VII. Работа над развитием логического мышления учащихся.
В заключение урока учащиеся выполняют задание на смекалку (с. 27, часть 2, поля учебника).
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Чему учились?
– Оцените свою работу на уроке.
У р о к 86. ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ЧИСЕЛ 6, 7
Цели урока:познакомить учащихся с приемом вычитания на основе соответствующего примера на сложение; продолжать работу над задачами; развивать навыки счета.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
6 6 7 7 6 6 7 7
7 6 7 6 7 6 7 6
III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Игра «Назови соседа».
2. Сколько останется, если:
из 6 вычесть 1?
из 6 вычесть 3?
из 6 вычесть 4?
3. Какое число получится, если:
7 уменьшить на 2?
из 7 вычесть 1?
7 уменьшить на 3?
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с приемами вычитания на основе примера на сложение.
На д о с к е записаны разности:
6 – 2 7 – 3
6 – 3 7 – 2
6 – 5 7 – 1
– Что хотите сказать?
– Какие примеры на сложение помогут решить данные выражения?
( 6 = 2 + 4 6 = 3 + 3 6 = 5 + 1
7 = 3 + 4 7 = 2 + 5 7 = 1 + 6 )
Учащиеся выполняют с комментированием задание 1 (с. 28 учебника, часть 2).
V. Работа над задачами.
Разбираются задачи из заданий 2, 3 (с. 28 учебника, часть 2).
Учитель читает текст из задания 2.
– Это задача? (Нет.)
– Почему? (Нет вопроса.)
– Задайте вопрос, соответствующий условию. (Сколько закладок осталось у Веры?)
– Каким действием следует решать задачу? (Вычитанием.)
– Почему? (Так как Вера подарила 2 закладки, значит, у нее стало меньше закладок.)
– Запишите решение задачи. (6 – 2 = 4 (з.).)
– Ответьте на поставленный вопрос. (У Веры осталось 2 закладки.)
Выполняя задание 3, дети составляют задачи, опираясь на рисунки, затем решают задачи, предварительно выделив в них условие, вопрос, данные и искомое числа, составив схемы и аргументировав выбор знака действия.
Задача 1. В корзине лежало 7 яблок, а на тарелке – 2 яблока. Сколько всего яблок?
7 + 2 = 9 (яб.).
Всего 9 яблок.
Задача 2. Всего 10 вилок. На столе 4 из них, остальные – в коробке. Сколько вилок в коробке?
10 – 4 = 6 (в.).
В коробке 6 вилок.
VI. Развитие у учащихся навыков счёта.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся с последующей в з а и м о- п р о в е р к о й.
1. Найти значения выражений:
4 + 2 5 – 2
7 + 1 9 – 1
3 + 5 6 – 2
Какое число пропущено?
* + 3 = 6 6 – * = 3 4 + * = 8
* + 6 = 7 7 – * = 1 3 + * = 3
VII. Работа над развитием мышления учащихся.
В заключение урока ученики выполняют задание на смекалку (с. 28 учебника, часть 2).
(Останется 5 углов.)
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Какая работа понравилась больше всего?
– Почему?
У р о к 87. ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ЧИСЕЛ 6, 7.
СВЯЗЬ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
Цели урока:формировать у учащихся умение использовать прием вычитания на основе соответствующего примера на сложение; закреплять умение учеников решать примеры в два действия; продолжать работу над задачами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
0 0 0 0
10 10 10
III. Устный счёт.
Цепочка».
2. Сравните. Какой пример следующий?
3 + 1 =
5 + 1 =
7 + 1 =
(9 + 1 = )
IV. Вычитание из чисел 6, 7, основанное на связи сложения и вычитания.
(Шесть – это два и четыре.
Из шести вычесть четыре, получится два.
Шесть – это 1 и 5. Из 6 вычесть 1, получится 5.
Семь – это 6 и 1. Из 7 вычесть 6, получится 1.
Семь – это 5 и 2. Из 7 вычесть 5, получится 2.)
Домино».
Учитель может использовать задание 1 (с. 29 учебника, часть 2) или подобрать задание, аналогичное ему.
(Сумма чисел 4 и 2 равна шести.
Из шести вычесть два, получится четыре.
Из шести вычесть четыре, получится два.)
(К трем прибавить четыре, получится семь.
Из семи вычесть три, получится четыре. Из семи вычесть четыре, получится три.)
(Два увеличить на пять, получится семь.
Из семи вычесть два, получится пять.
Из семи вычесть пять, получится два.)
V. Работа над задачами.
Подготовка к решению задач в два действия.
Рассматриваются задания 3, 4 (с. 29 учебника, часть 2).
Один из учащихся (или учитель) читает текст задачи 2.
– Вы прочитали задачу? (Да.)
– Докажите.
– Прочитайте условие.
– Каковы вопросы задачи?
– Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Вычитание.)
– Почему так считаете? (У второй наседки цыплят меньше.)
– Запишите решение. (6 – 2 = 4 (ц.).)
– Какое действие следует выполнить, чтобы дать ответ на 2-й вопрос? (Сложение.)
– Почему? (Спрашивается, сколько цыплят у двух наседок.)
– Запишите решение. (6 + 4 = 10 (ц.).)
– Ответьте на вопросы задачи.
Аналогично разбирается задача 3.
VI. Решение выражений.
Учащиеся выполняют задание 5 (с. 29 учебника, часть 2).
Первый и второй столбики решаются учащимися с подробным объяснением, третий – с а м о с т о я т е л ь н о с последующей ф р о н- т а л ь н о й проверкой.
(К разности чисел 6 и 4 прибавить число 5. Разность чисел 6 и 4 равна двум. К двум прибавить пять, получится семь.
Из суммы чисел 5 и 4 вычесть число 3. Сумма чисел 5 и 4 равна девяти. Из девяти вычесть три, получится шесть. И т. д.)