Дайте краткую характеристику основных течений управленческой мысли как филиацию идей (4-е тыс.до н.э.
Ø сер. 4 тыс.до н.э. – в древнеегипетском обществе наметились контуры сословных прослоек и классов, что привело к появлению первых государств как регуляторов отношений между новыми социальными группами. С появлением письменности и гос-в осмысление управленческой деятельности стало приобретать все более системный характер. Большую часть времени упр-ая мысль развивалась в виде 2-3 одновременно сосуществующих течений, обслуживающих гос-ое, храмовое и частное хоз-во.
Ø модель управления полицейским гос-м (Платон, Хан Фэй-цзы, Ю.Крижанич, Гр.Котошихин, И.Посошков; период 4000 до н.э. - конец XVIII в.; Теоретическая база:
§ теория естественного права (Др. Китай)
§ учение эвдемонизма или учение о счастье (Др.Греция)
Цели государства - «общее благо, счастье и совершенствование общества».
Цели управления – благополучие и безопасность граждан
Методы управления – детализированная государственная регламентация и стандартизация общественной и частной жизни граждан).
Ø модель управления правовым гос-м (конец XVIII в. – вт. пол. XIX в.; Г.Берг, Э.Вебер, Х.Лотц, Р.Молль, М.М.Сперанский, И.И.Платонов, Н.Н.Рождественский, В.Н.Лешков, Л.Штейн; Теоретическая база:
o учение И.Канта о государстве как союзе под юридическими нормами;
o учение об общественном договоре Ж.Ж.Руссо;
o обоснованное Т.Гоббсом, учение идеологов буржуазной политэкономии Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, представителей манчестерской школы политэкономии;
o теория разделения властей Д.Локка и Ш.Монтескье.
В правовом гос-ве феодальной правительственной власти противопоставлялся закон, местное самоуправление, невмешательство в частную жизнь индивидуумов
модель управления культурным гос-м (вт. пол. XIX в. – начало XX в.; Л.Гумплович, В.А.Гольцев, В.Ф.Левитский, М.М.Ковалевский. Теоретическая база:
o исторические школы политической экономии и права, которые призывали к учету в науке влияния специфики и особенностей нац-ых культур, нравов, обычаев, форм правления, законодательств, обусловливающих своеобразие исторической судьбы развития определенного народа.
Ø национальные концепции управления частным капиталистическим хоз-вом (вторая половина XVIII в.-XX в.; труды ученых В.Петти, П.Буагильбера, Ф.Кенэ, А.Смита были посвящены пролемам управления нац-ми экономиками и организации труда на нац-ых предприятих; Ч.Бэббидж, Э.Юр
Ø научный менеджмент (первые годы XX в.; автор: Для разработки этих методов Тейлор провел ряд экспериментов; лучший менеджмент – это наука, основанная на строго определенных законах, правилах и принципах, менеджмент как наука при правильном применении позволяет повысить производительность труда рабочих, максимизировать как «прибыль для предпринимателя», так и доход рабочи);
Ø функции управления (1916 г.; автор: А.Файоль; он сформулировал инвариантные функции управления любым объектом, субъектные функции управления, не зависящие от объекта, - это прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация и контроль);
Ø «школа человеческих отношений» (20-е гг. в США; авторы: Э.Мэйо, Ф.Ретлисбергер; принцип: высокая производительность труда объяснялась социальными условиями, в которых находятся работники, человеческими отношениями в организации).
Ø системный подход к управлению (40-60-е гг.; появление синтетических учений – школа социальных систем, социотехнических систем, новая школа, исследование операций, ситуационный подход);
18) В чем методологические основы и каково содержание концепции управления в полицейском государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах.
(из лекции)
I этап – (период 4000 до н.э. - конец XVIII в.). От древнегреческого понятия “aietilop”, означавшего искусство управления хозяйством полисов (городов)
Теоретическая база:
§ теория естественного права (Др. Китай)
§ учение эвдемонизма или учение о счастье (Др.Греция)
Цели государства - «общее благо, счастье и совершенствование общества».
Цели управления – благополучие и безопасность граждан
Методы управления – детализированная государственная регламентация и стандартизация общественной и частной жизни граждан.
Критерии эффективности управления:
Ø психологические - удовлетворение потребностей;
Ø правовые - сохранение правопорядка в обществе;
Ø экономические - эффективность общественного производства, рациональность организации производства;
Ø политические – уровень и масштаб обладания властью;
Ø социальные - сбалансированность сословий и классов в обществе;
В Др.Греции: Платон.
В Др.Китае: Хан Фэй-цзы.
В России: Ю.Крижанич, Гр.Котошихин, И.Посошков.
19) В чем основные методологические основы и каково содержание концепции управления в правовом государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах. (с.53, 54)
II этап – (конец XVIII в. – вт. пол. XIX в.). В противопоставление полицейской модели управления появилась новая концепция правового государства. В качестве основного средства борьбы против полицейского государства было выбрано внеклассовое «догматическое право», которому должно подчиняться государство и которое гарантировало бы полную свободу личности от произвола администрации. В правовом гос-ве феодальной правительственной власти противопоставлялся закон, местное самоуправление, невмешательство в частную жизнь индивидуумов.
Теоретическая база:
v учение И.Канта о государстве как союзе под юридическими нормами;
v учение об общественном договоре Ж.Ж.Руссо;
v обоснованное Т.Гоббсом, учение идеологов буржуазной политэкономии Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, представителей манчестерской школы политэкономии;
v теория разделения властей Д.Локка и Ш.Монтескье.
В Европе: Г.Берг, Э.Вебер, Х.Лотц, Р.Молль.
В России: М.М.Сперанский, И.И.Платонов, Н.Н.Рождественский, В.Н.Лешков.
В Германии: Л.Штейн («Учение об управлении», 7 томов).
20) В чем основные методологические основы и каково содержание концепции управления в культурном государстве? Назовите разработчиков концепции в разных странах. (с.55, 56)
III этап – (вт. пол. XIX в. – начало XX в.). Идеологи нового направления – Л.Гумплович, В.А.Гольцев, В.Ф.Левитский, М.М.Ковалевский – объясняли это явление тем, что даже правовое гос-во не удовлетворяло новые запросы и нужды граждан гос-ва.
Теоретическая база:
o исторические школы политической экономии и права, которые призывали к учету в науке влияния специфики и особенностей нац-ых культур, нравов, обычаев, форм правления, законодательств, обусловливающих своеобразие исторической судьбы развития определенного народа.
В рамках первой исторической школы развивалась прикладная экономия. Приверженцы этой концепции задачу культурного гос-ва видели в «смягчении грубой борьбы за существование путем проведения в строй общественных отношений начал этики и справедливости, наряду с деятельной ролью в этом направлении личной и общественной самодеятельности».
21) Назовите главные научные школы и теории управления ХХ в., их содержание и основных разработчиков.
§ научный менеджмент (первые годы XX в.; автор: Ф.Тейлор; «научность» в его работах выражалась в тех методах, которые были им разработаны и предложены для изучения производственной и управленческой деятельности на промышленных предприятиях США. Для разработки этих методов Тейлор провел ряд экспериментов, с помощью которых попытался доказать, что лучший менеджмент – это наука, основанная на строго определенных законах, правилах и принципах, менеджмент как наука при правильном применении позволяет повысить производительность труда рабочих, максимизировать как «прибыль для предпринимателя», так и доход рабочих. Недостаток теории: человек присутствовал в такой же неодушевленной форме, как и другие ресурсы);
§ функции управления (1916 г.; автор: А.Файоль; он сформулировал инвариантные функции управления любым объектом, субъектные функции управления, не зависящие от объекта, - это прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация и контроль);
§ «школа человеческих отношений» (20-е гг. в США; авторы: Э.Мэйо, Ф.Ретлисбергер; принцип: высокая производительность труда объяснялась социальными условиями, в которых находятся работники, человеческими отношениями в организации. То есть деловая организация – нечто большее, чем просто экономические институты, она представляет собой социальную организационную структуру, состоящую из человеческих личностей).
§ системный подход к управлению (40-60-е гг.; появление синтетических учений – школа социальных систем, социотехнических систем, новая школа, исследование операций, ситуационный подход);
§ в результате наступил бум управленческих исследований – аспектных, региональных, страновых, отраслевых, элементных, процессных.
Глава №5 (нет 11):