Особенности различных видов связей в организации

Вид связей Характеристика связей
Вертикальные связи 1. Соединяют иерархические уровни в организации, формируются в процессе проектирования органи­зации, действуют постоянно. На схемах отражают распределение полномочий и указывают «кто есть кто» в организационной иерархии.
    2. Служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым ста­бильность в организации. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы.

Продолжение табл. 8.8

Вид связей Характеристика связей
  3. Обычно рост организации сопровождается рос­том вертикальных связей, по количеству этих связей можно судить о размере организации. 4. Использование в качестве каналов передачи информации для принятия решений становится малоэффективным, когда информация, необходимая для принятия решения, проходит несколько уров­ней организационной иерархии, расположенных далеко друг от друга. В этом случае создается опас­ность возникновения искажения (эффект испор­ченного телефона), замедляется весь коммуника­ционный процесс и снижается качество управлен­ческого решения
Горизонтальные связи 1. Связи между двумя или более равными по поло­жению в иерархии или статусу подразделениями или членами организации. Главное назначение — способствовать наиболее эффективному взаимо­действию подразделений организации при решении возникающих между ними проблем. Помогают укреплять вертикальные связи и делают организа­цию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях. 2. Создают ряд важных преимуществ: экономят время и повышают качество взаимодействия. Раз­вивают у руководителей самостоятельность, ини­циативность и самомотивацию, ослабляют боязнь риска. 3. Обычно не формализуются. Если устанавлива­ются на неформальной основе вышестоящим руко­водителем, имеют привязку ко времени, к собы­тию или к людям. На схемах не указываются
Линейные связи Отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руковод­ство подчиненными, т.е. идут в организованной иерархии сверху вниз, как правило, в форме при­каза, распоряжения, команды, указания и т.п.
Функциональные связи 1. Имеют совещательную природу и реализуют информационное обеспечение координации. 2. В организационной иерархии направлены сверху вниз и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения и т.п.
Косвенные связи Обычно ограничены ответом на вопрос «как», иногда на вопрос «когда» и реже на вопросы «где» и «кто». Эффективность зависит от понимания характера отношений, возникающих при реализа­ции функциональных прав. К успеху в данном

Окончание табл



Вид связей Характеристика связей
  случае приводит широкий взаимообмен информацией между «линией» и «функцией», а также совмещение целей
Формальные связи Связи координации, регулируемые установленными или принятыми в организации целями, политикой или процедурами. Считается, что регулирующие правила установлены и приняты, если на их основе: а) члены организации могут осуществлять взаимодействие друг с другом; б) члены организации желают делать то, что они делают. На практике служат основой утвержденных в организации должностных инструкций, особенно в части описания характера отношений между различными должностями
Неформальные связи 1. Появляются, когда формальные связи не выполняют своей роли: либо служат интересам работника, либо интересам организации. В основе лежат отношения не между установленными должностями, а между конкретными индивидуумами. Устанавливаются, когда невозможно вписать в должностную инструкцию все нюансы реальной жизни. 2. Возникают как защита индивидуумов на неадекватную адаптацию организации к изменениям внешней и внутренней среды. 3. Вследствие развития в организации неформальных связей в иерархической субординации по реализации властных прав и информационного обеспечения может наблюдаться смена позиций

В зависимости от действующих связей различаются типы структур организации, имеющие свои особенности (табл. 8.9).

Вывод

В настоящее время поиск эффективных организационных форм управления нововведениями ведется в двух направлениях: одно связано с выделением и обособлением подразделений, зани­мающихся нововведениями и долгосрочными проблемами разви­тия организации, другое — с необходимостью создания механизма интеграции и координации деятельности подразделений, межфункционального взаимодействия в ходе разработки и внедрения ново­введений. Чаще всего используются оба подхода с приоритетным использованием одного из них. Главное заключается в том, что внедрение нововведений — это не эпизодическая деятельность, а систематически управляемый процесс.

Таблица 8.9.

Наши рекомендации