Сравнение предметных совокупностей
ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРЕДМЕТОВ,
ИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
СРАВНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЖИДКОСТЕЙ, СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, НА ПЛОСКОСТИ
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
ЧИСЛА 1—5
Счет предметов в пределах 5. Количественные, порядковые числительные, цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотношение количества, числительного, цифры. Получение чисел пересчитыванием предметов.
Измерение длины полоски, объема жидкости, сыпучего вещества произвольной меркой.
Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Сравнение чисел путем установления взаимно однозначного соответствия, а также по месту в числовом ряду. Состав чисел из двух слагаемых.
Арифметические действия: сложение, вычитание, знаки действий («+» и «—»).
Простые задачи на нахождение суммы, остатка, решаемые на основе выполнения практических действий.
Структура задачи: условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова, их обозначающие;
части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;
количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых;
названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку»;
оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие;
увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
устанавливать и называть порядок следования предметов;
узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
определять форму знакомых предметов;
писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;
пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания; производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;
решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия; записывать решение задачи в виде примера, числовые данные задачи называть и записывать с наименованиями;
выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(2 ч в неделю)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Формировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам. Радоваться красивым предметам (игрушкам) и изображениям, яркому, красивому сочетанию цветов, ритмичному чередованию форм и красок. Знакомить с особенностями материалов (бумага, картон) и инструментов (карандаш, фломастер).
Учить детей правильно сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломастер). Сопровождать взглядом движения руки с карандашом; следить за тем, чтобы при рисовании карандаш оставлял на бумаге четкие, заметные линии, и в то же время не слишком нажимать на карандаш, не мять бумагу.
Учить детей понимать, что рисунок — это отображение свойств реального предмета. В течение всего года активно поощрять и развивать самостоятельные предметные изображения. Учить рисовать по подражанию действиям учителя и по образцу (после показа) предметы разной формы (округлой, прямоугольной, треугольной), цвета (красного, желтого, зеленого, синего, коричневого, черного), величины (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий), а также передавать пространственные отношения между ними (посередине, внизу, вверху, справа, слева, рядом). Учить ориентироваться в пространстве листа бумаги (середина, верх, низ, углы, правая и левая стороны).
Целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание. Систематически рассматривать народные игрушки и изделия народных мастеров, вырабатывать простейшие оценочные суждения (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой).
Корригировать недостатки мелкой моторики рук, используя разнообразные гимнастические упражнения, упражнения с предметами и игровые графические упражнения. Развивать аналитико-синтетическую деятельность и деятельность сравнения, обогащать и совершенствовать представления.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ
Первая четверть
Рисование по подражанию действиям учителя: «Нарисуем зеленую травку и цветы», «Ярко светит солнышко», «Набежала синяя тучка», «Пошел сильный дождь».
Рассматривание дымковских лепных поделок (конь, баран, барыня). Нарисуем узор для дымковской игрушки (точки и круги разной величины). Рисование по шаблону и роспись дымковского коня.
Рисование по шаблону и роспись (по показу) дымковской игрушки.
Узор для платья куклы (разноцветные круги — большие и маленькие; полоски, точки; платье — готовая выкройка).
Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски).
Полосатый шарфик для куклы (вертикальные цветные полоски).
Рассматривание филимоновской игрушки «Медведь смотрит в зеркало», иллюстраций Е. Рачева к сказкам «Колобок», «Маша и медведь».
Цветные палочки к праздничным флажкам. Раскрасим флажки в разные цвета (полотнища флажков нарисованы учителем).
Цветные ручки (длинные и короткие) к деревянным лопаткам.
Раскрасим лопатки в разные цвета (основные части лопаток нарисованы учителем).
Зеленый и синий заборчики (прямые вертикальные и горизонтальные линии).
Разноцветные лесенки — большие и маленькие (прямые вертикальные и горизонтальные линии).
Цветные клубочки — большие и маленькие (круговые движения, слитные замкнутые линии).
Разноцветные мячики (большие и маленькие) катятся по дорожке.
Фрукты (предметы округлой формы, разной величины и окраски).
Овощи (предметы округлой формы, разной величины и окраски).
Вторая четверть
Разноцветные воздушные шарики на ниточках. Раскрасим шарики в желтый, зеленый и красный цвета (раскраска круговыми движениями).
Разноцветные предметы округлой формы. Погремушки (шарики с ручкой в виде вытянутой петли).
Моя любимая филимоновская игрушка. Роспись шаблона филимоновской игрушки (по выбору). Рассматривание иллюстраций в книге И. Богуславской «Русская глиняная игрушка».
Узор для тарелки (круг — готовая форма).
Много цветных колечек — цепочка.
Гирлянда — длинная и короткая (повторяющиеся или чередующиеся элементы).
Цветные ленты — узкие и широкие.
Разноцветные бусы на елку.
Новогодние флажки на ниточке. Снежинки. Елочки — большие и маленькие. Узор в полосе из елочек и снежинок. Елочные игрушки (по подражанию с использованием шаблонов).
Третья четверть
Узор для кукольной посуды — расписное блюдо (круг — готовая форма).
Салфеточка (узор в квадрате; квадрат — готовая форма).
Украшение для фартука (узор в полосе из чередующихся по цвету элементов; фартук — готовая выкройка).
Узор для платья (вертикальные и горизонтальные прямые).
Узор для платья дымковской барышни (вертикальные и горизонтальные прямые, круги, точки).
Красивый платочек (узор из вертикальных и горизонтальных прямых).
Украшение платочка (по мотивам дымковских росписей).
Разноцветные платочки сушатся на веревочке. Кубики разной величины (на одной прямой). Кубики и шарики (на одной прямой). Красивый цветок в подарок маме и бабушке. Цветы к 8 Марта.
Рассматривание иллюстраций к книге В. Сутеева «Веселые картинки».
Башенка из кубиков. Пирамидка из кубиков. Пирамидка из шариков. Высокий заборчик и ворота. Высокий новый дом. Дом большой и дом маленький. Любой предмет прямоугольной формы (по желанию). Два автобуса: синий и красный. Поезд (несколько вагонов).
Четвертая четверть
Ярко светит солнышко (сочетание округлой формы с прямыми линиями).
Круглые пряники (печенье) с узором.
Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Узор в круге (круг — готовая форма; размещение элементов узора по краю круга; чередование фигур по величине — большие и маленькие).
Скворечник (с прямой крышей). Скворечник (с треугольной крышей). Детская лопатка и совок. Праздничные флажки прямоугольной и треугольной формы. Красивая тележка. Тележка с игрушками (шариками и кубиками). Ваза (простой формы) с ветками. Букет нарциссов в вазе (в стакане). Весенний ковер (симметричное расположение декоративных элементов в геометрической форме).
Основные знания и умения учащихся
Учащиеся должны уметь:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;
выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства.
Учащиеся должны знать:
названия всех изображаемых предметов;
как выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей.
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
(2 ч в неделю)
ПЕНИЕ
Обучение певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении — с расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи.
Щадящий режим по отношению к детскому голосу. Доступность песенного материала: простые, ясные по смыслу слова, знакомые образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми1 — ля1); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.
Формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания. Недопущение форсирования звука как во время пения, так и в разговорной речи.
Выработка округлого красивого звучания гласных звуков при четкой артикуляции положения рта и губ.
Развитие умения бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни.
Пение коротких попевок на одном дыхании.
Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения.
Развитие понимания дирижерских жестов: внимание, вдох, начало пения и окончание.
Пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное, плавное в пределах умеренно тихо и умеренно громко.
Укрепление средней части диапазона (ми1 — ля1) с постепенным его расширением.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Развитие эмоциональной отзывчивости на праздничную, маршевую, колыбельную песни.
Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых сочинений.
Ознакомление с характером музыки: спокойная, веселая, грустная.
Ознакомление с динамическими особенностями музыки: громкая, тихая.
Ознакомление с пением соло и хором.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: фортепиано, барабан, скрипка.