Подставляя (8.78) в (8.77), а затем в (8.75), получим
(8.79) откуда (8.80)
Обозначим (8.81) (8.82)
тогда получаем окончательное выражение механической характеристики двигателя в системе ИРС – АД:
(8.83)
где wо,з - скорость идеального холостого хода АД в замкнутой системе (фиктивная величина), bз,с - модуль жесткости механической характеристики в замкнутой системе.
Таким образом, в пределах действия замкнутой системы механические характеристики АД являются линейными (рис.8.10). Работа АД в системе ИРС – АД ограничивается тремя прямыми: 1 – соответствующей g=0; 2 – соответствующей g=1 и 3 – соответствующей максимальному моменту Мстоп , определяемому предельным значением выпрямленного тока ротора Id,з . Выбором коэффициентов Кос , Крс , Кот можно получить необходимый модуль жесткости bз,с механической характеристики в замкнутой системе. Добавочное сопротивление R2д в фазе ротора следует выбирать таким, чтобы пусковой момент на характеристике 1 был меньше или равен минимальному статическому моменту Мс.min электродвигателя. Это условие можно записать в виде (8.84)/ где (8.85) / (8.86)
Мк – критический момент АД, sк.max , sке – критические скольжения АД соответственно для характеристики 1 и для естественной характеристики, R2,0 – активное сопротивление одной фазы обмотки ротора.
На основании (8.84) – (8.86) определяем добавочное сопротивление R2д в фазе ротора
(8.87) / (8.88) (8.89)
Для трехфазной мостовой схемы выпрямления (8.90) / тогда (8.91)
С использованием эквивалентной схемы АД для цепи выпрямленного тока можно найти более точное значение сопротивления Rд : (8.92)
При постоянной величине выпрямленного тока ротора Id на полупроводниковом ключе ПК в момент расшунтирования сопротивления Rд появляется напряжение (8.93)
которое может существенно превышать линейное номинальное напряжение ротора U2ном. Оценим величину этого напряжения для номинального тока, обозначив
(8.94) номинальное сопротивление АД (8.95)
и активное сопротивление R2,0 фазы ротора связаны соотношением
можем определить напряжение Uпк при номинальном токе в виде:
Из (8.97) находим превышение напряжения Uпк над номинальным напряжением ротора
(8.98)
Если взять Мс.min=0,2Мном , то для крановых электродвигателей серии 4MTF(H) можно найти: а) для мощности 3,7 кВт: su=8; Uпк=1520 В; б) для мощности 160 кВт: su=6,5; Uпк=2650 В. Наличие импульсов напряжения выше 1000 В вносит свои особенности в эксплуатацию системы электропривода ИРС – АД.
Система ИРС – АД обеспечивает получение жестких механических характеристик в достаточно большом диапазоне скоростей. В этом состоит ее отличие от реостатного регулирования АД с дискретным изменением ступеней сопротивления. По энергетическим показателям и допустимому моменту она полностью соответствует ступенчатому реостатному регулированию. Потери мощности здесь даже несколько больше из-за пульсаций тока и наличия высших гармоник.