Прагматический подход к определению количества информации
Если информация используется для решения какой-либо конкретной задачи, то целесообразно оценивать ее не только и не столько с точки зрения структурно-статистической или семантической позиции, сколько с позиций ее полезности, ценности, для решения этой задачи.
Можно привести множество примеров того, как информация, которой мы располагаем, позволяет ускорить и облегчить достижение той или иной цели.
При управлении кораблем, капитан в течение всего пути использует информацию, получаемую от многочисленных источников для коррекции курса.
Руководитель строительного предприятия для достижения стоящих перед его организацией целей использует постоянно поступающую к нему информацию о функционировании отдельных подразделений, состоянии финансирования, материального обеспечения и пр.
Каждое получаемое сообщение важно оценивать не в аспекте его познавательных характеристик, но и с точки зрения прагматической (от греческого «прагма» — действие, практика), т.е. полезности или ценности для выполнения функций управления. Интересны попытки измерения практической ценности информации, опирающейся на аппарат классической теории информации, предпринятые А.А.Харкевичем и др.
Была предложена мера ценности информации Ic, оцениваемая как изменение вероятности достижения цели при получении этой информации:
Ic= log P1 – log P0 = log P1 / P0,
где P0 — начальная, до получения информации, вероятность достижения цели;
P1 — вероятность достижения цели после получения информации.
При этом возможны три различных случая.
Полученная информация может не изменять вероятности достижения цели: P1= P0 , и тогда Ic= 0, а информацию называют пустой.
Пустой информацией для водителя автомашины будет, например, указатель, что в 10 км в сторону от дороги, по которой он едет, находится некий населенный пункт, который не является целью его поездки.
Если же этот пункт расположен в окрестностях другого интересующего водителя пункта, то получение той же самой информации увеличивает вероятность достижения цели, т.е. P1 > P0, и, следовательно, количественная мера ценности информации (прагматическая информация) Ic = log P1 / P0 > 0, т.е. положительна.
Возможна и такая ситуация, когда вы спросили указать вам дорогу не знающего человека и последовали его ошибочному указанию. В этом случае вероятность достижения цели уменьшится P1 < P0, Ic = log P1 / P0 < 0, а такая информация будет иметь отрицательный знак и может быть названа дезинформацией.
Дезинформация имеет достаточно широкое распространение в процессах экономического управления (приписки в отчетности, неправильные сведения о расходовании средств и материалов и т.д.).
Следует отметить, что прагматические и семантические оценки информации зачастую трудно разделить, а в некоторых случаях они сливаются. В самом деле, семантические оценки характеризуют смысл, содержательность сообщений, а прагматические — их ценность, полезность. Но совершенно очевидно, что бессодержательные сообщения не могут быть полезными [21].
Как уже говорилось, с позиций философии, в широком смысле, информация представляет собой отражение в сознании людей различных объектов и процессов окружающего нас мира.
Современная наука рекомендует различать три уровня познания – синтаксический, семантический и прагматический (практический).
Поэтому информацию целесообразно рассматривать как новые знания, принятые, понятые и оцененные с точки зрения полезности для решения каких-либо задач.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что классическая теория информации отражает процессы, которые следует отнести к синтаксическому уровню восприятия сообщений, не требующему специальных знаний в той или иной предметной области (медицине, экономике и т.д.). По каналу связи могут передаваться любые сообщения.
Как уже отмечалось, после огромных успехов и достижений в технической сфере, достигнутых на базе развития статистической теории информации, понятие информация приобрело статус общенаучного термина. Представители многих научных дисциплин делали попытки приложения соответствующих идей в своих предметных областях.
В качестве примера исследования возможностей конструктивного использования методов классической теории информации в целях совершенствования управления строительством, можно привести работы [34,39]. Однако, ввиду того, что эти методы не учитывают степени информативности сообщений для конкретного получателя, с их помощью не удалось решить каких либо серьезных прикладных проблем в области строительного менеджмента. Данное обстоятельство и дальнейшие исследования информационных процессов в организационных системах, связанные с созданием автоматизированных систем управления, привели к возникновению и развитию теории экономической информации.
Экономическая информация
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Она отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людьми и организациями.
Экономическая информация представляет совокупность данных, отражающих хозяйственные процессы и взаимосвязи между органами управления экономикой, а также соответствующие им процессы управления.
Следует отметить, что сегодня использование термина экономической информации не вполне оправдано. Существуют и организации, не ведущие экономическую (коммерческую) деятельность, но требующие реализации процессов управления. Поэтому более правильно использовать термин «организационная информация», т.е. информация, циркулирующая в системах организационного управления. Однако исторически сложилось так, что данный вид информации чаще называют экономической, производственно-экономической, социально-экономической, организационно-экономической и т.д.
Основным носителем информации в системах организационного управления является документ. Традиционно документ определяют как материальный носитель информации, используемый в системе управления и имеющий юридическую силу.
Для многих приложений менеджмента, экономики и права такая трактовка данного понятия является вполне оправданной. Однако при исследовании информационных процессов в организационных системах она является не совсем корректной. Дело в том, что при реализации управленческих функций руководители и специалисты вынуждены формировать и использовать множество «бумаг» , которые не являются юридическими документами, но все равно объективно необходимы для работы, а содержащиеся в них данные должны учитываться при анализе информационных процессов, например, в целях автоматизации. Поэтому мы будем в дальнейшем понимать под документом любой материальный носитель информации, используемый при решении задач организации.
Содержание значительной части управленческих документов раскрывается через понятия реквизит или показатель.
Реквизит – информационный параметр, описывающий определенное свойство объекта, процесса, явления и т.п. Например, данные о каждом сотруднике организации в отделе кадров представлены посредством одинаковых наборов реквизитов: фамилия, имя, отчество; пол; год рождения; место рождения; адрес проживания и т.д. Перечисленные реквизиты характеризуют свойства объекта «сотрудник».
Реквизит имеет наименование и значения. Значение реквизита может быть представлено либо числовыми данными, например, вес, зарплата, год приема на работу, либо качественными признаками, например, цвет волос, марка машины, фамилия. Реквизиты, имеющие численные, измеряемые значения, в литературе часто называют показателями. Т.е. показатель – это количественная характеристика какого-либо объекта, явления, процесса.
Термин показатель больше относится к содержательной характеристике объекта, он чаще используется специалистами в устной речи. Термин реквизит уже ближе к форме документирования данных на материальном носителе.
Такая ситуация сложилась и из-за того, что в документоведении под реквизитом понимают обязательные данные, которые в соответствие с инструкциями должен содержать правильно составленный и оформленный документ (например, наименование документа, дата выдачи, подписи).
Экономические показатели можно разделить на связанные (зависимые) и несвязанные (независимые). Взаимозависимость показателей может быть обусловлена содержательной связью их наименований, а также функциональной зависимостью между их значениями. В ряде случаев в сложных системах имеет место взаимосвязь нескольких показателей. Максимальный учет взаимосвязей показателей служит одним из важнейших факторов успешного решения ряда многих управленческих задач.
Многие управленческие документы имеют форму таблиц показателей. Поэтому в ряде случаев количество экономической информации целесообразно оценивать числом символов или строк документа, числом стандартных документов и показателей.
Однако другая, еще одна существенная часть управленческой документации представлена в форме обычных текстовых документов (письма, отчеты и пр.). Для них подобные количественные оценки в большинстве случаев лишены смысла. Поэтому для характеристики информационных процессов в организационных системах чаще приходится пользоваться качественными параметрами. Перечислим наиболее часто употребляемые параметры информации, используемой в сфере организационного управления:
· адекватность (точность) информации – характеризует уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.;
· актуальность информации – характеризует степень сохранения ценности информации в момент ее использования;
· достаточность (полнота) информации – характеризует ее минимальный объем, достаточный для принятия правильного решения;
· достоверность информации – характеризует свойство отображения реальных объектов с необходимой точностью. Она может быть оценена вероятностью того, что значение отображаемого параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности. Достоверность также характеризует соответствие принятого сообщения переданному;
· доступность информации – характеризует уровень сложности процессов ее получения и восприятия конечным пользователем. Она обеспечивается разработкой и выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Семантическая форма информации должна быть согласована с тезаурусом пользователя;
· избыточность – характеризует степень превышение имеющегося объема информации по отношению к уровню, необходимому для принятия решения. Определенная информационная избыточность часто бывает полезной, так как повышает надежность функционирования систем управления. Но у избыточности есть и серьезные отрицательные стороны. Она вызывает необходимость усложнения организационных структур, увеличение финансовых и временных затрат на обработку информации и пр.;
· релевантность – характеризует степень соответствия исходной информации содержанию решаемой задачи или степень близости смыслового содержания документа, найденного в результате поиска содержанию запроса;
· репрезентативность информации – характеризует правильность и обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления для адекватного отражения свойств объекта. Репрезентативность – это представительность информации, достаточная для обоснования решения, ради которого она собрана;
· своевременность информации – характеризует время ее поступления к пользователю, которое должно быть не позже заранее назначенного момента, согласованного с временем решения поставленной задачи. Запаздывание информации часто снижает, а иногда и сводит к нулю ее полезность;
· содержательность информации – отражает семантическую (смысловую) емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных;
· экономичность информации – характеризует уровень затрат на ее сбор, формирование, передачу и обработку [13,21].
Существуют и другие, качественные параметры информации. Ведутся поиски их рациональной количественной оценки. Но пока в этой области больше вопросов, чем ответов.