Управление как социальный феномен.

Серия основана в 1998 году

Рецензенты:

Л.А.Кандыбович, доктор психологических наук, профессор

Кафедра морально-психологической подготовки Военной академии Республики Беларусь

Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2001. – 640 с. (Библиотека практической психологии).

в в е д е н и е

"Они думают, что мы не думаем". Эти слова, услышанные много лет назад из уст пожилого, умудренного жизненным опытом человека в адрес руководителей, я запомнил на всю жизнь. По своей сути эти нехитрые слова таят в себе глубокую мысль, как бы напоминая каждому из нас о важности учета мнения подчиненных; о ценности того, кто рядом, о его творческом человеческом начале. В современных условиях нужны не просто квалифицированные ру­ководители, а психологически мыслящие, мудрые в управлении про­фессионалы. Сейчас, как никогда прежде, требуется выработка у ру­ководителей знания психологических основ управления, высокой уп­равленческой культуры.

Долгое время считалось, что обучение в вузе позволяет получить любую профессию; любую, кроме профессии руководителя, потому что руководитель - это опыт плюс призвание. Но мировая практика стучалась в наши двери и ясно давала понять, что управление - это сфера деятельности, которой надо и можно учиться, как и всякой другой.

Раскаты перестроечной грозы подвели к изменению всей структуры преподаваемых дисциплин в вузах. Стремление идти в ногу с общим цивилизационным процес­сом, потребности изменившейся практики заставили обратить пристальное внимание, как на подготовку руководителей, так и на важную составляющую процесса управления - психологические аспекты руко­водства людьми.

Углубленной разработкой данных проблем занимается большое число специалистов той или иной области научного знания. Заметное место в этом процессе принадлежит психологии. В настоящее время наблюдается активизация исследовательских усилий в сфере психоло­го-управленческой проблематики. Знание психологических особеннос­тей людей, всесторонний учет психологического содержания управ­ленческой деятельности, стимулирование работников в процессе сов­местной деятельности, создание в организации здорового социаль­но-психологического климата - эти и другие проблемы находятся в центре внимания психологии управления.

Ответом на насущную потребность практики стало введение во многих вузах преподавания новой дисциплины - психологии управления. Однако учебная литература по этой дисциплине появилась с явным опозданием и не в достаточ­ном количестве. Сложилась странная ситуация, когда основным учебником по дисциплине становится конспект лекций обу­чаемых. Это и подвигло меня к созданию данного учебного пособия.

Человек в контексте управленческих отношений – таков основной лейтмотив учебного пособия. В нем предпринята попытка совместить основы теоретических положений психологии управления с практикой управ­ленческой деятельности как у нас, так и за рубежом; показать не­разрывность теории и практики, их взаимосвязанность и взаимозависимость. Эта центральная идея определила структуру издания и каж­дую из глав.

Прежде чем говорить о психологической стороне управления, необходимо рассмотреть, что собой представляет управление вооб­ще, управление как социальный феномен, каков предмет науки управ­ления, каковы основные управленческие культуры и тенденции разви­тия управленческой мысли. Как отмечал известный русский историк С.М.Соловьев, во всякой науке есть своя обязательная таблица умножения, то есть тот минимум фундаментальных понятий и теоретических идей, без овладения которыми нельзя знать науки вообще. Вот о такой “таблице умножения” психологии управления речь идет в первой главе пособия.

Эффективность процесса управления определяется тем, кто конкретно и как руководит. Личности руководителя, подходам к оп­ределению его профессионально-важных качеств, алгоритму управлен­ческой деятельности посвящены материалы второй главы.

Управление - это всегда руководство людьми. Каковы они - современные подчиненные, как происходит их адаптация к деятель­ности, каковы основные регуляторы их поведения и деятельности? Ответам на эти и другие вопросы посвящена третья глава.

Взаимодействие между руководителем и подчиненными всегда принимает форму управленческого общения. Четвертая, пятая и шес­тая главы издания раскрывают закономерности этого общения, основы управленческого воздействия, основные формы делового общения.

В своей деятельности руководитель воздействует не только на своих подчиненных, но и на сложные групповые явления и процессы. Вот почему он должен знать механизмы групповой динамики, феномены групповой жизнедеятельности. В любой организации неизбежны столк­новения мнений, точек зрения, интересов, перерастающие порой в конфликтные ситуации. О том, как руководителю вести себя в этих условиях речь идет в седьмой и восьмой главах.

Общеизвестно, что управление - это особой сложности труд, для которого характерны дефицит времени, избыток информации, не­нормированный рабочий день, постоянное давление со стороны на­чальства и подчиненных. В этих условиях деятельность руководителя оказывается наполненной стрессами, конфликтами, кризисами. Вот почему девятая глава посвящена проблемам укрепления здоровья ру­ководителя, управление стрессами и кризисами в его деятельности.

Для обеспечения связи излагаемых проблем психологии управле­ния с практикой, в пособии со­держится практикум. В нем приводится ряд тестовых методик, позво­ляющих руководителям лучше познать себя, своих подчиненных, групповые процессы и явления.

Изложение основных проблем перемежается афоризмами известных людей (и не очень), выдержками из учрежденческого фоль­клора. Обращение к этим лаконичным свидетельствам эпохи необходи­мо по той простой причине, что в них кроются секреты успеха мно­гих и многих людей, они знакомят нас с опытом других.

Думаю, что осуществление управленческой деятельности без известной доли юмора, иронии невозможно. Как писал В.Раабе, "юмор - это спасательный круг на волнах жизни". Вот почему в приложении под рубрикой "Об управлении почти серьезно" излагаются ироничные взгляды ряда авторов на процесс управления, на жизнь организаций. Ирония не иссушает: она сжигает лишь сорную траву, сказал Ж.Ре­нар. Кроме того, нередко юмор в лаконичной и наиболее доходчивой форме раскрывает истины, на постижение которых требуется несколь­ко страниц серьезного текста.

Автором использованы материалы ряда изданных книг и моногра­фий, среди авторов которых Г.М.Андреева, Р.Л.Кричевский, Я.В.Подоляк, А.Л.Свен­цицкий, Г.В.Щекин и др[1]. Полный список использо­ванной литературы содержится в конце издания.

Учебное пособие предназначено, прежде всего, для руководителей разных уровней, желающих обогатить себя знанием основ психологии управления, а также для студентов, изучающих психолого-управленческую проблемати­ку.

Г Л А В А 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Серия основана в 1998 году

Рецензенты:

Л.А.Кандыбович, доктор психологических наук, профессор

Кафедра морально-психологической подготовки Военной академии Республики Беларусь

Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2001. – 640 с. (Библиотека практической психологии).

в в е д е н и е

"Они думают, что мы не думаем". Эти слова, услышанные много лет назад из уст пожилого, умудренного жизненным опытом человека в адрес руководителей, я запомнил на всю жизнь. По своей сути эти нехитрые слова таят в себе глубокую мысль, как бы напоминая каждому из нас о важности учета мнения подчиненных; о ценности того, кто рядом, о его творческом человеческом начале. В современных условиях нужны не просто квалифицированные ру­ководители, а психологически мыслящие, мудрые в управлении про­фессионалы. Сейчас, как никогда прежде, требуется выработка у ру­ководителей знания психологических основ управления, высокой уп­равленческой культуры.

Долгое время считалось, что обучение в вузе позволяет получить любую профессию; любую, кроме профессии руководителя, потому что руководитель - это опыт плюс призвание. Но мировая практика стучалась в наши двери и ясно давала понять, что управление - это сфера деятельности, которой надо и можно учиться, как и всякой другой.

Раскаты перестроечной грозы подвели к изменению всей структуры преподаваемых дисциплин в вузах. Стремление идти в ногу с общим цивилизационным процес­сом, потребности изменившейся практики заставили обратить пристальное внимание, как на подготовку руководителей, так и на важную составляющую процесса управления - психологические аспекты руко­водства людьми.

Углубленной разработкой данных проблем занимается большое число специалистов той или иной области научного знания. Заметное место в этом процессе принадлежит психологии. В настоящее время наблюдается активизация исследовательских усилий в сфере психоло­го-управленческой проблематики. Знание психологических особеннос­тей людей, всесторонний учет психологического содержания управ­ленческой деятельности, стимулирование работников в процессе сов­местной деятельности, создание в организации здорового социаль­но-психологического климата - эти и другие проблемы находятся в центре внимания психологии управления.

Ответом на насущную потребность практики стало введение во многих вузах преподавания новой дисциплины - психологии управления. Однако учебная литература по этой дисциплине появилась с явным опозданием и не в достаточ­ном количестве. Сложилась странная ситуация, когда основным учебником по дисциплине становится конспект лекций обу­чаемых. Это и подвигло меня к созданию данного учебного пособия.

Человек в контексте управленческих отношений – таков основной лейтмотив учебного пособия. В нем предпринята попытка совместить основы теоретических положений психологии управления с практикой управ­ленческой деятельности как у нас, так и за рубежом; показать не­разрывность теории и практики, их взаимосвязанность и взаимозависимость. Эта центральная идея определила структуру издания и каж­дую из глав.

Прежде чем говорить о психологической стороне управления, необходимо рассмотреть, что собой представляет управление вооб­ще, управление как социальный феномен, каков предмет науки управ­ления, каковы основные управленческие культуры и тенденции разви­тия управленческой мысли. Как отмечал известный русский историк С.М.Соловьев, во всякой науке есть своя обязательная таблица умножения, то есть тот минимум фундаментальных понятий и теоретических идей, без овладения которыми нельзя знать науки вообще. Вот о такой “таблице умножения” психологии управления речь идет в первой главе пособия.

Эффективность процесса управления определяется тем, кто конкретно и как руководит. Личности руководителя, подходам к оп­ределению его профессионально-важных качеств, алгоритму управлен­ческой деятельности посвящены материалы второй главы.

Управление - это всегда руководство людьми. Каковы они - современные подчиненные, как происходит их адаптация к деятель­ности, каковы основные регуляторы их поведения и деятельности? Ответам на эти и другие вопросы посвящена третья глава.

Взаимодействие между руководителем и подчиненными всегда принимает форму управленческого общения. Четвертая, пятая и шес­тая главы издания раскрывают закономерности этого общения, основы управленческого воздействия, основные формы делового общения.

В своей деятельности руководитель воздействует не только на своих подчиненных, но и на сложные групповые явления и процессы. Вот почему он должен знать механизмы групповой динамики, феномены групповой жизнедеятельности. В любой организации неизбежны столк­новения мнений, точек зрения, интересов, перерастающие порой в конфликтные ситуации. О том, как руководителю вести себя в этих условиях речь идет в седьмой и восьмой главах.

Общеизвестно, что управление - это особой сложности труд, для которого характерны дефицит времени, избыток информации, не­нормированный рабочий день, постоянное давление со стороны на­чальства и подчиненных. В этих условиях деятельность руководителя оказывается наполненной стрессами, конфликтами, кризисами. Вот почему девятая глава посвящена проблемам укрепления здоровья ру­ководителя, управление стрессами и кризисами в его деятельности.

Для обеспечения связи излагаемых проблем психологии управле­ния с практикой, в пособии со­держится практикум. В нем приводится ряд тестовых методик, позво­ляющих руководителям лучше познать себя, своих подчиненных, групповые процессы и явления.

Изложение основных проблем перемежается афоризмами известных людей (и не очень), выдержками из учрежденческого фоль­клора. Обращение к этим лаконичным свидетельствам эпохи необходи­мо по той простой причине, что в них кроются секреты успеха мно­гих и многих людей, они знакомят нас с опытом других.

Думаю, что осуществление управленческой деятельности без известной доли юмора, иронии невозможно. Как писал В.Раабе, "юмор - это спасательный круг на волнах жизни". Вот почему в приложении под рубрикой "Об управлении почти серьезно" излагаются ироничные взгляды ряда авторов на процесс управления, на жизнь организаций. Ирония не иссушает: она сжигает лишь сорную траву, сказал Ж.Ре­нар. Кроме того, нередко юмор в лаконичной и наиболее доходчивой форме раскрывает истины, на постижение которых требуется несколь­ко страниц серьезного текста.

Автором использованы материалы ряда изданных книг и моногра­фий, среди авторов которых Г.М.Андреева, Р.Л.Кричевский, Я.В.Подоляк, А.Л.Свен­цицкий, Г.В.Щекин и др[1]. Полный список использо­ванной литературы содержится в конце издания.

Учебное пособие предназначено, прежде всего, для руководителей разных уровней, желающих обогатить себя знанием основ психологии управления, а также для студентов, изучающих психолого-управленческую проблемати­ку.

Г Л А В А 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление как социальный феномен.

Понятие "управление" широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологичес­ким, техническим, социальным, военным и др.). Существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем виде под уп­равлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.

В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди, как члены различных организа­ций, либо организационные подразделения в целом. Индивиды, (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений могут выступать субъектами и объектами управления. Как видим, ключевыми категори­ями социального управления являются "организация", "субъект и объект управления".

Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознатель­но координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависи­мости от целей и условий деятельности индивиды в социальном уп­равлении выступают субъектами и объектами управления.

Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как от­дельный индивид, так и социальная группа.

Объектом управления мо­жет быть часть объективной действительности, на которую направле­но управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Управление как социальный феномен. - student2.ru Между субъектом и объектом управления существует диалекти­ческое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управле­ния его объекту. Таким образом, социальное управление есть непре­рывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в от­дельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.

Система управленческих отношений опирается на два социаль­но-психологических феномена, которые мы можем назвать каксобс­твенноуправление, то есть целенаправленное воздействие на опре­деленный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подвер­женность целенаправленному воздействию субъекта воздействия. В зависимости от типологических черт, разными людьми не одинаково переживается само чувство подчинения. Исследователи выделяют три типа подчинения:

· строптивое подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;

· равнодушное подчинение: работник вполне удовлетворен своим положением, ибо это освобождает его от принятия ответственных ре­шений, исповедуется принцип "пусть думает начальник";

· инициативное подчинение: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заг­лушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.

Субъект и объект управления, рассматриваемые также как уп­равляющая и управляемая системы (подсистемы), в совокупности вза­имных связей составляютсистему управления,характеризующуюся информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений.

Понимаемая как целостно-организационное объединение, система управления характеризуется:

· функциями и целями деятельности;

· конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности;

· режимом внешних связей (субординация, координация, дого­ворные отношения и т.д.);

· правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности сис­темы управления в целом и ее элементов.

Наши рекомендации