На основе изучения предметов

И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

(3 ч в неделю)

Задачей этого предмета является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития, которое у них к моменту поступления в школу в значительной степени отстает от развития детей с нормаль­ным интеллектом. У них недостаточно языковых средств об­щения для приобретения новых знаний, умений и навыков.

Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нем нет самых необ­ходимых слов для обозначения предметов и действий в ок­ружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.

Нормальный ребенок в дошкольном возрасте интенсив­но накапливает сведения о тех предметах, которые он по­вседневно наблюдает или с которыми имеет дело. Умствен­но отсталый ребенок самостоятельно таких сведений полу­чить не может, его наблюдения поверхностны, он не вника­ет в суть вещей, не делает обобщений. Тем более он не в состоянии приобрести знания о предметах и явлениях, сто­ящих вне рамок его личного опыта.

Для развития умственно отсталого ребенка его общение со взрослыми приобретает еще большую значимость, чем для нормального ребенка этого же возраста.

Нормальный ребенок видит окружающие его предметы и явления, сравнивает их, устанавливает сходство и разли­чие, делает обобщение, а взрослые только помогают ему понять эти явления, объясняя их в доступной ему форме. Умственно отсталый ребенок сам, без помощи взрослого, не способен даже правильно и отчетливо воспринимать на­блюдаемые предметы и явления.

Примерная тематика

«Я и моя семья» (кроме детей, не имеющих родителей) (имя, фамилия ученика, родственные отношения: мама, папа, брат, сестра, их имена, фамилии, занятия). «Мой дом» (город, село, деревня, где он живет, адрес, квартира, ком­ната, кухня, коридор, места общего пользования и др.). «Школа». «Класс». «Школьный двор» (общее знакомство, правильное называние). «Мои друзья» (имена, фамилии, девочка — мальчик, я, он, она, ты, вы, мы, они). «Книги». «Одежда». «Обувь». «Посуда». «Мебель». «Транспорт». «Игры и забавы детей». «Времена года: лето, осень, зима, весна» (ос­новные признаки: тепло, холодно, мороз, солнце, ветер, дождь, снег и др.). «Месяцы» (в течение года). «Дни недели» (в течение года). «Сутки: утро, день, вечер, ночь» (в течение года). «Растения: деревья, кусты, трава, цветы» (узнавание и называние знакомых детям растений). «Домашние животные» (кошка, собака или другие знакомьте детям). «Дикие живот­ные» (волк, медведь, лиса, заяц или другие знакомые де­тям). «Птицы» (воробей, ворона или другие знакомые де­тям). «Домашние птицы» (куры, петух, гуси, утки или дру­гие знакомые детям). «Насекомые» (мухи, жуки, пауки, ба­бочки, стрекозы или другие знакомые детям). «Лес, поле, сад, огород». «Фрукты» (яблоко, груша или другие знакомые детям). «Овощи» (морковь, огурец, помидор, картофель или другие знакомые детям). «Ягоды» (вишня, слива, виноград, клубника или другие знакомые детям).

На занятиях по развитию речи уточняются и обогащают­ся знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним при­знакам, правильно их называть, объединять предметы в груп­пы, используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится по­нимать общепринятое значение слов, правильно употреб­лять их в речи.

Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным интел­лектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они не отождествляют изображе­ния с реальной действительностью. Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем более сюжетных, особенно если следует установить неслож­ные связи, отношения. Поэтому в подготовительный пери­од все занятия по развитию речи следует проводить поэтап­но — от изучения конкретных предметов, реальных жиз­ненных ситуаций переключаться на их изображения, а за­тем и описания:

- узнавание и называние конкретных предметов;

- узнавание и называние данных предметов, изображен­ных на рисунках;

- работа с ситуативной картинкой; моделирование ситуа­ции; составление простой фразы на основе предложенного рисунка;

- работа с несложной сюжетной картинкой; связное вы­сказывание по картинке.

- работа с сюжетной картинкой, требующей установить несложные связи, зависимости; - связное высказывание по картинке;

- чтение детям доступных им по теме стихотворений, ска­зок, рассказов;

- рассматривание иллюстраций;

- беседа по про­читанному;

- пересказ по вопросам, самостоятельно.

На всех занятиях необходимо использовать игры и игро­вые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», кар­тинное лото, домино и другие.

Ребенок должен быть поставлен в приближенные к есте­ственным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познаватель­ную деятельность.

ЧТЕНИЕ

(2 ч в неделю)

На условно называемых уроках чтения в подготовитель­ном классе прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умственно отсталых детей широко распространено. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и несколь­ких групп.

Для овладения правильным звукопроизношением важ­ным направлением работы является развитие у детей слухо­вого внимания и способности к звукоподражанию. Над пра­вильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.

Без специальной работы над развитием слухового вни­мания у умственно отсталых дошкольников к моменту по­ступления в школу оказывается несформированным рече­вой и фонематический слух, что затрудняет овладение деть­ми звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом.

Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Различение звуков окружающей действительности (шур­шание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хло­панье ладошек и др.).

Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)

Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются го­лоса животных; разучивание коротких отрывков из них.

Игры детей с движениями, направленные на подведе­ние к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мо­тор: р-р-р).

Выделение первого звука в слове.

Умение слышать нужный звук в слове.

Наши рекомендации