Построение нормального эвольвентного зубчатого зацепления
Построение целесообразно выполнять на отдельном листе плотной бумаги.
Для точности построения рекомендуется принимать масштабную высоту зуба не менее 30 мм, ориентируясь на стандартные ряды масштабов:
- натуральная величина - 1:1;
- масштабы уменьшения -1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000;
- масштабы увеличения - 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1.
Для построения зубчатого зацепления переводим все полученные ранее действительные размеры в чертежные.
Проводим линию центров (рис.16), отмечаем на ней центры О1 и О2 на расстоянии aw’ (центры колес О1 и О2 могут выходить за пределы чертежа).
В выбранном нами масштабе вычерчиваем окружности зубчатых колес: основные, начальные, делительные, окружности выступов и впадин.
Рис.16 Схема построения эвольвентных профилей зубчатых колес
Через полюс зацепления Р (получается при касании начальных окружностей) проводим общую касательную к начальным окружностям перпендикулярно к линии центров) и линию зацепления NN, касательную к основным окружностям, проведенную к радиусам, расположенным под углом αw.
Строим эвольвентные профили зубьев для каждого колеса. Эвольвентной окружности называется кривая, описываемая точкой прямой линии, перекатываемой по этой окружности без скольжения (рис.17). Окружность, по которой перекатывается прямая при образовании эвольвенту, называется основной окружностью. Следовательно, эвольвентные участки зубьев будут находиться в пределах между основными окружностями и окружностями выступов колес.
Рис.17 Схема, поясняющая физический смысл эвольвенты
Нетрудно убедиться, что отрезок NM является переменным радиусом кривизны эвольвенты при перекатывании прямой по основной окружности. Этот отрезок всегда касается окружности в точке N, а его величина равна длине дуги А0N (NM = È А0N).
Эти свойства эвольвенты позволяют с достаточной для практических целей точностью построить эвольвентный профиль зуба. Для этого относительно произвольно выбранной точки А0 на основной окружности (рис.18) обозначим несколько точек 1, 2, 3, 4, 5 с таким расчетом, чтобы отрезки (хорды) А01 = 1-2 = 2-3 = 3-4 = 4-5 незначительно отличались от дуги ÈА01 = È1-2 = È2-3 = È3-4 = È4-5.
Линия зацепления NN касается основных окружностей в точках K и L и проходит через полюс зацепления (проверка правильности построения). Участок KL называется теоретическим участком линии зацепления.
Каждый зуб зубчатого колеса находится в зацеплении не на всем своем пути, а только на каком-то участке, т. е. в какой-то точке он входит в зацепление, а в какой-то выходит из него. Этот участок, лежащий на линии зацепления NN и образованный пересечением этой линии с. окружностями выступов; называется практическим или рабочим участком линии зацепления. На рис.17 практический участок линии, зацепления обозначен точками А и В.
только центральной пары сопряженных зубьев так, чтобы они касались в полюсе зацепления Р (рис.15).
Построение эвольвенты производим общепринятым методом. Для этого отрезок LP линии зацепления (второго колеса) разбиваем на равное число частей (допустим, на четыре), обозначим точки деления 1, 2, 3, 4 и т. д., продолжив деление по другую сторону точки L.
Отрезок LP линии зацепления играет роль производящей прямой, при обкатывании которой без скольжения по основной окружности точка Р опишет эвольвенту.
Полученные отрезки Р—1,1—2, 2—3 . . ., начиная от точки L, отложим по хорде на основной окружности, при этом разностью между длинами дуги и хорды пренебрегаем. Полученные точки обозначим 11, 2', 3' . . .
Соединим эти точки с центром колеса и проведем через них касательные к основной окружности, которые будут перпендикулярны радиусам.
Отложим на касательных отрезки, равные расстоянию до полюса Р от соответствующей точки деления, т. е. вдоль первой касательной откладываем отрезок Р—1, вдоль второй касательной — отрезок Р—2 и т.д. Полученные точки обозначим 1", 2", 3"...................... и. затем последовательно соединим их плавной кривой. Данная кривая и будет представлять эвольвентный участок профиля зуба. Для сопряженного колеса эвольвентный профиль зуба строится аналогично.
Неэвольвентный участок профилей зубьев, т. е. участок в пределах от основной окружности до окружности впадин, для случая df<db очерчивается радиальными прямыми, после чего у основания зуба производят их сопряжение с окружностями впадин радиусом (0,2÷0,3)m.
Если df>db, то сначала получают точку пересечения окружности впадин с эвольвентой, а затем у основания делают закругления радиусом (0,2÷0,3)m.
Для построения симметричного профиля зуба по окружности вершин зубьев откладываем половину ширины зуба Sa’/2 и проводим ось симметрии зуба. Затем методом зеркальной симметрии и шаблонов строим профиль зуба (рис. 16).
Рис.16 Зацепление зубчатых колес с обозначением рабочих участков профилей зубьев
Вырезаем готовые зубья и, прикладывая их эвольвентные профили к полюсу зацепления, обводим по одному зубу для каждого колеса. Для построения еще по одному зубу справа и слева от полученных определяем углы отклонения осей соседних зубьев от осей построенных:
αz1 = 3600/z1; αz2 = 3600/z2
Проводим оси соседних зубьев и обводим их профили по полученным ранее шаблонам.
Обозначим рабочие участки профилей зубьев. Учитывая, что в точке А начинается зацепление, т. е. в ней контактируются крайняя точка головки зуба второго (большого) колеса и наинизшая точка ножки зуба первого (малого) колеса, радиусом О1А сделаем засечку на профиле зуба малого колеса, которая определит нам положение наинизшей точки первого колеса. Делая засечку на профиле зуба второго (большего) колеса радиусом О2В, определим наинизшую точку, участвующую в зацеплении, для этого колеса. Рабочие участки профилей зубьев на чертеже отмечены штриховкой.
Определим длину дуги зацепления по любой из окружностей, в пределах которой происходит зацепление зубьев, предварительно проведя пунктиром через точки А и В сопряженные профили в положении начала и конца зацепления. Дуги cd и ef между положениями, соответствующих профилей зубьев в начале и конце зацепления для каждого из колес есть пути, проходимые зубьями за время зацепления одной пары зубьев, измеренные по начальной окружности. Эти дуги и называются дугами зацепления.
На одном из зубчатых колес вычерчивается станочное зацепление зубчатой рейки и нарезаемого колеса с указанием размеров рейки и величины смещения (рис.17).
Рис.17 Схема расположения реечного инструмента
Литература
1. Теория механизмов и механика машин. Под ред Фролова К.В.
м.Наука 2004.
2. С.А. Попов, Г.А.Тимофеев Курсовое проектирование по теории механизмов и машин. м.1999.
3. Щепетильников В.А., Солодилов В.Я.. Геометрический синтез зубчатых колес внешнего зацепления со смещением. м.2001.