Понятие команды, ее эффективность.
Команда - это рабочая группа, достигшая высокого уровня психологической и организационной сплоченности, слаженности, сотрудничества. Она имеет несколько основных измерений:
· стремление к общей цели;
· поочередное выполнение сложных задач, разделение обязанностей лидера с другими;
· внимание лидера к мнениям подчиненных;
· командная помощь тем, кто испытывает трудности;
· гордость членов команды по поводу принадлежности к ней.
Дополнительные групповые эффекты - четкая постановка производственных задач; эффективное распределение работ, повышение способности членов команды разрешать споры и конфликты.
Команды бывают постоянными или временными. Команды функциональных отделов и другие, которые являются частью формальной структуры организации, является постоянными. Временными будут команды, которые создаются для решения конкретных заданий: команды для работы над отдельными проектами, команды для решения проблем и любые другие типы краткосрочных команд, создаваемых для развития, анализа или изучения вопросов, связанных с работой или с определенным направлением бизнеса.
Преимущества командной работы:
· повышение производительности труда и качества продукции, уменьшение непроизводительных затрат;
· дополнительные доходы организации, уменьшение текучести кадров, повышение удовлетворенности сотрудников работой.
Критерии эффективно работающей команды:
1. Управленческая команда легко собирается вместе. Никто не опаздывает. Этот пункт отражает энергетическую согласованность командных действий, своего рода тест. Насколько слаженно собирается команда, настолько согласованно будут решаться другие задачи.
2. Члены команды имеют единое представление об общекомандных целях и задачах, перспективах развития. Должна быть ориентация на общекомандный результат, а не на выполнение отдельных операций участниками команды.
3. Каждый член команды имеет личную заинтересованность в достижении командных целей. Эффективность мотивационных процессов отражает эмоциональную и духовную вовлеченность во внутрикомандное взаимодействие, а также ответственность за выполнение своих обязательств
4. Информация внутри команды передается без затруднений и искажений. Этот критерий отражает доверие членов команды друг к другу.
5. Единая система ценностей и единство правил внутри команды. Каждый человек обладает своей системой ценностей, но в команде должна существовать единая ценностная ориентация, продиктованная видением проекта, стратегическими целями, интегрированными ценностями всех членов команды, фазой развития проекта.
6. Единый лидер, признанный командой. Формальное и неформальное лидерство должно принадлежать только одному лицу в команде, которое управляет активностью остальных членов команды. Лидер должен творчески расти с опережением других членов команды, а не тормозить их развитие.
7. Четко определенная сфера ответственности каждого члена команды, строгое разделение функциональных обязанностей. Эффективность команды определяется сбалансированностью ответственности и индивидуального вклада в процесс управления проектом.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Управленческое решение как целенаправленный акт воздействия руководителя (или аппарата, органа управления) на своих подчиненных должен осуществляться на основе соответствующих требований:
1. Всесторонняя обоснованность и объективность, т.е. решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и субъекта управления. Для устранения негативных последствий принимаемых решений необходимо, чтобы они принимались на основе достоверной, хорошо изученной информации об управляемом объекте и окружающей его среде.
2. Управленческое решение должно быть полномочным. Это означает, что оно должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать именно эти решения. Нарушение этого создает риск невыполнения решения, а также применения в некоторых случаях санкций к лицу, принявшему неполномочное решение.
3. Директивность решения означает обязательность его исполнения и обеспечивается полномочиями руководителя.
4. Непротиворечивость решения- это его согласованность с ранее принятыми решениями. Принимая решение, важно учитывать, что оно должно развивать и дополнять ранее принятые решения и не противоречить им.
5. Своевременность (оперативность) решения означает минимизацию времени от возникновения проблемы до принятия решения, чтобы в объекте управления не произошло необратимых явлений.
6. Точностьформулировки решения необходима для исключения двусмысленности и точного понимания сути решения.
7. Требование эффективности решения состоит в том, чтобы обеспечить достижение намеченных в решении целей при минимальных затратах ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).
8. Комплексностьрешенияозначает необходимость учета всех благоприятных и неблагоприятных факторов, относящихся к решаемой проблеме, комплекса методов и средств при формировании и выборе решения.
9. Системный подходв обосновании решений предполагает рассмотрение проблемы как совокупности взаимосвязанных, взаимодействующих и развивающихся частей и подсистем, а также четкую формулировку цели принимаемого решения во взаимосвязи с целями функционирования всей системы.
30. Композиция команды: сущность и содержание
Композиция команды - это совокупность характеристик, как самой команды, так и ее членов, важных с точки зрения команды как единого целого. К таким характеристикам относятся:
· численность команды,
· ее возрастной, половой, национальный, социальный и т.д. состав.
Рисунок Параметры команды.
Набор этих характеристик достаточно многообразен и их выбор производится исходя из тех целей, которые ставит перед собой человек, который данную команду формирует или исследует. Но, в любом случаи, численность команды - это важнейшая ее характеристика
Очевидно, что, чем более многочисленной является команда, тем большим количеством различных знаний и навыков она располагает. В то же время, чем больше команда, тем меньше возможностей у каждого ее члена для участия в работе и осуществления влияния. Следовательно, численность команды - это компромисс между желаниями ее членов и ее возможными результатами. Исследования показывают, что наиболее эффективной является команда из 5-9 человек. При меньшем количестве у нее обычно не хватает коллективного опыта, а при большем возникают тенденции к ее распаду на подкоманды.
Содержание процесса принятия решений.
Процесс принятия управленческих решений в организации можно представить в виде последовательных этапов, имеющих между собой прямые и обратные связи см.рис.
Постановка задачи как главный этап в алгоритме принятия и реализации управленческих решений. По своему содержанию на этом этапе выясняются ответы на такие основные вопросы как:
- в чем сущность существующей проблемы, какие ее составные части и факторы влияния?
- какими ресурсами (временными, людскими, информационными, финансовыми, техническими) мы располагаем?
- какие цели ставятся в рамках решения проблемы, т.е. чего мы хотим достичь?
- как, т.е. с помощью каких методов, инструментов и средств можно разрешить возникающую проблему?
- какие последствия могут наступить в результате не принятия решения и в результате его принятия и эффективной реализации?
Формирование решения. Изучение внутренней и внешней среды предполагает анализ внутренних и внешних факторов, влияющих как положительно, так и отрицательно на решение проблемы.
Конкретное управленческое решение принимается на основе анализа специально отобранной для этой цели информации. Текущий анализ информации позволяет судить о наличии или отсутствии отклонений от заданных параметров производственного процесса, а также обнаружить ту или иную назревающую проблему.
Формирование целей и ограничений решения. Формирование целей решения осуществляется исходя из миссии организации и сущности самой проблемы. При этом используются как вышестоящие решения, так конкретные методы в данной ситуации. Способы задания целей могут быть самыми разнообразными: от их простого перечня до построения графа (дерева) целей.
Оценка альтернативных вариантов решений. Цель данного этапа состоит в нахождении как можно более полной совокупности альтернативных вариантов решений, т.е. способов решения проблемы. Эффективность принимаемого решения зависит от качества имеющихся альтернатив.
Поиск возможных путей решения проблемы может осуществляться путем логического мышления, проведения специальных исследований и экспериментов. Нельзя обращать также интуицию как способ оценки сценария будущего развития событий. Но наиболее проблемным подходом к поиску альтернативных вариантов решения сложных проблем является метод принятия решений, основанный на опыте и суждении.
Выбор решения. Нахождение допустимых решений.
Приемлемым называется решение, удовлетворяющее множеству ограничений, т.е. оно должно находится в правовом поле, обеспечиваться качественными и в необходимом количестве ресурсами, иметь последствия, приемлемые для общества, государства и предприятии, быть экономичным, эффективным и т.д.
Определение наиболее эффективных решений. Решение называется эффективным, если оно в наибольшей мере приближает предприятие к достижению поставленных целей.
Окончательный выбор решения из множества эффективных в силу несравнимости последних может быть осуществлен только с привлечением дополнительной информации. При принятии такого решения всегда имеет место риск.
Если решение принимается в условиях определенности и достоверности информации, то выбор окончательного решения осуществляется, как правило, на этапе поиска эффективных решений.
Если же решение принимается в условиях риска, то здесь неопределенность может быть устранена или упорядочена с помощью введения вероятностных оценок, в результате чего колебания переменных, характеризующих состояние объективных условий, могут быть предугаданы.
Организация исполнения и контроля за реализацией решения. Важной проблемой является доведение решения до исполнителей. В практике управления производством встречаются случаи, когда решение в процессе своего движения до исполнителей по уровням управления постепенно искажается.
Отдельные элементы процесса реализации решения формируются на стадии его принятия, когда предусматривается, кто, где, когда и каким образом выполняет ту или иную задачу.
Вырабатывая план реализации решения, необходимо, во-первых, чтобы он был конкретным, а во-вторых, содержал четкую зону действия данного решения.
Успех реализации решения во многом зависит от правильного подбора исполнителей. Сотрудники, ответственные за реализацию решения должны быть профессионалами, предприимчивыми, умеющими разумно рисковать, уметь правильно организовать контроль.
Процесс контроля состоит из определения действительных значений контролируемых параметров и их сравнения с предусмотренным решением значениями.
Правильно организованный на стадии реализации решений контроль позволяет:
- минимизировать издержки реализации решения;
- оперативно устранить возникающие в процессе реализации решений отклонения и несоответствия;
- внести своевременные изменения в ранее принятое решение;
- оценить потенциальные возможности коллектива;
- оценить результативность действующей системы принятия решений и при необходимости внести соответствующие коррективы.
Заключительный этап алгоритма – оценка результативности принятого и реализованного решения по многим критериям: организационным, экономическим, кадровым, технологическим и другим. Этот этап методологически является достаточно сложным, чтобы дать количественную оценку эффективности решения. Вместе с тем – это начало генерации новых идей, поиск новых подходов к решению новых проблем.
32.Структура предпочтений в команде: сущность и способ определения.
Структура предпочтений является отражением существующих между членами команды симпатий и антипатий. В структуру предпочтений входят:
* социометрические статусы членов команды,
* взаимность эмоциональных предпочтений членов команды,
* устойчивые группы межличностных предпочтений,
* система отвержений в команде.
Для построения структуры предпочтений может использоваться метод социометрии, который можно проводить в двух формах: анонимной и открытой. Анонимная форма располагает к большей откровенности, но многие параметры структуры остаются неопределенными. Открытая форма позволяет определить все параметры структуры предпочтений, но точность определения этих параметров может быть невысокой.
Анонимная форма социометрии команды, состоящей их n человек, представляется как последовательность выполнения следующих этапов.
Этап 1. Команде предлагается три вопроса.
1. Кто из членов команды поддержал бы Вас в трудную минуту жизни?
2. С кем из членов команды Вы предпочли бы выполнять совместную работу?
3. Кто из членов команды Вам наиболее симпатичен?
Этап 2. Каждый из членов команды ранжирует вопросы. Наиболее важный вопрос, который по мнению члена команды наиболее полно отражает его отношение к человеку получает ранг равный 3, менее важный вопрос - ранг равный 2, еще менее важный - ранг равный 1.
По этим рангам можно сделать некоторые выводы о предпочтениях команды. Если наибольший ранг получил второй вопрос, то это может являться некоторым свидетельством того, что команда в большей степени ориентирована на работу. Если же наибольший ранг получил первый или третий вопрос, то это можно рассматривать как признак ориентации команды на взаимную поддержку, а не на результаты деятельности.
Этап 3. Каждый член группы анонимно называет членов группы, отвечая на предложенные вопросы. Результаты ответов могут быть представлены в виде трех (по количеству вопросов) матриц предпочтений, аналогичных матрице
Этап 4. Для каждого члена команды определяется его общий балл по формуле:
В зависимости от полученного балла всех членов группы можно разделить на четыре категории:
«звезды», которые получили набольший балл (например, 10 или 9 по 10-балльной шкале),
«популярные», получившие несколько меньший балл (например, 8, 7 или 6),
«отвергаемые», балл которых относительно невысок (например, 5, 4 или 3),
«изгои», получившие наименьший балл (например, 2, 1 или 0).
Названные категории и определяют социометрические статусы членов команды. Наибольшие сложности для руководителя могут создавать люди, имеющие статус «звезды», поскольку они могут претендовать на неформальное лидерство, и «изгои», поскольку у них, вероятнее всего, остается неудовлетворенной одна из важнейших потребностей, мотивирующих работу в команде, - потребность в причастности к общему делу.
Данное социометрическое исследование может быть усилено путем использования не только приведенных выше трех позитивных вопросов, но и негативных вопросов.
4. К кому из членов команды Вы не обратились бы в трудную минуту жизни?
5. С кем из членов команды Вы не хотели бы выполнять совместную работу?
6. Кто из членов команды Вам явно не симпатичен?
В этом случаи определяются не только предпочтения, но и отрицания членов команды, каждый из которых характеризуется двумя баллами:
bi+ , который набирается по позитивным вопросам,
bi- , который по аналогичной процедуре набирается по негативным вопросам.
Тогда
«звезды» - это те, у кого положительный балл намного превосходит отрицательный,
«популярные» - те, у кого положительный балл немного превосходит отрицательный,
«отвергаемые» - те, у кого отрицательный балл немного превосходит положительный,
«изгои» - те, у кого отрицательный балл намного превосходит положительный.
Остальные параметры структуры предпочтений при анонимном исследовании остаются невыясненными.
При открытом исследовании можно выяснять не только предпочтения членов команды, но и их взаимность, что тоже может нести важную информацию для руководителя. Например, если у какого-либо члена группы только один положительный выбор, но он является взаимным, то это значительно лучше, чем, если его выбирают несколько человек, а сам он выбирает других, которые на него не обращают внимания.
Следствием взаимных предпочтений может являться наличие внутри команды мини-групп. Это может вносить в работу команды как положительные моменты (ощущение поддержки внутри мини-группы), так и отрицательные, если ценностные ориентации мини-группы не совпадают с ценностными ориентациями команды.
Знать систему признаков, по которым в наибольшем числе случаев происходят отвержения в команде очень важно для руководителя. В этом случаи он может пытаться влиять на команду или подбирать новых людей без данных признаков.