Профилактика и диагностика конфликтов.
Основой любого конфликта является противоречие между фактическим положением дел и ожиданиями людей. По сути, необходимо перестроить реальность под ожидания оппонентов или попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел. Наиболее эффективное разрешение конфликта предполагает наличие следующих этапов.
1. Признайте наличие конфликта
2. Договоритесь о процедуре
3. Выясните скрытые и явные причины конфликта
4. Определите конфликт
5. Делайте разграничения между участниками конфликтов и возникшими проблемами
6. Исследуйте возможные варианты решения
7. Определите объективные критерии
8. Добейтесь соглашения
9. Воплощайте план в жизнь
10. Оцените принятое решение
Некоторые общие рекомендации по психологии ведения переговоров при разрешении конфликтов.
1. Справедливо отнеситесь к инициатору конфликта. Инициатор выступает с требованиями, претензиями, обидами, которые на чем-то основаны и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение.
2. Создавайте атмосферу сотрудничества. В начале встречи несколько минут следует провести в неофициальной беседе, настраивающей на эмоциональный контакт. Следует подчеркивать моменты, по которым удалось сблизить позиции. И главное условие — спокойный тон и постоянно подчеркиваемая уверенность в плодотворности сотрудничества.
3. Стремитесь к ясности в общении. Заранее следует приготовить заявления, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы с тем, чтобы вся ваша информация дошла до противоположной стороны быстро и без искажений.
4. Будьте сдержанны. Переключитесь с эмоционального на рациональный режим работы психики. Нередко весь тон разговора сводит на нет достижения по ведению переговоров. Не говорите категорично, безапелляционно и требовательно, на повышенных тонах.
5. Не оскорбляйте чувство собственного достоинства. Старайтесь отвлечься от обсуждения личных качеств, как ваших собственных, так и другого.
6. Будьте открыты для новой информации. Простейший способ получить информацию — задавать вопросы. Другой способ — давать информацию. Умение управлять конфликтами важнейшее профессиональное качество менеджера, без которого немыслимо эффективное осуществление им своих функций.
Посредничетсво в конфликте.
При привлечении для устранения конфликта третьей стороны появляется реальная возможность выйти на новый уровень его разрешения. Третья сторона — это человек или группа, которые не участвуют в конфликте и пытаются помочь конфликтующим сторонам в достижении согласия. Присутствие третьей стороны удерживает конфликтующие стороны от угроз, демонстративных бесповоротных решений, обмана и т. д.
Следует определить ситуации, когда вмешательство третьей стороны неэффективно.
1) В накаленной обстановке, где наблюдается всевозрастающий уровень враждебности между двумя сторонами.
2) Если изначально существует недоверие к третьей стороне, то ее вмешательство также не принесет пользы. Посреднику должны доверять и с его мнением считаться.
3) Кроме того, вмешательство третьей стороны в случае намечающегося согласия между спорящими сторонами, особенно активное, может вместо пользы принести вред.
Третья сторона может выступать в качестве посредника (т. е. давать советы и помогать вести переговоры) и в качестве арбитра (если имеет полномочия проводить обязывающие рекомендации по улаживанию конфликта).
Посреднику можно предложить следующие рекомендации.
1. Разработать процедуру переговоров, определяющую участников, расписание их действий, а также поведение на случай провала переговоров.
2. Определить, с помощью каких приемов можно подтолкнуть участников конфликта перейти от попыток силового давления к рассмотрению интересов каждой из сторон. Примером такой процедуры может быть консультационный арбитраж, когда третья сторона высказывает свое мнение о том, какое будет вынесено решение, если конфликт дойдет до суда, до высшего руководства и т. д. Помогает избежать «состязания в силе» требование к сторонам о соблюдении «периода охлаждения» — определенного времени, когда конфликтующие воздерживаются от каких-либо действий. Это помогает «выпустить пар» и снизить накал эмоций.
3. Предусмотреть процедуру решения вопроса с позиции прав или силы, чтобы конфликтующие могли отойти на эти позиции, когда не удаются переговоры, ориентированные на интересы.
4. Организовать весь процесс так, чтобы начинать с самых выгодных решений и переходить к тем, что череваты большими издержками
Поведение третьей стороны. Рассмотрев действия, которые может предпринять третья сторона, следует проанализировать факторы, влияющие на поведение посредника в конфликте. Приступая к помощи в разрешении конфликта, посредник всегда оценивает реальность достижения выгодного для двух сторон соглашения. Он может заранее решить, что ничего в данной ситуации уже не сделать и выбрать соответствующую модель поведения. Кроме того, всегда существует различная степень заинтересованности посредника в том, чтобы обе стороны были удовлетворены и конфликт разрешился благополучно.
На основании этих двух составляющих прослеживаются следующие четыре модели поведения.
· Решение проблемы
· Компенсация
· Давление
· Бездействие
При разрешении конфликта посредник может выполнять следующие функции:
1. Аналитика
2. Активного слушателя
3. Организатора процесса переговоров
4. Генератора идей
5. Контролера выполнимости идей и соглашений
6. Обучающего
Имидж и его слогаемые
Часть культуры делового общения составляет создание собственного имиджа. Без привлекательного имиджа трудно рассчитывать на высокую репутацию в деловых кругах.
Имидж — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж — это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение или отношения личности или группы. Определенным имиджем может обладать политический деятель, профессия, товар и пр. Формирование имиджа иногда происходит стихийно, но чаще является результатом работы специалистов в области политической психологии, психологии рекламы, маркетинга. Самый эффективныйпуть создания имиджа — использование средств массовойкоммуникации. Наличие, характер и действенность имиджа выявляются в специальных исследованиях с помощью методик контент-анализа, специальных шкал и пр. В России в 1991 г. был создан Центр прикладных исследований имиджа. Была даже заявлена новая наука — имиджелогия. На формирование привлекательного имиджа тратятся огромные средства, особенно в период избирательных кампаний.Сегодня ни одна звезда, ни один серьезный политический деятель не обходятся без имиджмейкера. Имидж — английское слово, означающее «образ», «ореол».
Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструкциями. Включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Когда мы говорим об имидже как образе, то в основном имеем в виду два аспекта образа: формирование представлений о внутренних свойствах через внешние качества и побудительную (мотивационную) силу образа. В этом смысле образ может быть не только у человека, политика, бизнесмена, но и у товара, фирмы, идей. Можно сказать, что имидж — это манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через нее — на поведение и выбор человека. Во время сильного эмоционального впечатления снижаются механизмы контроля. В этом главное отличие имиджа от психического образа, отражающего характеристики кого-либо или чего-либо. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Мы постоянно, хотим того или нет, создаем свой имидж.
Принципы создания имиджа.
В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы:
• повторения;
• непрерывного усиления воздействия;
• «двойного вызова».
Принцип повторения опирается на свойства памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Человеку требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим.
Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: «Это только для вас» или «Я — для вас» и т. д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно. Именно постепенное, а не взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации. Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока. Постепенное и непрерывное наращивание усилий воздействия ведет к желаемым сдвигам.
Принцип "двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только разумом: важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека.
Разум — в психоанализе 3. Фрейда собственно «Я» — в психической жизни людей играет довольно скромную роль. Чтобы побудить человека к действию, надо сделать ему «двойной вызов», т. е. обратиться к сознанию и подсознанию. Следовательно, секрет воздействия имиджа, как и рекламы, — в обращении к бессознательному — недоступному, но реальному. Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужное русло, а затем осуществить управление поведением человека.