Факторы, влияющие на степень централизации организации

Фактор Влияние фактора
Где принимается решение. Какой уровень организации принимает решения, т.е. место принятия властных решений в организации (Ван, Ферри, Холл) [84, с. 134] Если большинство решений принимает­ся наверху, организация централизована
Какие принимаются решения. Сколько решений принимается и какие они по содержанию (Ротшильд, Витт, Холл) [84, с. 134] Если персонал нижних уровней управ­ления принимает много решений, но эти решения «запрограммированы» полити­кой организации, сохраняется высокая степень централизации
Кто оценивает деятельность руководителей подразделений. Руководители какого уровня оценивают деятельность под­разделений (Дорнбаш, Сотт, Холл) [84, с. 135] Если оценка (выяснение того, сделана ли работа правильно и в срок) выполня­ется верхним уровнем управления, орга­низация — централизованная, независимо от уровня, на котором принимаются решения

Условием для централизации является: рост организации в рам­ках единого продукта. Чем больше схожесть отделений, цехов, тем больше возможность получения экономии от масштабов дея­тельности. Чем ниже степень автономности (работы на общие цели), тем выше необходимость в координации.

Условия для децентрализации следующие:

• организация состоит из независимых производств;

• диверсификация (разнообразие) деятельности по продуктам или по географическим признакам;

• отделения используют разные ресурсы и выходят на разные рынки;

• отделения не связаны между собой по технологической цепочке;

• отделения работают для своей собственной цели;

• неопределенность и непрерывное изменение технологии, рынка сбыта.

В практике управления не встречаются полностью централи­зованные или децентрализованные организации. Степень цент­рализации варьируется от организации, где большая часть полномо­чий, необходимых для принятия важнейших решений, остается на высшем уровне управления, до организации, где большая часть таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница лишь в относительной степени делегирова­ния прав и полномочий. Поэтому любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в срав­нении с другими организациями или в сравнении с собой же, но в другие периоды.

В условиях децентрализации управления руководители верх­него уровня делегируют большие полномочия среднему звену в принятии важных решений по вопросам оперативного управле­ния, а также вопросы, связанные с эффективностью работы от­дельных структурных единиц. При этом они оставляют за собой право выносить решения по таким вопросам, как определение общих целей и задач организации, стратегическое планирование, заключение коллективных договоров с определенными подразде­лениями. Руководство высшего звена должно контролировать стратегические планы своих важнейших подразделений.

Преимущества децентрализации заключаются в том, что она:

• позволяет управлять особо крупными организациями. Сде­лать это централизованно невозможно из-за огромного количе­ства требующейся для этого информации и, как следствие, слож­ности процесса принятия решений;

• дает право принимать решения тому руководителю, кото­рый ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше ее знает;

• дает возможность стимулировать инициативу и позволяет личности отождествлять себя с организацией;

• помогает подготовке молодого руководителя к работе на более высоких должностях.

Выводы

1. Содержание решений зависит от степени централизации. В высокопрофессиональной инновационной организации решения в области профессиональной компетенции решают профессионалы. Области, лежащие вне рамок профессиональной компетенции, должны быть более централизованы.

2. Высокий уровень централизации означает большую коор­динацию, но меньшую гибкость.

3. Централизация способствует экономии, позволяет осуще­ствлять последовательную политику в масштабе организации, но, возможно, не подходящую для внешней среды, так как не может обеспечить быстрое реагирование на изменение внешних условий.

4. Централизация имеет большой потенциал для быстрого принятия решений в непредвиденных случаях, но приводит к пере­грузке линий коммуникаций в нормальных условиях, так как коммуникации направляются вверх и вниз по иерархии.

5. Высокий уровень инновации предполагает наличие такой организационной характеристики, как высокая децентрализация власти.

Наши рекомендации