Признаки иерархических систем
Название признака | Содержание признака |
Последовательное вертикальное расположение уровней управления | Иерархия управления состоит из вертикально соподчиненных руководителей, каждый из которых последовательно подчинен вышестоящему руководителю, наделенному фактическими обязанностями, правами и ответственностью |
Право вмешательства (приоритет действий) вышестоящего руководителя в деятельность линейно подчиненных ему работников | Воздействие вышестоящего уровня носит обязывающий характер, нижестоящий уровень реализует цели вышестоящего уровня |
Зависимость действий руководителя от действий его подчиненного, т.е. от фактического исполнения нижними уровнями своих функций | Успех руководителя любого уровня управления зависит от поведения, осознанности действий, дисциплинированности исполнителей нижестоящего уровня |
Взаимосвязь трудозатрат и степени самостоятельности подчиненных | Сокращение числа уровней управления ведет к росту эффективности взаимосвязей работников и к уменьшению расходов на их осуществление |
Таким образом, иерархия организации — это количество уровней управления. Уровнем управления в организации считается та ее часть, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без обязательного согласования выше- или нижерасположенными частями. Функциональные подразделения могут быть включены в число уровней управления, если на практике реализуются линейные связи.
Количество уровней управления определяет «этажность» организации и тесно связано с возможностью эффективного осуществления линейных и функциональных связей в организации. Эти связи рассматриваются с точки зрения координации принимаемых решений.
Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, однако это не означает, что руководители крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и подчиненных, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Как и в случае с горизонтальным разделением труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована таким образом, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности.
Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, вплоть до руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала — людей, непосредственно производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное разделение труда в результате образует уровни управления. Определить, на каком уровне управления находится данный руководитель, обычно можно по названию его должности. Уровни управления или вертикальное разделение труда предполагают наличие уровней власти, построенных в иерархическом порядке. Власть распределяется по должностям и руководителям, занимающим эти должности.
Независимо от количества уровней управления руководителей исходя из выполняемых ими функций традиционно делят на три категории:
1) руководители нижнего (технического) уровня. В основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказания услуг;
2) руководители функционального управленческого уровня. Обычно заняты управлением и координацией внутри организации, согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации;
3) руководители верхнего институционального уровня. Заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, вопросами адаптации организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, в которой существует и функционирует данная организация.
Наиболее часто встречающийся способ описания уровней управления предполагает выделение руководителей (управляющих) низового звена, или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена.
Иерархию управления называют вертикальной дифференциацией. Определяя структуру организации по вертикали, используют разные показатели глубины иерархии:
• количество уровней управления в организации;
• число рабочих позиций между исполнительным директором и служащими на выпуске («степень разрастания надзирающих уровней») [84];
• количество уровней в самом глубоком отделении и среднеечисло уровней для организации в целом (отношение общего числа уровней во всех отделах к числу отделов) [84].
Выводы
1. Прямые показатели вертикальной дифференциации подразумевают, что власть распределяется в соответствии с уровнем иерархии, т.е. чем выше уровень, тем больше объем власти.
2. При прочих равных условиях «этажность» организации обратно пропорциональна ее общей эффективности: при большом количестве уровней существует опасность значительного искажения информации, передаваемой в организации сверху вниз, и наоборот.
3. Увеличение вертикальной комплексности, т.е. рост количества уровней управления, создает дополнительные проблемы координации в организации.
4. Решения о фактическом расширении организации или уровнях иерархии могут приниматься в интересах экономии, однако достигнутую экономию могут перекрывать дополнительные расходы на сохранение целостности организации, т.е. на осуществление дополнительной координации.
5. Чем больше уровней управления в организации, тем ниже ее мобильность и инновационная восприимчивость.
Анализ диапазона контроля
Диапазон контроля — норма управления, среднее количество персонала, которое возможно подчинить одному руководителю, ограниченное пределами физических и умственных возможностей, или объем информации, замкнутый на одного руководителя.
Проблема количества уровней иерархии непосредственно связана с проблемой ограничения числа подчиненных. При этом решение одной проблемы препятствует решению другой, т.е. они как бы противопоставлены друг другу.
Ограничения, задаваемые диапазоном управления в ходе роста организации, в случае неизменности ее организационных переменных вынуждают руководство постоянно увеличивать количество уровней иерархии. Вертикальный рост организации имеет известные недостатки, в конечном итоге приводящие к снижению общей эффективности ее функционирования. Попытки решить эту проблему привели к выделению двух типов диапазона контроля — узкого и широкого.
Узкий диапазон контроля характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя. Чтобы соединить нижние звенья организации с высшим звеном, необходимо увеличивать количество иерархических уровней. При меньшем количестве подчиненных руководителю легче осуществлять контроль над их работой, поэтому он может делать это более качественно. С меньшим количеством подчиненных можно быстрее обмениваться информацией. Однако у руководителя, контролирующего небольшое число работников, может появиться стремление к вмешательству в их непосредственную работу.
Широкий диапазон контроля имеет характеристики, противоположные характеристикам узкого диапазона контроля: максимально возможное количество подчиненных у одного руководителя и минимальное количество уровней иерархии. Такое группирование людей имеет значительные преимущества. Имея в подчинении много сотрудников, руководитель вынужден делегировать свои полномочия, чтобы загрузить каждого работой. Само по себе делегирование полномочий — факт положительный. Наделяя своих подчиненных правами по выполнению работы, руководитель должен быть уверен, что они с ней справятся, поэтому чаще всего в таком случае подбирается сильная и квалифицированная команда.
При проектировании организации группирование людей и работ осуществляется по какому-либо принципу или на основе какого-либо критерия. В ходе группирования наступает этап, когда необходимо принимать решение относительно того, сколько людей (работ) могут быть эффективно объединены под единым руководством. Каждый руководитель организации ограничен временем, знаниями и умениями, а также максимальным количеством решений, которые он может принять с достаточной степенью эффективности.
Если количество подчиненных увеличивается в арифметической прогрессии, число потенциально возможных межличностных отношений между руководителем и подчиненными возрастает в геометрической прогрессии. Это обусловлено тем, что руководитель имеет дело с тремя типами межличностных контактов:
1) прямыми двусторонними;
2) прямыми множественными;
3) комбинациями прямых двусторонних и прямых множественных.
Термин «охват контролем» означает размер команды, находящейся в подчинении одного руководителя.
Для определения оптимального диапазона управления широко используется ситуационный подход, в основе которого лежит анализ факторов, влияющих на определение диапазона контроля (табл. 8.3).
Таблица 8.3