Организация проведения учений судового экипажа
Учения должны проводиться по всем видам тревог, предусмотренным на судне. Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном - по борьбе с пожаром.
Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.
При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода.
Учения по оставлению судна
Каждое учение по оставлению судна должно включать:
• вызов пассажиров и членов экипажа к местам сбора с помощью сигнала тревоги, после которого по системе громкоговорящей связи или по другой системе связи передается сообщение об учении, обеспечение их ознакомления с порядком оставления судна, указанным в расписании по тревогам;
• прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
• проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствующим образом одеты;
• проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;
• приспускание, по меньшей мере, одной спасательной шлюпки;
• пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;
• поиск и спасание манекенов, блокированных в каютах;
• инструкцию по использованию радиооборудования для спасательных средств.
Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна.
Дежурные шлюпки с расписанной на них командой один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.
Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания таких систем вплоть до непосредственного их использования.
Учения по борьбе с пожаром
Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать:
• прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
• пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух требуемых стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;
• проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательно го снаряжения;
• проверку соответствующего оборудования связи;
• проверку работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;
• проверку необходимых мер и устройств для последующего оставления судна.
Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.
Регистрация
После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа.
Результаты учения записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). О проведении учения (особенно о спуске спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром дополнительно в пожарно-контрольном формуляре.
Вахтенный помощник фиксирует в судовом журнале действия экипажа в процессе проведения учений.
Если плановое учение не было проведено в установленные сроки, необходимо записать в судовом журнале причину отмены учения.
60. Контроль технического состояния судна. Классификационные общества технического надзора
При оценке готовности судна к выходу в море, кроме квалификации специалистов экипажа, укомплектованности спасательными средствами, снабжением, средствами борьбы за живучесть и т.п., особое внимание уделяется техническому состоянию корпуса, механизмов и устройств, как основе для выполнения судном своих прямых функций, в том числе и безопасности плавания.
Известно, что для нормальной технической эксплуатации судна необходимо прохождение ряда ступеней или операций:
· техническое обслуживание должно осуществляться по планово-предупредительной системе на основе планов-графиков, утверждаемых судовладельцем и анализа фактического на данный момент технического состояния;
· периодичность и объем выполнения работ по конкретному судовому элементу (механизму) должны соответствовать периодичности и объему, указанным в инструкциях их заводов-изготовителей или в технической документации судовладельцев;
· ответственные детали необходимо периодически обмерять;
· факт выполнения работ и замены деталей должен быть отражен в вахтенных журналах (судовом или машинном);
· результаты замеров и оценка технического состояния обслуживаемых элементов должны быть зафиксированы в журналах технического состояния по заведованиям или иных официальных судовых документах;
· капитан обязан информировать судовладельца о техническом состоянии судна и выполненных работах по его техническому обслуживанию (ежемесячной радиограммой и с окончанием рейса по установленной форме "рейсового донесения о техническом состоянии судна");
· специалисты береговой службы (судовладельца или работающей с судовладельцем по договору) обязаны регулярно контролировать техническое состояние судов, планировать и проверять выполнение работ по техническому обслуживанию, вести учет затрат на техническую эксплуатацию.
Именно такой порядок обеспечивает возможность объективной оценки технического состояния судна и рациональный объем затрат на его поддержание.
Классификационное общество— учреждение, занимающееся регистрацией судов и оценкой их качеств при помощи института сюрвейеров на основе разрабатываемых обществами правил постройки судов разных типов.
Основными задачами классификационных обществ являются:
— разработка и издание правил классификации, постройки и обеспечения безопасности судов;
— проверка классификационной документации (чертежей) на новых и переоборудованных судах;
— надзор за постройкой новых судов и их приемка, надзор за ремонтом и переоборудованием старых судов;
— классификация и классификационные (ревизионные) осмотры судов, находящихся в эксплуатации;
— регистрация судов в судовом Регистре.
Классификационные общества являются техническими организациями, действующими на коммерческих началах, так как они взимают плату за освидетельствование судов и присвоение им технического класса.
Некоторые классификационные учреждения:
Регистр Ллойда (Lloyd's Register of Shipping), основанный в 1760 г. и реорганизованный в 1834 г. (Лондон).
Российский морской регистр судоходства, основанный в 1913 г. (Санкт-Петербург)
Германский Ллойд (Germanischer Lloyd), основанный в 1867 г. (Гамбург).
Бюро Веритас (Bureau veritas), основанное во Франции в 1828 г. (Париж).
Британская корпорация (The British corporation of shipping and aircraft), основанная в 1890 г. (Глазго).
Норвежский Веритас (Det Norske veritas), основанный в 1864 г. (Осло).
Итальянский регистр (Registro italiano, navale ed aeronautico), основанный в 1861 г. (Генуя).
Американское бюро судоходства (The Americain bureau of shipping), основанное в 1862 г. (Нью-Йорк).
Японская морская корпорация (Tei kokukaij i kyo kai), основанная в 1899 г.
61. Чтение украинских, английских и российских навигационных карт. Условные обозначения на картах.
Чтение карты – ее изучение с целью получения объективного представления об изображенной на ней местности.
Морская навигационная карта должна давать судоводителю четкое представление об изображаемом районе, позволять ему быстро находить на ней все, что наблюдается с мостика.
Чтение карты начинают с изучения ее заголовка, на котором указываются название изображаемого района моря, масштаб карты, сведения о нуле глубин, принятые единицы для указания глубин и высот предметов, данные о магнитном склонении. Затем должны быть прочитаны напечатанные на карте предупреждения и примечания, установлены даты издания, а также большой или малой корректуры. Для получения возможно полного представления об изображенной на карте местности изучают все показанные на ней географические и навигационные элементы изображения. Чтобы читать навигационную карту, необходимо знать наизусть наиболее важные условные знаки и сокращения, применяемые на картах.
Перед пользованием картой нужно оценить ее с точки зрения достоверности и полноты нанесенного на нее изображения. Чем позднее составлена карта, тем больше ей можно доверять. Об уровне современности карты судят также по дате ее нового издания, большой и малой корректуры. Для оценки достоверности изображения рельефа дна устанавливают степень подробности промера. Хорошо обследованным районам моря соответствует на карте большая частота и равномерность нанесения глубин. Наоборот, редко и неравномерно показанные глубины, белые пятна между ними являются признаком недостаточной изученности района.
При плавании в малообследованных районах следует проявлять особую осторожность, когда глубины изменяются неравномерно. В этих условиях могут быть встречены малые глубины, не обнаруженные при промере. Так как степень подробности изображения местности зависит от масштаба карты, то из всех карт, имеющихся на данный район, всегда следует пользоваться картой самого крупного масштаба.