 и продолжает разгоняться. Одновременно с этим замыкается замыкающий контакт К1 в цепи реле времени РВ2. Реле также обеспечивает выдержку времени и замыкает свой контакт в цепи контактора К2. Контактор К2 срабатывает и своим замыкающим контактом шунтирует вторую часть пускового сопротивления (r1//) в цепи якоря двигателя. Двигатель, разогнавшись по характеристике 3 до скорости вращения вала n3, переключается на естественную характеристику е и работает в двигательном режиме с установившейся скоростью nc.
Выдержки времени реле РВ1 и РВ2 рассчитаны на разгон двигателя по соответствующим механическим характеристикам, исходя из основного уравнения движения электропривода.
Автоматизация реверса.
Реверс двигателя включает в себя два последовательных этапа: торможение в режиме противовключения и последующий пуск двигателя в противоположную сторону. Для ограничения тока и момента двигателя при торможении в режиме противовключения пускового сопротивления r1 оказывается недостаточно и в цепь якоря дополнительно включается сопротивление противовключенияr2.
Переключение сопротивлений при реверсе двигателя производится в следующем се. Предположим, что двигатель работает с моментом М=МС и скоростью nс (рис. 5.2)При реверсе вместо контактора В под действием кнопки «пуск назад» включается контактоктор Н, а в цепь якоря вводится как пусковое сопротивление r1, так и сопротивление противовключенияr2. Указанным сопротивлениям соответствует характеристика 1, на которую и переходит двигатель при скорости nс. Под действием тормозного момента скорость двигателя сравнительно быстро уменьшается. При скорости n примерно равной 0 сопротивление r2 выключается, после чего начинается пуск в противоположную сторону впорядке, рассмотренном выше.
Процесс реверса автоматизируется с помощью реле противовключения РПВ и РПН, через контакты которых получает питание контактор П.
Очевидно, реле противовключения должны срабатывать при пуске (при п=0), когда в сопротивлении r2 нет необходимости, но не должны срабатывать при реверсе, пока двигатель не снизит скорость до n=0, работая в режиме противовключения.
Чтобы решить вопрос о выборе реле РПВ и РПН и точки А их присоединения к сопротивлениямr1 и r2, обратимся к выражениям напряжений на обмотках реле (см. рис. 5.1 ), которые могут быть получены с помощью II закона Кирхгофа для соответствующих контуров:
где U - напряжение сети,
r1 и r2 - сопротивления, характеризующие точку А присоединения реле РПВ и РПН.
Как следует из уравнений, напряжения обмоток реле зависят от скорости вращения вала двигателя и те точки их присоединения к сопротивлениям (точка А).
Выбрав точку присоединения таким образом, чтобы r1=r2, получим следующие уравнения:
Графики UРПВ(n) и UРПН(n) при r1=r2, приведены на рис. 5.3.
Если подобрать реле РПВ и РПН с напряжением срабатывания Ucp=0,5U, то при r1=r2 реле будут работать в требуемом порядке.
Предположим, что двигатель пускается в направлении «вперёд». В этом случае замыкающим контактом В подключается обмотка реле РПВ. Так как при n=0 UРПВ=0,5U=Uср, то реле РПВ срабатывает. При увеличении скорости в процессе разгона двигателя напряжение UРПВ возрастает, и поэтому реле РПВ остаётся включённым. Если при вращении двигателя «вперёд» нажать кнопку Н (пуск «назад»), то вместо обмотки реле РПВ будет подключена обмотка реле РПН. Однако, так как в начале реверса n=n0, то UРПН=0 (см. рис. 5.2 и 5.3) и реле РПН сработать не может. По мере снижения скорости в процессе торможения напряжение UРПНвозрастает. При n=0 напряжение UРПН достигает 0,5 U= Ucp и реле РПН срабатывает. При разгоне двигателя в противоположном направлении «назад» реле РПН остаётся включённым, так как UРПН при этом возрастает.