На основе изучения предметов
И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
(3 ч в неделю)
Задачей этого предмета является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития, которое у них к моменту поступления в школу в значительной степени отстает от развития детей с нормальным интеллектом. У них недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков.
Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нем нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.
Нормальный ребенок в дошкольном возрасте интенсивно накапливает сведения о тех предметах, которые он повседневно наблюдает или с которыми имеет дело. Умственно отсталый ребенок самостоятельно таких сведений получить не может, его наблюдения поверхностны, он не вникает в суть вещей, не делает обобщений. Тем более он не в состоянии приобрести знания о предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта.
Для развития умственно отсталого ребенка его общение со взрослыми приобретает еще большую значимость, чем для нормального ребенка этого же возраста.
Нормальный ребенок видит окружающие его предметы и явления, сравнивает их, устанавливает сходство и различие, делает обобщение, а взрослые только помогают ему понять эти явления, объясняя их в доступной ему форме. Умственно отсталый ребенок сам, без помощи взрослого, не способен даже правильно и отчетливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления.
Примерная тематика
«Я и моя семья» (кроме детей, не имеющих родителей) (имя, фамилия ученика, родственные отношения: мама, папа, брат, сестра, их имена, фамилии, занятия). «Мой дом» (город, село, деревня, где он живет, адрес, квартира, комната, кухня, коридор, места общего пользования и др.). «Школа». «Класс». «Школьный двор» (общее знакомство, правильное называние). «Мои друзья» (имена, фамилии, девочка — мальчик, я, он, она, ты, вы, мы, они). «Книги». «Одежда». «Обувь». «Посуда». «Мебель». «Транспорт». «Игры и забавы детей». «Времена года: лето, осень, зима, весна» (основные признаки: тепло, холодно, мороз, солнце, ветер, дождь, снег и др.). «Месяцы» (в течение года). «Дни недели» (в течение года). «Сутки: утро, день, вечер, ночь» (в течение года). «Растения: деревья, кусты, трава, цветы» (узнавание и называние знакомых детям растений). «Домашние животные» (кошка, собака или другие знакомьте детям). «Дикие животные» (волк, медведь, лиса, заяц или другие знакомые детям). «Птицы» (воробей, ворона или другие знакомые детям). «Домашние птицы» (куры, петух, гуси, утки или другие знакомые детям). «Насекомые» (мухи, жуки, пауки, бабочки, стрекозы или другие знакомые детям). «Лес, поле, сад, огород». «Фрукты» (яблоко, груша или другие знакомые детям). «Овощи» (морковь, огурец, помидор, картофель или другие знакомые детям). «Ягоды» (вишня, слива, виноград, клубника или другие знакомые детям).
На занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.
Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным интеллектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они не отождествляют изображения с реальной действительностью. Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем более сюжетных, особенно если следует установить несложные связи, отношения. Поэтому в подготовительный период все занятия по развитию речи следует проводить поэтапно — от изучения конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций переключаться на их изображения, а затем и описания:
- узнавание и называние конкретных предметов;
- узнавание и называние данных предметов, изображенных на рисунках;
- работа с ситуативной картинкой; моделирование ситуации; составление простой фразы на основе предложенного рисунка;
- работа с несложной сюжетной картинкой; связное высказывание по картинке.
- работа с сюжетной картинкой, требующей установить несложные связи, зависимости; - связное высказывание по картинке;
- чтение детям доступных им по теме стихотворений, сказок, рассказов;
- рассматривание иллюстраций;
- беседа по прочитанному;
- пересказ по вопросам, самостоятельно.
На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие.
Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.
ЧТЕНИЕ
(2 ч в неделю)
На условно называемых уроках чтения в подготовительном классе прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умственно отсталых детей широко распространено. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и нескольких групп.
Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.
Без специальной работы над развитием слухового внимания у умственно отсталых дошкольников к моменту поступления в школу оказывается несформированным речевой и фонематический слух, что затрудняет овладение детьми звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом.
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.).
Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)
Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них.
Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р).
Выделение первого звука в слове.
Умение слышать нужный звук в слове.