Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
Уч.год
1. Сережа (7 лет) учится в 1-м классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».
- А когда он был главным? – удивилась мама.
- В детском саду. Он умел хорошо бегать и прыгать, когда мы играли.
- А теперь он не умеет этого делать?
- Мама, как ты не понимаешь! Умеет, конечно, но теперь это не главное!
- А что же теперь главное?
- Теперь главное: как ты учишься.
Как изменилось содержание отношений детей между собой по сравнению с детским садом? Дайте психологическое обоснование. Раскройте особенности общения детей со сверстниками в начальной школе.
2. Исследователь предложил детям нарисовать тематический рисунок «Моя семья».
Петя (7 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках.
Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» - «А я не уместился», - ответил мальчик.
Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?
3. Иру воспитывала бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой, у нее не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это нравилось.
Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда отец просил рассказать стихотворение, решить не сложные, на его взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а отец сердился на нее: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить одни двойки!»
С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.
Проанализируйте психическое состояние девочки.
Как должны поступить педагог и родители, чтобы пробудить у нее желание учиться?
4. В подготовительной к школе группе детского сада детям часто задают такие вопросы: какой мяч укатится дальше, который катится по траве или по асфальту? Как узнать, в какую сторону дует ветер? Как узнать, какой из стульев выше – детский или взрослый?
Какой вид мышления формируют у детей такие вопросы?
Как развивать у детей этот вид мышления?
5.Света (6 лет 6 мес.) посещает первый класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Света сама собой.
Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».
Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Светы с учительницей.
В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?
Что не учел педагог в работе со Светой?
6. Таня (6 лет 6 мес.) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение.
Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется вот эта буква...?», «Что здесь написано?» Девочка молчит.
- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.
- Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!
Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой.
Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?
7. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».
Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.
Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?
Как должны были поступить педагог и родители?
8. Женя (7 лет) был активным, любознательным мальчиком. В детском саду он быстро усваивал содержание занятий, любил читать, был очень общительным, но в тоже время невнимательным и неусидчивым.
В первом классе на уроке он часто отвлекался, не слушал объяснений учителя и ответов товарищей, поэтому часто получал замечания, на что реагировал болезненно.
Какие качества личности не были сформированы у Жени?
Подумайте и скажите, как будут учиться в школе Коля и Миша.
Уч.год
1. Сережа (7 лет) учится в 1-м классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».
- А когда он был главным? – удивилась мама.
- В детском саду. Он умел хорошо бегать и прыгать, когда мы играли.
- А теперь он не умеет этого делать?
- Мама, как ты не понимаешь! Умеет, конечно, но теперь это не главное!
- А что же теперь главное?
- Теперь главное: как ты учишься.
Как изменилось содержание отношений детей между собой по сравнению с детским садом? Дайте психологическое обоснование. Раскройте особенности общения детей со сверстниками в начальной школе.
2. Исследователь предложил детям нарисовать тематический рисунок «Моя семья».
Петя (7 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках.
Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» - «А я не уместился», - ответил мальчик.
Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?