Iii. объявление темы урока, постановка целей
IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
• Объяснение учителя. Знакомство с таблицей сложения и вычи
тания чисел по учебнику
№ 1. Решение примеров на нахождение разности с опорой на таблицу-.
• Работа по учебнику. Закрепление изученного материала
Работа на стр. 42 - 62
— Почему задача решается сложением?
ФИЖУЛЬТМИПУТКА
№3. стр. 50
11-5=6
11-1 = 10
10-4 = 6 и т. д.
№ 4 — устно.
№5.
Аня Боря Вера Гена
10р.
4 рыбки 3 рыбки 1 рыбка 2 рыбки
(больше всех) (или 2 рыбки) (меньше всех) (или 3 рыбки)
Тогда:
девочки: 4+1=5 рыбок . Одинаковое количество рыбок
мальчики: 3 + 2 = 5 рыбок ~ поймали девочки и мальчики
№ 6. Вторник.
№7. 20; 18; 9; 12; 15; 15; 19.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 9. Саша — 5 сл.
Брат—7 сл. ) на ? сл.
Папа —12 сл. Решение: 12-5 = 7 (сл.) Ответ: на 7 слив.
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. РАБОТА В ПАРЕ
В канистру надо налить 11 л бензина, имея только две банки: одна вместимостью 2 л. другая — 5 л. Как это можно сделать?
3 способ: 2 + 2 + 2 + 5 = 11 (л)
4 способ: 1)5-2-2 = 1 (л)
2) 1+5+5 = 11 (л)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
—Какие цели мы ставили в начале урока?
—Что помогло нам добиться решения поставленных целей?
—У кого из вас вызывает затруднение решение примеров с переходом через десяток?
-— Для чего нужна таблица сложения и вычитания чисел, с которой вы познакомились на уроке?
* Самооценка и взаимаоценка. Оценивание работы учащихся педагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Урок 26.
Тема: СОСТАВНАЯ ЗАДАЧА (с. 52—53)
Ц е л и:
• научить учащихся составлять задачу в два действия из двух простых задач;
• познакомить с составной задачей;
• закрепление таблицы сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд
• воспитывать активность и трудолюбие.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. УСТНЫЙ СЧЕТ
Вставьте пропущенные числа
2. Вставьте пропущенные знаки действия
5*4*6=15 ' 18*9*4 = 13 8*4*5=17
20*10*8=18 12*2*7 = 17 14*9*10 = 15
3.Назовите «соседей» чисел: 20, 31, 45, 54, 68, 72, 87
4.Решите задачи
• Один стекольщик застеклил 8 рам, а другой — на 2 рамы больше. Сколько рам застеклил второй стекольщик? Сколько рам они застеклили вместе?
• Дима решил 9 примеров, а Игорь — на 2 примера меньше. Сколько примеров решил Игорь? Сколько примеров решили мальчики вместе?
• В кувшине было 12 стаканов молока. К обеду из кувшина отлили 9 стаканов. Сколько стаканов молока осталось в кувшине?
Задача в стихах:
На ветке расселись птицы: Воробьи, скворцы, синицы. Три задиры воробья, И веселая семья — |
Стайка дружная скворцов,
Семь заслуженных певцов.
А всего пятнадцать птичек.
Сколько было там синичек? (3 + 7 = 10, 15-10 = 5)
///. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВИ! ЦЕЛЕЙ
IV. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
* Подготовка к восприятию нового материала
На 1 полке — 5 кн.
На II полке — ? на 4 кн. больше
На 1 полке — 5 кн.
На II полке — ? на 4 кн. больше }?
— Чем похожи эти задачи? Чем они отличаются? Как вы думаете, какая из задач будет решаться в два действия? Почему?
* Коллективное решение задач
Знакомство с этапами работы над составной задачей данного вида (знакомство с условием задачи, поиск решения задачи, составление плана решения.)
* Работа по учебнику
№1,2. Решение задач под руководством учителя. Закрепление этапов работы над составной задачей.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 3. Пропущены числа 0; 1; 1: 7,
№ 4. Решение: 3 + 2 + 8 = 8 + 2+3 = 13
№6. 18, 16, 15, 12, 9
2 4 5 8 11
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 7. 20 - (4 + 3) = 20 - 7 = 13 или 20 - 4 ~ 3 = 13
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
— Отгадать, какие слова зашифрованы в ребусе:
сви100 к
пи 100 лет
ЛИ 100 К
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
— Какая задача называется составной? Чем она отличается от простой задачи?
• Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся педагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 8 — по вариантам:
1 вариант — 1,2 строчки;
2 вариант — 3,4 строчки.
Урок № 27
Тема: СОСТАВНАЯ ЗАДАЧА (с, 54—55)
Цели:
• продолжить знакомство с составной задачей вида: вычитание суммы из числа;
• закрепить знания таблицы сложения и вычитания чисел в пределах. 20;
· воспитывать трудолюбие.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. УСТНЫЙ СЧЕТ
— Записать ответы:
а) Мама купила 2 десятка яиц. Из 8 яиц она сделала яичницу.
Сколько яиц осталось у мамы?
б) Таня съела 5 клубничек, на тарелке осталось еще 6 клубничек.
Сколько клубничек было на тарелке?
в) Ширина ремешка 3 см, а ширина ремня 8 см. На сколько ремешок
уже ремня?
г) У Кати 6 игрушек, а у Нади на 4 больше. Сколько игрушек у Нади?
д) На полке стояли 15 книг. Из них 9 книг на английском языке,
а остальные на испанском. Сколько книг было на испанском языке?
III. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
IV РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
* Работа по учебнику
№ 1. Решение: 4 + 5-6 = 3 (м)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№2. 14-4=10 13-5 = 8 7 + 4=11
14-7 = 7 8-2=6 11+2 = 13
10-3 = 7 13-7 = 6 7 + 6=13
№ 3, 4, 5 — устно.
№ 8. Решение примеров «цепочкой».
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
а) Рассмотреть фигуры. Определить, чем каждая следующая отли-
чается от предыдущей. Нарисовать четвертую фигуру, не нарушая за-
кономерности.
б) Расставить в клетках квадрата числа 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы
в вертикальных и горизонтальных рядах, а также по диагоналям в сум-
ме получилось 15
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Что
Урок № 28
Тема: СОСТАВНАЯ ЗАДАЧА (с 56—57)
Цели:
• познакомить учащиеся с задачами на прибавление суммы к числу;
• отрабатывать вычислительные навыки;
• развивать интерес к математике.
Xод урока
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
Игра «Забей шайбу в ворота»
— Соедините примеры с правильным ответом.
. Решите задачи
• В порту стояло 12 судов, 3 судна ушли в море. Сколько судов осталось в порту?
• Мама купила 13 кг картофеля. Она несла 5 кг, а остальной картофель нес ее сын. Сколько килограммов картофеля нес сын?
• Дети купили для кроликов 3 кг моркови и 9 кг капусты. Сколько всего килограммов овощей купили дети? На сколько больше купили килограммов капусты, чем моркови?
а) Паслись на лугу- семь телят,
Пять овец. Троих телят хозяйка
увела домой.
— Я мал, — говорит пастушок, —
Сосчитать не могу;
Сколько животных осталось на лугу? (7 + 5— 3=9)
б) Семь малышей кота морского
Уселись в полосе прибоя.
Принять, холодный свежий душ
Еще приплыли восемь медуз.
Сколько маленьких животных
Плещется в волнах холодных? (7 + 8 = 15)
в) День рождения у Оксаны.
Я принес ей три тюльпана,
А Сережа алых роз
Ровно девять штук принес.
Вот беда, она не может
Сосчитать свои цветы.
Кто, ребята, ей поможет?
Помоги. Татьяна, ты! (3 + 9 = 12)
г) Скоро десять лет Сереже.
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа? (10 — 6 = 4)
А. Барто
III. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
4. . РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
* Работа по учебнику
№ 1. Решение задачи тремя способами. Анализ решения задачи с опорой на иллюстрацию в учебнике.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 2. Решение примеров:
1 столбик — с комментированием;
2, 3 столбики — самостоятельно по вариантам с последующей взаимопроверкой (работа в паре).
№ 5, 8 — устно.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 6.
1 способ | 2 способ | 3 способ |
1) 10 + 2 = 12 (кг) — | 1) 19 -10 = 9 (кг) | 1) 19-2 = 17 (кг) |
израсходовали; | ||
2) 19-12 = 7 (кг) — | 2) 9 - 2 = 7 (кг) | 2) 17-10-7 (кг) |
осталось |
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МА ТЕРН АЛ Разгадать логогрифы:
а) — Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках, Лишь «о» ты вставишь, зная как, И я — географическая точка.
(Плюс — полюс.)
б) — Число я меньше десяти,
Тебе легко меня найти,
Но если букве «я» прикажешь рядом встать, Я все — отец, и ты, и дедушка, и мать.
(Семь — семья.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
—Как называются задачи, которые решаются в два и более действий? (Составные.)
—Назовите приемы работы над составной задачей.
• Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся пе
дагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №7.
Урок № 29
Тема: СОСТАВНАЯ ЗАДАЧА (с. 58—59)
Цели:
• показать новые приемы работы над составной задачей;
• развивать навык устных вычислений;
• формировать устойчивый интерес к математике.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. УСТНЫЙ СЧЕТ
1.Назовите числа в порядке возрастания, убывания Запись на доске: 12, 8, 13, 21, 3, 45, 62, 57, 8], 70.
2.Сравните
1 + 15*10 + 6 13 + 7*10+10 11+7*15 + 3
20- 1 *16 + 3 14 + 5 *20-3 15 + 2 * 10 + 7
4. Игра «Магические квадраты»
5. Решите задачи
• Дед и внук ловили рыбу. Дед поймал 16 рыб, а внук — 6. Кто из них поймал больше рыб и на сколько?
• В нашем доме 15 этажей. Это на 5 этажей выше, чем в соседнем доме. Сколько этажей в соседнем доме?
Задача в стихах:
• В лесную школу на урок
Бежал, запыхавшись, щенок,
За ним — пять белок, семь котят,
Они учиться не хотят.
Я прошу вас, не ленитесь,
Сосчитать их потрудитесь! (1 + 5+7 = 13)
— Вставить знаки арифметических действий:
18*2 = 16*0
11 * 3 = 15 * 7
13 * 4 = 20 * 3
— Решить задачи, записать только ответы:
а) Из бидона отлили 4 л молока, после чего в нем осталось 12 л.
Сколько литров молока было в бидоне?
б) У Андрея 11 фантиков, а у Зины на 2 меньше. Сколько фантиков у Зины?
в) Ящик с яблоками весит 13 кг. Яблоки весят 11 кг. Сколько весит пустой ящик?
III. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
• Работа по учебнику
№ 1. Коллективное решение задачи под руководством учителя:
Груздей — 4
Сыроежек — 5 всего 14
Остальные — ?
Решение:
1 способ:1) 4 + 5 = 9 (гр.)
2) 14-9 = 5 (гр.)
2 способ: 1)14-4= 10 (гр.)
2) 10-5 = 5 (гр.)
3 способ: 1) 14-5 = 9 (гр.)
2)9-4 = 5 (гр.)
№ 2. Сравнение выражений методом доказательства.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 3. Запись и решение примеров:
1. 2 столбики — с комментированием;
3, 4 столбики — самостоятельная работа по вариантам.
№ 4 — работа в парах. Решение задачи на развитие логики. Осталось 8 книг.
№ 5. Решение: 14 - 7 = 7 (к.)
№ 6 — устно.
№8.
1 дес. 8ед. = 18
3 ед. 1 дес. = 13
1 дес. = 10
2 дес. = 20
6 ед. = 6
6, 10, 13, 18,20.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
а) Меня под рельсы и под гусеницы клали,
Когда фашистские и поезда, и танки подрывали.
Две буквы лишь в меня поставит ученик любого класса,
И мерой времени я стану — далей часа.
(Мина — минута.)
б) Линейной меры единица
В соединении с буквой гласной
Всем скажет ясно, чем гордится
По праву красная столица,
Как вещью дивной и прекрасной.
(Метр — метро.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
— Какие цели мы ставили в начале урока? Как вы считаете, мы их
выполнили?
• Самооценка и взаимооценка. Оценивание работы учащихся пе
дагогом
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
№ 10, 9 с.59
Урок № 30