Теорема Кронекера – Капелли.

Теорема. Для того чтобы система линейных уравнений была совместна, необходимо и достаточно, чтобы ранг основной матрицы системы равнялся рангу ее расширенной матрицы

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Пример 1. С помощью критерия Кронекера – Капелли определить, будут ли совместны следующие системы:

а) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ;

б) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Решение.

а) Вычисляем ранг матриц Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru . Для этого путем элементарных алгебраических преобразований приведем матрицу Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru к ступенчатому виду :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

1. Умножаем элементы 1-ой строки на «-3» и складываем с элементами 2-ой строки, затем умножаем элементы 1-ой строки на «-1» и складываем с элементами 3-ей строки.

2. Умножаем элементы 2-ой строки на «-1» и складываем с элементами 3-ей строки.

Число строк в полученной матрице равно 3, следовательно, согласно определению ранга матрицы (см. определение 3 §7 главы 1) имеем:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Аналогичным образом, получим

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Т.к. Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , то в силу критерия Кронекера – Капелли, система решений не имеет (несовместна).

б) Составляем расширенную матрицу:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

1. Меняем местами 1-ую и 2-ую строки.

2. Умножаем элементы 1-ой строки последовательно на «-2»; на «-1»; на «-5» и на «-3» и складываем соответственно с элементами 2-ой, 3-ей, 4-ой и 5-ой строк.

3. Умножаем элементы 2-ой строки последовательно на «-2»; «-3» и «-1» и складываем соответственно с элементами 3-ей, 4-ой и 5-ой строк.

4. Вычеркивая нулевые строки, получаем ступенчатую матрицу.

Число строк в полученной ступенчатой матрице равно 2 :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ,

следовательно, система совместна.

Замечание. Для сокращения записи мы приводим к ступенчатому виду одновременно матрицы Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Однородные системы линейных уравнений.

Определение 1. Система уравнений вида:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru (I)

называется однородной.

Очевидно, что система (I) всегда имеет решение :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

(нулевое решение). Таким образом, однородная система всегда совместна.

Теорема. Если в системе (I) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , то система (I) имеет единственное (следовательно, нулевое) решение, если определитель системы

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ,

и – бесчисленное множество решений (в том числе ненулевых), если

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Замечание. Если в системе (I) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru (число уравнений меньше числа неизвестных), то система имеет бесчисленное множество решений.

Примеры.

Решить системы уравнений:

а) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ;

б) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Решение.

а) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Мы сложили соответствующие элементы 2-ой и 3-ей строк. Система имеет единственное (нулевое) решение :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

б) Решаем систему методом Гаусса (см. § 5).

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Таким образом,

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Система имеет бесчисленное множество решений. Давая Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru различные значения, мы будем получать соответствующие решения заданной системы.

Например,

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , тогда Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , получаем решение Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ;

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , тогда Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , получаем решение Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

При подстановке в уравнения системы этих чисел, убеждаемся, что каждый раз мы получаем решение.

ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ.

Задание 1.

Даны определители:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Вычислить:

а) определитель Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru по правилу треугольников;

б) определитель Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru разложением по элементам 2-го столбца;

в) определитель 4-го порядка Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Решение:

а)

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

б)

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

в) Для вычисления определителя Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru 4-го порядка выберем строку (столбец), где больше нулей и, пользуясь свойством определителя (см. главу I §4 свойство 8), получим в этом столбце все нули, кроме, быть может, одного элемента. В нашем случае – это 3-ий столбец. Мысленно умножим элементы 1-ой строки на «-4» и сложим с элементами 2-ой строки, а затем умножим элементы 1-ой строки на «-2» и сложим с элементами 4-ой строки.

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

Мы разложили определитель 4-го порядка по элементам 3-его столбца (см. главу I §4 свойство 9). В этом разложении 3 последних слагаемых, очевидно, равны нулю. Таким образом, вычисление определителя 4-го порядка сводится к вычислению определителя 3-го порядка. Умножим элементы 1-ого столбца этого определителя на «-1» и сложим с элементами 2-ого столбца :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Замечание 1. Следует обратить внимание на то, что та строка (столбец), которую мы умножаем, в определителе не изменяется. Меняется лишь та строка (столбец), к которой мы прибавляем результат умножения.

Например, в нашем определителе 3-го порядка 1-ый столбец, который мы умножаем на «-1», вошел в новый определитель без изменения, поменялся лишь 2-ой столбец.

Задание 2.

Даны матрицы:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Найти: а) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; б) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; в) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; г) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; д) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Решение.

а) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

б) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

в) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

г) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

д) Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Найдем определитель матрицы A:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

следовательно, обратная матрица существует.

Определим алгебраические дополнения Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ;

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ;

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ; Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Найдем Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru (обратную матрицу к матрице А):

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Проверка:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

Задание 3.

Дана система линейных уравнений:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

Решить эту систему:

а) по формулам Крамера;

б) с помощью обратной матрицы;

в) методом Гаусса.

Решение.

а) Найдем определитель системы :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

В этом определителе заменим 1- ый столбец столбцом свободных членов, получим определитель :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Вычислим определитель, который получается из определителя системы заменой 2-ого столбца столбцом свободных членов:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Аналогичным образом, заменяя в определителе системы 3-ий столбец столбцом свободных членов, получим :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Найдем значения x, y и z по формулам Крамера:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ;

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ;

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Ответ: Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

б) Рассмотрим матрицы:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru - матрица, состоящая из коэффициентов при неизвестных;

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru - матрица свободных членов;

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru - матрица неизвестных.

Тогда, в матричной форме система линейных уравнений может быть записана следующим образом:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Если Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , то система имеет единственное решение, которое можно найти по формуле:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Для матрицы Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru в задании №2 ( пункт д) нами была найдена обратная матрица:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Найдем матрицу Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Ответ: Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

в) Выпишем расширенную матрицу системы :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

1. Проверяем: Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

2. Мысленно умножим элементы 1-ой строку на «-1» и сложим с элементами 3-ей строки, получим:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

3. Проверяем: Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

4. Мысленно умножим 2-ую строку на «1» и сложим с 3-ей строкой:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ,

получаем матрицу ступенчатого вида (см. определение 2 §7 главы I).

5. Составляем систему уравнений, соответствующую матрице Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Подставляем Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru в предпоследнее уравнение системы :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ,

отсюда

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Из первого уравнения находим

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Ответ: Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Задание 4.

Пользуясь критерием Кронекера – Капелли, исследовать систему линейных уравнений на совместность, и в случае совместности найти ее решение методом Гаусса

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

При переходе от 1-ой матрице ко 2-ой мы поменяли местами 1-ую и 2-ую строки для простоты вычислений, затем мысленно умножили элементы1-ой строки на «-2»; «-1» и «-5» и результат прибавили соответственно к элементам 2-ой, 3-ей, 4-ой строк, получили 3-ю матрицу. Затем перешли к 4-ой матрице: 1-ую и 2-ую строки оставили без изменения; умножив элементы 2-ой строки на «-2», затем на «-3», прибавили результаты умножения соответственно к элементам 3-ей и 4-ой строк. Затем убрали нулевые строки и перешли к матрице ступенчатого вида. Мы одновременно приводим к ступенчатому виду основную и расширенную матрицы Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru и Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

По определению ранга матрицы (см. определение 3 §7 главы I)

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

В силу критерия Кронекера – Капелли система уравнений совместна. Переходим от последней матрицы к системе уравнений:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Из последнего уравнения выражаем Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru :

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

И, подставляя это равенство в первое уравнение системы, получаем:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru ,

отсюда имеем:

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru .

Таким образом, полученная система имеет бесчисленное множество решений. Давая произвольные значения независимым переменным Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru и Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru , мы каждый раз будем получать частные решения системы.

Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru

Оглавление.

Глава 1. Матрицы. …………………………………………………………………3

§ 1. Основные понятия. ………………………………………………………3

§ 2. Определители второго и третьего порядков. …………………………..5

§ 3. Определители Теорема Кронекера – Капелли. - student2.ru - ого порядка. ………………………………………….7

§ 4. Свойства определителей. ………………………………………………..9

§ 5. Алгебра матриц. …………………………………………………………11

§ 6. Обратная матрица. ………………………………………………………14

§ 7. Ранг матрицы. ……………………………………………………………16

Глава 2. Системы линейных уравнений. ………………………………………...19

§ 1. Основные понятия. ………………………………………………………19

§ 2. Матричная запись системы линейных уравнений. ……………………20

§ 3. Решение системы линейных уравнений методом Крамера. ………….21

§ 4. Решение систем линейных уравнений с помощью обратной

матрицы. ………………………………………………………………….22

§ 5. Метод Гаусса. ……………………………………………………………..24

§ 6. Теорема Кронекера – Капелли. ………………………………………….31

§ 7. Однородные системы линейных уравнений. ………………………….. 33

Глава 3. Примеры. …………………………………………………………………35

Литература. …………………………………………………………………………44

Наши рекомендации