Типы организаций по взаимодействию с человеком
Различие между организациями порождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Существует два типа организаций: организации корпоративного и индивидуалистического типов.
Корпоративная организация, или, проще, корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Корпорация как социальный тип организации представляет собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом в них, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко-корпоративных интересов.
Благодаря объединению ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы, профессии, касты и т.п. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям.
Помимо объединения ресурсов, важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия, и главным образом монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремиться стандартизировать свою деятельность и её результаты, не допускать разрушительность для неё внутренней конкуренции.
Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминирует иерархические властные структуры.
Важным условием и способом поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение этого дефицита в условиях монополии лидерами корпорации служит для них ещё одним важным источником власти.
Корпоративная организация берёт за себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к нему.
Принятие решений в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства.
В корпоративных структурах доминирует лояльность по отношению к организации, приветствуются послушание и исполнительность, рождающие, в конечном счете, безответственность.
Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований.
Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности её членов.
Вместо властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов.
Дефицит или ограничение возможностей членов организации в их деятельности заменяется в данном случае созданием условий для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использования.
Субъектом интереса в индивидуалистской организации ставится личность. Всё в организации начинает строиться вокруг человека. Не под работу подыскивается человек, а под человека, под его способности и мотивированность проектируется или создаётся работа. В организациях с индивидуалистской культурой эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. У организации в этом случае не может быть целей, отличных от целей её членов.
В данной ситуации человек начинает отвечать сам за себя. Возникает суверенитет личности. Индивид становится свободным в рамках организации, что способствует развитию творчества и инициативы в его работе.
Принятие решений в индивидуалистской организации строится по принципу меньшинства или права вето. То есть решение не принимается, если против него выступает меньшая часть членов или хотя бы один член организации. Принцип меньшинства помогает устранить популизм в действиях руководства, помогает ему выработать умение слушать и убеждать других. Политиканство заменяется деловитостью и профессионализмом.
В индивидуалистской организации интересы производства ( или любой другой её деятельности) определяется интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения своей деятельности. Его «сегодняшний» интерес превращается в «завтрашний» интерес организации.
От того, какого типа организации распространены в экономике – корпоративные или индивидуалистские, во многом зависят степень её развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени. Для организации в условиях современного развитого рыночного хозяйства также важно то, насколько в ней представлены элементы индивидуалистской структуры и культуры. В конечном счете, это определяется конкурентоспособностью организации в условиях информационного общества.