У р о к 117. решение задач и выражений
Цели урока: закреплять умение учащихся решать задачи и выражения изученных видов, сравнивать числовые выражения, именованные числа; развивать навыки счета, мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
8 8 8 8 8 8
18 18 18 18 18
III. Устный счёт.
1. Замените суммой двух одинаковых слагаемых числа:
4, 6, 8, 10
Игра «Занимательные рамки».
Задача.
Степану 10 лет. Сколько лет его сестре, если она на 3 года старше?
(Ответучащиеся показывают сигнальной карточкой.)
IV. Развитие навыков счета.
С этой целью выполняются задания 4, 5 (с. 68 учебника, часть 2).
Задание 4 ученики выполняют с комментированием.
Задание 5 выполняется устно (с подробным объяснением). Учащиеся доказывают, какой знак арифметического действия («+» или «–») пропущен.
8 * 3 * 2 = 7 10 * 4 * 7 = 13
8 – 3 + 2 = 7 10 – 4 + 7 = 13
9 * 6 * 5 = 10 10 * 3 * 8 = 15
9 + 6 – 5 = 10 10 – 3 + 8 = 15
V. Сравнение чисел.
Составление равенств и неравенств.
На д о с к е записаны числа:
13, 8, 7, 15, 9, 6, 5.
– Используя данные числа, составьте несколько верных равенств и неравенств.
Решение:
13 < 8 + 7 15 = 9 + 6
13 > 8 – 7 15 = 8 + 7
13 = 8 + 5 15 < 9 + 7
13 = 7 + 6 15 > 9 – 8
13 > 8 15 > 9
13 > 7 15 > 6 И т. д.
Сравнение чисел и именованных чисел.
Ученики выполняют с объяснением задание 3 (с. 67 учебника, часть 2).
Особое внимание следует уделить второму столбику, в котором сравниваются именованные числа.
VI. Работа над задачами.
Разбираются задачи 6 (с. 67 учебника, часть 2), 3 (с. 68 учебника, часть 2).
В каждой задаче дети выделяют условие, вопрос (в задаче 6 учащиеся изменяют вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями); называют данные и искомое числа; составляют (под руководством учителя) краткую запись; записывают решение и ответ (ответ предварительно формулируется устно).
З а д а ч а 6.
1) 3 + 2 = 5 (д.).
2) 3 + 5 = 8 (д.).
Ответ: 8 домиков.
Или:
Ответ: 8 домиков сложили девочки.
З а д а ч а 3.
Было – 12 кн.
Продал – 2 кн. и 7 кн.
Осталось – ?
1) 2 + 7 = 9 (кн.) пр.
2) 12 – 9 = 3 (кн.) ост.
Ответ: 3 книги осталось.
П р и м е ч а н и е. Значение разности может быть найдено по числовой прямой.
Данную задачу ученики могут решить и другим способом:
12 – 2 = 10 (кн.) пр.
10 – 7 = 3 (кн.) ост.
VII. Работа над развитием логического мышления учащихся.
В заключение урока учащиеся решают задачу на смекалку (с. 67 учебника, часть 2).
Решение: масса пустого бочонка – 1 кг. Так как съели половину меда, то осталось столько же; значит: 4 + 4 = 8 кг (масса меда); 9 – 8 = 1 (кг) масса бочонка.
VIII. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Какое задание было для вас самым простым?
– Какое самым трудным?
– Как вы справились с работой на уроке?
У р о к 118. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ
«ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ»
Цели урока: закреплять знание учащимися таблицы сложения; развивать навыки счета, закреплять умение сравнивать именованные числа, решать простые и составные задачи изученных видов; развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
9 9 9 9 9 9
19 19 19 19 19
III. Устный счёт.
Цепочка».
Игра «Занимательные рамки».
3. Задание 9 (с. 70 учебника, часть 2).
Задание лучше написать на д о с к е.
IV. Развитие навыков счета.
С этой целью могут быть устно выполнены задания 1, 3, 6 (с. 69 учебника, часть 2).
Выполняя задания 3, 6, дети пользуются сигнальными карточками. Задание 3 читает учитель или учащиеся по очереди. Если задание читают дети, учителю следует добиваться того, чтобы записанные выражения они читали по-разному:
Например:
5 + 7
– Чему равно значение суммы чисел 5 и 7?
5 + 8
– Первое слагаемое 5, второе слагаемое 8. Найти значение суммы.
5 + 9
Число 5 увеличили на 9. И т. д.
Далее с комментированием выполняются задания 2 (с. 69 учебника, часть 2), 14 (с. 70 учебника, часть 2) или задание 4 (с. 69 учебника, часть 2) (по выбору учителя).