Система смазки двигателя КМЗ-750
Система смазки двигателя КМЗ-750 комбинированная: часть деталей смазывается под давлением от масляного насоса, остальные детали - посредством разбрызгивания масла образующимися при этом масляным туманом. Система смазки двигателя показана да фиг. 32, а, б.
Масляным резервуаром и одновременно охладительной камерой является нижняя часть картера 19,закрытая снизу стальным поддоном, имеющим сливное отверстие, закрываемое пробкой 15.
Одноступенчатый шестеренчатый насос приводится в действие от распределительного вала при помощи пары шестерен 35и36со спиральным зубом и штанги 4 с муфтой 39,соеденяющи ведомую шестерню с насосом. Насос имеет нагнетающие шестерни:2– ведущую и 3 – ведомую, вращается в алюминиевом корпусе 1.Масло засасывается насосом из поддона в отверстие 33 и поступает через канал 34 в горизонтальную трубку картера 22,являющуюся главной магистральной системы смазки. Из главной магистрали масло подаётся по четырём раздаточным каналам: по вертикальным отверстиям 23и 25 к двум маслоуловителям 12, вращающимся вместе с коленчатым валом; по отверстию 5 и кольцевому каналу фланца цилиндра на верхнюю стенку левого(по ходу мотоцикла) цилиндра и по кольцевому каналу 26 корпуса переднего подшипника коленчатого вала и маслопроводной трубке 29 к ведущей шестерне коленчатого вала.
Далее масло разбрызгивается на трущиеся поверхности деталей кривошипно-шатунного механизма и механизма распределения следующим образом.
В маслоуловители 12 масло стекает из масляных каналов 23 и 41 ,имеющихся в гнёздах коренных подшипников коленчатого вала, и увлекается вращающимися маслоуловителями, причём под действием центробежных сил заполняет внутреннюю кольцевую форму маслоуловителей, являющихся своеобразными центрифугами, в которых под влиянием под влияние центробежных сил выпадают твёрдые частицы, загрязняющие масло. Однако маслоуловители не являются надёжными центробежными фильтрами и имеют ограниченную ёмкость, поэтому не обеспечивают необходимую фильтрацию масла. Из отверстий маслоуловителей масло устремляется в полости кривошипных пальцев коленчатого вала, откуда по каналам 30 поступает к роликовым подшипникам больших головок шатуна.
Излишнее масло, выливается через зазоры из роликоподшипников и маслоуловителей, разбрасывается центробежными силами по всему внутреннему пространству картера, как показано на фиг. 23. При этом благодаря вращению коленчатого вала по часовой стрелке (фиг 23, а), масляные брызги омывают верхнюю стенку правого цилиндра; кроме того, они забрасываются в масляные карманы 6, 43 и 45 (фиг 23, б), где масло осаждается и самотёком подходит к подшипнику шестерен 36 привода маслонасоса и подшипникам скольжения распределительного вала по каналам 7 и 44.
У Двигателей КМЗ-750 последних выпусков передний подшипник распределительного вала шариковый и в специальном подводе масла не нуждается.
Нижняя стенка правого цилиндра смазывается маслом, стекающим с верхней стенки, но у левого цилиндра верхняя стенка оказывается недоступной для масляных брызг, поэтому её смазка осуществляется через специальные каналы 5 и 9 под давлением от маслонасоса.
Масляными брызгами смазываются кулачки распределительного вала и рабочие поверхности толкателей. Головки толкателей впрессовывают смазку в зазоры вдоль направляющих втулок, откуда смазка достигает регулировочных болтов и штоков клапанов.
Быстрое вращение деталей кривошипно-шатунного механизма, интенсивное разбрызгивание масла и высокая температура способствует образованию в картере так называемого масляного тумана, который проникает ко всем труднодоступным для масла поверхностям трения – поршневым пальцам, штокам клапанов и другим деталям, обеспечивая их надёжную смазку.
Подающееся от насоса к ведущей шестерне коленчатого вала масло разносится по шестерням распределения и генератора, разбрызгивается по стенке коробки и стекает в поддон через сливное отверстие 40,соеденяющее камеру коробки с картером. Аналогично излишнее масло стекает из клапанных коробок через сливные отверстия 8.
Для стока скапливающегося масла перед сальником маховика 31 имеется в корпусе заднего подшипника коленчатого вала сливное отверстие 24.
Для устранения попадания масла в прерыватель имеется специальный сальник . с резиновым манжетом, помещённый в корпус, который устанавливается в крышку распределительной коробки. В отверстии корпуса распределителя, через которое проходит распределительный вал, имеется, кроме того маслогонная нарезка, препятствующая также проникновению масла в прерыватель к его контактам.
Излишнее осевшее в виде капель на стенках картера и деталях масло стекает в поддон картера через сетку 13 (фиг. 23) стока масла, предназначенную для гашения масляной пены, нарушающей нормальную работу масляного насоса.
Если оставить картер двигателя герметически закрытым, то придвижении поршней к нижним мёртвым точкам в картере повысилось бы давление, масло выдавливалось бы через щели и поры стенок картера и затрачивалась бы излишняя энергия на преодоление сопротивления воздуха.
Для устранения этого предусмотрен золотниковый сапун, установленный в цилиндрическом гнезде корпуса распределительной коробки и вращающийся вместе с распределительным валом, т.е. вдвое медленнее коленчатого вала. На цилиндрической поверхности сапуна имеется два диаметрально расположенных отверстия, совпадающих попеременно с отверстие вентиляционной трубки и сообщающих, таким образом, при каждом обороте коленчатого вала в определённые моменты времени, зависящие от положения поршней в цилиндрах двигателя, внутреннюю полость картера с атмосферой. При этом воздух, выходя из внутренне поверхности картера, проходит через радиальные отверстия во фланце сапуна, в которых очищается от масляных капель и тумана за счёт центробежного эффекта.
Литература
1. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для студентов вузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Авторы: В.П.Алексеев, В.Ф.Воронин, Л.В.Грехов, С.И.Ефимов, Н.А.Иващенко, В.И.Ивин, Н.И.Костыгов, М.Г.Круглов, В.И.Кругов, А.Н.Крылов, О.Б.Леонов, А.А.Меднов, Г.Н.Мизернюк, С.Г.Роганов, В.С.Рогов, В.Ф.Федюшин, Н.Д.Чайнов, В.К.Чистяков. Под общей редакцией А.С.Орлина, М.Г.Круглова. 4-е издание, переработанное и дополненное.
(М.: Машиностроение, 1990)