Методы решения задач на нахождение четв-гопропор-го

1.Прямое приведение к еденице- состоит в том, что сначала узнают значение еденицы одной из величин, а затем указанное в условии неизвестную.(За 5 м ткани заплатили 40 руб. Ск-ко стоит 7 м такой ткаги?)

цена Кол-во Стоим-ть
одинаковая 5 м 7 м 40 р ?

1)40:5=8(руб)-цена 1 м

2)8*7=56(руб)- стои-ть покупки во 2 раз

2. Обратное приведение к еденице.(В 9 одинаковых банок налили 18 л молока. Ск-ко таких банок потребуется, чтоб налить 30 л молока?)

вместимость Кол-во всего
одинаковая ?

1)18:9=2(л)

2)30:2=15(б)

3. Способом отношений.(Бригада кузнецов изготовила за смену 84 топора, израсходовав 75 кг стали. Ск-ко нужно стали, чтоб изготовить 336 таких топоров?)

Кол-во топоров Вся сталь Сталь на 1 топор
? одинаковая

1)336:84=4(раза)

2)75*4=300(кг)

4. Алгебраическим способом. (Расстояние между двумя городами автобус проходит за 7 ч со скоростью 30 км/ч. С какой скоростью должен ехать мотоциклист, чтоб проехать это расстояние за 3 ч?)

Авт V t s
одинаковая
мотоц ? х одинаковая

3х=7*30

3х=210

х=70(км/ч)

Методика обучения решению задач на пропорциональное деление.

Эти задачи включают 2 переменные величины, связанные пропорциональной зависимостью, одну или больше постоянных, при чем даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной, слогаемое этой суммы является искомым.

(Шапка с шарфом стоят 8 рублей, в магазине за все проданные шапки выручили 100 р, а за шарфы-60 р. Ск-ко стоят шапка и шарф в отдельности, если их продали одинаковое кол-во?).

Шапка цена Кол-во Стоим-ть
одинаковая
шарф

1)100+60=160(р)-сумма стоимостей

2)160:8=20(шапок)-продано всего

3)100:20=5(р)-цена одной шапки

4)60:20=3(р) или 8-5=3(р)- цена одного шарфа

Методика обучения решению задач на нахождение числа по 2-м разностям.Задачи данного типа вкл-ют одно или несколько постоянных величин и 2 переменные величины, причём для одной переменной даны 2 значения,а для другой перем. Величины разность соотв-их значений, а сами значения явл-сяискомыми. При решении задач такого типа проверяется сопоставление 2-х разностей. Знакомство уч-ся с задачами такого типа начинают с простейших подготовит-х задач: Маша и Миша купили листы бумаги по одной цене. Маша заплатила на 12р. Больше,т.к. купила на 4 листа больше, чем Миша. Найти цену листа бумаги. 12:4=3.

Задача усложняется: Маша и Миша купили одинаковые листы бумаг.Миша купил 7, а Маша 11, заплатив на 12р. Больше. Сколько стоит 1 лист бумаги?



  Цена Колич-во Стоимость
Маша одинаково На 12р больше чем Миша
Миша одинаково  

1)11-7=4(л) 2)12:4=3(р)

Миша купил 7 листов бумаги, Маша купила 11 листов. Маша заплатила на 12р. Больше. Сколько заплатили за покупку Маша и Миша?

1)11-7=4(л)

2)12:4=3(л)

3)3*11=33(р) Миша

4)3*7=21(р) 33-12=21(р) Маша.

За 4 шоколадки заплатили 48р. Сколько таких шоколадок можно купить за 84р?

  Цена Кол-во Стоимость
1 пок. одинаковая
2 пок.    

1)48:4=12(р) цена одной шок.

2)84:12=7 шоколадок

В мастерской в 1-й день сшили 19 одинаковых рюкзаков, во 2-й день 23 таких же рюкз. На все эти рюкз. Пошло 84м ткани. Сколько м ткани израсход каждый день?

  Кол-во рюкз Израсх. ткань
1 день  
2 день  

1)19+23=42

2)84:42=2

3)2*19=38

4)2*23=42

2 одинаковых насоса выкачивали воду.1 – 12 мин работ, 2 – 18 мин работ.и выкачивал на 4320л воды больше чем первый. Сколько л выкачивал каждый насос?

  Время производит Общая раб
1 насос одинак  
2 н    

1)18-12=6мин 2)4320:6=720(л)м 1 мин 3)720*12=8640 4)720*18=12960

Со 100 ульев собрали 2т мёда. Сколько кг меда собрали с 8 ульев? Если считать что со всех ульев собрали мёда поровну?

Кол-во Всего мёда Произв-ть
Одинаковая
   


1)2т=2000кг

2)2000:100=20(кг)мёда в 1 улье

20*8=160кг

Для папиного автомобиля требуется 9л бензина на 100км пути. Сколько л бензина потр-ся на 500км пути?

Л бензина всего Км Произв-ть
Одтнаковая
?  

1)500:100=5(км) больш.расст-е 2)9*5=45(л) на 500 км

Методика обучения решению задач на движение.1.Подготовительный этап. У Коли было 5 конфет, у Саки на 3 конф больше. Сколько всего конфет у Саши? - Задача составная, задача увеличения числа на несколько единиц.

У Коли 5 конф, у Саши 8. Сколько всего конфет у ребят? - Зад. На нахожд-е суммы.

2.Этап ознакомления с условием задачи:

-Прочтение задачи вслух; - Прочтение задачи про себя; -Просим кого нибудь повторить; -Прочтите условие, прочтите вопрос; -что там известно и что нужно узнать?

3.Этап составления краткой записи условия задачи.

К:- 5 конф

С:-? Конф, на 3 больше чем Коля.

Методы решения задач на нахождение четв-гопропор-го - student2.ru

4.Поиск решения задач (аналитическая, синтетическая)

5.Составление плана решения задач.

6.Оформление решения задач.

1)5+3=8(к)- Саша

2)5+8=13(к)= всего

Ответ:13 конф. (5+3)+5=13(к)

7.Проверка решений

5,3,8,13

13,3,8,5

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЫРАЖЕНИИ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАХОЖДЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ВЫРАЖЕНИЙ. ПРАВИЛО ПОРЯДКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОНЯТИЯМ ''РАВЕНСТВО'' И ''НЕРАВЕНСТВО''.

Алгебр.материал (АМ) не выделяется в программе начального обучения матем. в качестве самот. раздела. Рассмотрение элементов алгебры тесно связано с изучением вопросов арифметики. Осн. агебр. понятия курса: равенство, неравенство, выражение, уравнение. Определение этим понятиям в нач. шк. не дается. Учащиеся усваивают эти понятия на уровне представлений в процессе выполнения спец. подобран.упражнений. Введение бувенной символики готовит учащихся к изучению понятий: переменная, функция. Упражнения с таким содержанием позволяет учащимся увидеть динамичность явления, взаимн. обусловленность и связь. Задачи изучения АМ: 1) сформировать у уч. умение читать, считать, записывать числов. выражения, 2) познакомить учащихся с правилами выполнения действий и вырабатывать умения вычислять значения выражения в соответствии с этими правилами, 3) сформировать умение считать, записывать букв.выражения, находить их значение подстановкой вместо букв и чисел, 4) сформировать у учащихся умение решать прост. упражнения методом подбора и на основе знания зависимости между (м/у) результатами и компонентами арифметический действий.

Методика изучения числовых выражений (В).Условно можно выделить 3 этапа изуч.: 1) изучение простейших выражений в одно действие (3+1), 2) выражение, содержащее действие одной ступени 8-(5+3), 3) изучение выражений, содержащ. действие 2-х ступеней (5+3)*2. Понятие о выражении формируется у учащихся через изучение арифмет. действий. Сам термир вводится во 2 кл. Сначала сумма, потом разность, произведение и частное. Полезно отрабатывать с учащимся умение на прочтение данных выражений 1) запиши сумму чисел, вычисли чему = сумма чисел, 2) прочитай запись вида 7+2 и т.д Выражение 2 этапа сначала изучают без скобок, работая с этими упр, дети овладевают навыком нахождения знач. без формулировки правила порядка действий 3+2+1. Далее изуч. В со скобками. Есть 2 способа ознакомления: 1) сразу научить читать готов.выражения по аналогии с образцами и вычислять значения В., 2) составление этих В. из простейших В. Полезно составить памятку для числового выражения: 1) Установить какое действие выполняется последним, 2)Вспомнить как называются компоненты этого действия, 3) прочитать, чем выражены эти компоненты.

Изучение правил выполнения действий выражений.Самым трудным для учащ. является правило выполнения действия выраж-я без скобок, содержащ. действие 2-х ступеней 42-12/6+2=42-2+2=40+2=42. Нужно научить учащихся проставлять порядок действий над знаками действий. Общее правило: 1) Действие в () 2) действие 2-ой ступени *, /, в порядке их записи, 3) действие 1 ступени в порядке записи. Для обработки этого правила полезно упр: расставить скобки: 72-24/(6+2)=69

Метод изучения буквенных выражений.Впервые с упражнениями, раскрывающ. смысл понятий переменная, учащ. встречаются в 1 кл, когда вводятся задания с окошками. Вначале при выполнении таких упр используются наглядн. пособия, перебор чисел, затем эти упр решаются на основе знания состава чисел и таблиц сложения. Предложить учащимся упр. вида: Уменьшаемой 1, Вычитаемое 1, Разность?Перед введение буквен. символики полезно давать упр: купили ? роз, ? пионов. Ск цветов купили всего?. След.этап – введение букв для обозначения переменной. Упр: 1) Найти числов. значения буквен. выражений при заданных значениях букв х=6, 2х+3 =?, 2) решить простую задачу с букв. данными ( в кл n учащихся, m учащ. ушли на соревнования. скучащ. придет на урок?)

Методика изучения числовых равенств и неравенств.В математике рассматр. истинные и ложные равенства (Р) или неравенства (Н). В нач.шк. учащ. учатся сравнивать числа и обозначать отношения >, <, =. Сначала сравнение на множествах, т.е. 2 кружка, 3 квадрата. Предметные нож-ва можно сравнивать наложением, приложением, образованием пар. Типичная ошибка учащ – неразличение знаков >, <, =. Как избежать ошибок: дети должны понимать, что при сравнении 2-х чисел, мы записываем 1 знак, но прочитать это нерав-во можно 2-мя способами 6>4, 4<6. Можно использовать для запоминания мнемоническое правило: клювик закрыт на меньшее число. Затем вводится понятие неверного равенства или неравества. По мере расширения мат. знаний, обоснование ср-я чисел меняется: 1) сравнение предметных мн-в, 2) на оснорве знаний нумерации, 3) знание состава числа, 4)сравнение числа и выражения 3+1 и 3, 5) сравнение 2-х числов. выражений. Упр: сначала перебором, затем подбором 7*х<70

Наши рекомендации