Обзор теорий управления, краткая хар-ка.
Осн. школы управл.. Шк. научн. управл. (1885-1920 гг.) связ. с работами Ф. Тейлора, Франка и Лилиан Гилбрет.
Тейлор (1856-1915), известный как создатель научн. управл. - «тейлоризма» - мн. годы жизни посвятил увеличению пр-ти тр. рабочих. Сущность его метода заключ. в анализе тр. процесса и расчленении его на отдельные операции и приемы, выборе наилучшего, т.е. миним. вр., способа выполнения операции и всего тр. процесса. Методы Ф. Тейлора послужили основой технич. нормир-я тр. и того, что позже стали называть научной орган-й тр. Тейлор считал, что чем выше разделение тр., тем выше его пр-ть; з/п д\а зависеть от кол-х показ-й; решения д\ы принимать собственно инженеры, а раб. только работать и беспрекословно подчиняться управляющему.
Франк и Лилиан Гилбрет т/же искали пути повыш.эф-ти тр. ч\з усовершенствование мн. ручных операций. Они использ. наблюдения, замеры, микрохронометраж, использ. даже видеокамеру. Супруги Гилберт разработали метод анализа микродвижений рабочего. Так, ими было выведено 17 осн. движений кисти руки, названных «терблигами» (Гилберт в обратном прочтении). Франк Гилбрет написал книги «Азбука науч. орг-и тр.» и «Изучение движений».
Административная (классическая) школа. Представ. класс. шк.(1920-1950 гг.), а именно - А. Файоль, У Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в кач-ве руководителей высш. звена управления. Их гл. заботой была эф-ть применительно к работе всей орг-и и формирование общих (универсальных) принципов ее функционирования, след...ование к-ым д. приводить орг-ию к успеху, реализацию своей цели. Осн. вклад А. Файоля в теорию управл. состоял в том, что он рассматривал управл. как универс. процесс, сост. из нескольких взаимосв-х фун-й и осуществ-ся на любом уровне. 14 принципов управления (по А. Файолю): 1. Разделение тр.. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4 Единоначалие. 5. Единство направления. 6. Подчиненность личных интересов общим. 7. Вознаграждение перс. 8. Централизация. 9. Иерархия. 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Стабильность раб. места для перс. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух.
Шк. «чел. отношений» (1930-1950 гг.) и шк. поведенческих наук (с 1950 г.). Самыми крупн. авторитетами в развитии й шк. считаются Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Фоллет была первой, кто определил мен-т как «обесп-е выполнения работы с пом. других лиц». Эксперименты Э. Мэйо, проводимые в 1927 году обозначили тот момент в истории управл., когда интересы раб. начали приним. всерьез. Эти эксперименты открыли новое направление в теории управл.. Акцентирующее внимание на чел-м аспекте эф-ти. Мэйо открыл то, что позже было названо эффектом Хоторна: особое обращение - даже плохое – м\т из-за чел. фактора дать положит. рез-ты. Он обнаружил, что пр-ть пр-ть тр. - фун-я раб. установок.
Представитель шк. чел-х отнош. Д. МакГрегор выдвинул 2 подхода к орган. управл.: 1 основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника»), 2 - на созд. условий стимул-я у раб. инициативы, изобретательности и самост-ти в достижении целей орг-и.
Среди наиб. крупных фигур позднего периода поведенческого направления б. такие ученые, как Д. МакГрегор, Ф. Герцберг. Они изучали разл. аспекты соц. взаимодействия, мотивации, власти и авторитета, изменения содержания работы и кач-ва тр. жизни. Сущ. 3 осн. подхода к управлению: процессный; ситуационный; сис.. Проц. подход осн-ся на концепции, согласно кот. управление есть непрерывная цепь фун-й, осущ-я в рез-те выполн. связ. м\у собой действий. Сист. подход требует использ. принципа обратной связи м\у частями и целым; целым и окружением (т.е. средой), а также м\у частями и окружением, Орг-я —сис., т.е. единое целое, сост. из взаимосвязанных подсис. (частей) — отделов, сфер, уровней управления, соц. и технич. составляющих. открытая сис., потому что она динамично взаимодействует с внешней средой. Центр. моментом ситуационного подхода явл. конкретная ситуация как набор обстоятельств, оказ.вл. на орг-ю в данное вр. Именно конкретная ситуация есть основа применения возмож. методов управл. и выбора наиб. эф-о. Ситуац. подход, как и сис., —не набор предписываемых руководств, а способ мышления об орг-х проблемах и решениях.
Формирование шк. науки управления (с 1980 года по наст. время) связ. с возникн-м кибернетики и исслед...ованием операций, использ. моделей.
Модель - упрощенный анал. изуч. реального объекта. Модель отражает существенные св-ва моделируемого объекта и облегчает понимание его сложностей. Ключевой х-й науки управл. явл. замена словесных рассуждений моделями, символами и кол-ми значениями. Принятие решений осущ-ся на базе матем-х моделей, к-ые предпол. использ. ЭВМ, подобные действия повыш. объективность приним-го решения, способс. оптим-ции процесса упр-ия. Наиб. известные модели — распределение ресурсов, управл. запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии разв.. В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В ее рамках разрабатываются: методы матем. моделирования процессов выработки и принятия решений в орг-х; алгоритмы выработки оптим. решений с примен-м теории статистических решений, теории игр и др.; кол-е прикладные и абстрактные модели эк. явл., в том числе модели, воспр-ва, баланс затр. и вып. прод., прогнозирование науч.-технич. и эк. разв..
Т.о., шк. науки управл.внесла в управление: 1) математику, статистику, науки и связ. с ними области знания; 2) эк.-статист. методы.