Принцип работы противопожарной системы.
Противопожарная система - это совокупность оборудования пожарной сигнализации и пожаротушения, предназначенных для извещения экипажа о возникновении на борту воздушного судна пожара, его локализации и тушения.
Возможность возникновения пожара в процессе эксплуатации ВС обусловлена следующими факторами:
· наличием на борту больших количеств горючих материалов;
· самовоспламеняемостью топлива и масел при попадании их на горячую поверхность двигателя и агрегатов силовой установки;
· подогревом топлива в баках при сверхзвуковом полете;
· различного рода авиационными происшествиями, вызываемыми разрушением отдельных агрегатов, нарушением правил пожарной безопасности, руководства по летной и технической эксплуатации ВС;
· взрывом паров топлива в надтопливном пространстве баков или в другом замкнутом объеме при возникновении в этой зоне пламени.
Противопожарные перегородки выполнены из титановых сплавов и служат для
изоляции опасных в пожарном отношении двигателей и ВСУ.
Продувка отсеков атмосферным воздухом обеспечивает охлаждение как двигателя,
так и агрегатов, расположенных на нем, и одновременно удаляет из отсека гондолы
возможные пары топлива, масла и жидкости АМГ-10. Воздух из атмосферы по трубопроводу подается на обдув генератора; после этого
воздух охлаждает двигатель и выбрасывается в атмосферу по зазору между двигателем и
капотами гондолы. В случае пожара заслонка, расположенная в трубопроводе, перекрывается
с помощью электропневмоклапана ЭК-69 (рис. 3.2) 8 и цилиндра управления заслонкой 16.
После тушения пожара пружина цилиндра возвращает заслонку в открытое положение.
Тушение пожара в отсеках двигателей и отсеке ВСУ ведут заполнением их инертным газом фреоном 114В2, который вытесняет кислород из отсеков. В противопожарную систему отсеков двигателей и ВСУ входят (см. рис. 3.2) девять огнетушителей УБЦ-8-1 3, два блока электромагнитных распределительных кранов 781100 12, механизм включения системы при посадке с убранными шасси 4, система сигнализации пожара ССП-2А, распылительные коллекторы 6, 7, 15 и трубопроводы.
Огнетушитель УБЦ-8-1 (рис. 3.3) служит для хранения огнегасящего состава. Для выброса состава огнетушитель заряжается воздухом до давления 100 кгс/см2 при температуре 20° С.
Механизм включения системы при посадке с убранными шасси включает систему тушения пожара в гондолах двигателей при посадке с убранными шасси для предотвращения возникновения в них пожара. При посадке с убранным шасси сминается обтекатель 17 (рис.
Огнетушитель имеет баллон 2, переходник 5, пироголовку 6 и зарядно-предохранительное устройство.
Система сигнализации пожара ССП-2А обеспечивает подачу светового сигнала в кабину экипажа, сигнализирующего о возникновении пожара, и автомтически включает первую очередь огнетушителей. В систему входят датчики ДПС-1АГ, исполнительный блок БИ-2АУ и щиток управления и сигнализации.Распылительные коллекторы служат для рассеивания огнегасящего состава в отсеках двигателей и ВСУ.
Система тушения пожара внутри двигателей состоит из двух огнетушителей УБШ-214 (см. рис. 3.2), блока электромагнитных распределительных кранов 761200 13, систем сигнализации пожара ССП-12 и распределительных коллекторов. Пожар, возникший внутри двигателя, гасят подачей фреона внутрь двигателя чер распределительный коллектор из одного огнетушителя; при необходимости можно включи подачу огнегасящего состава из второго огнетушителя.
Работа системы тушения пожара внутри двигателей. Перед полетом необходимо включить автоматы защиты на правой панели АЗС «П/пожарная система. Огнетушительные краны двигателя» и главный выключатель противопожарной системы на щитке бортинженера.
При возникновении пожара внутри двигателя датчик подает сигнал в исполнительный блок. Исполнительный блок включает два табло «Пожар» у пилотов и бортинженера, лампу-кнопку и соответствующий электромагнитный распределительный кран. Кран, открывшись, включит самоподпитывающую обмотку и пропустит ток к пиропатрону огнетушителя первой очереди. При взрыве пиропатрона загорается первая желтая лампа.
Для тушения пожара, возникшего в пассажирских салонах и кабине экипажа, служат переносные огнетушители типа ОУ. Эти же огнетушители можно использовать на стоянке самолета для тушения пожара в любой точке самолета. Огнетушитель ОУ (рис. 3.6) имеет баллон 4, ручку 2, крючок 3 и раструб 1. В качестве огнегасящего состава в нем применяется обезвоженная углекислота, находящаяся под
давлением 120 кгс/см2. Масса пустого огнетушителя равна 4,8 кг, масса заряда—1,7 кг. Время выброса состава не превышает 45 с.
Система нейтрального газа обеспечивает тушение пожара внутри топливного бака № 1 или препятствует его возникновению при вынужденной посадке самолета с убранными шасси. Для нормальной работы к реле давления 5, 6 (рис. 3.7) подводят статическое давление
воздуха через влагоотстойник. В случае вынужденной посадки с убранными шасси углекислый газ из огнетушителя ОСУ-5 1 через электропневмоклапан 4 два жиклера 8 подается внутрь топливного бака. Подача углекислоты сигнализируется красной лампой, расположенной на пульте бортинженера. Включают систему нейтрального газа вручную перед посадкой с убранными
Билет №_____6