Дополнительные стили управления: сущность, характерные черты стилей управления.

Стиль руководства — совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления. Слово «стиль» греческого происхождения. Первон-но означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – это своего рода «почерк» в действиях менеджера. На стиль руководства влияют человеческие и деловые качества менеджера (знания, энергичность, здравый смысл, уверенность в себе, способность к инновациям), привычки (особенности речи, жесты, мимика, походка). В т. Упр-я широкое развитие получила класс-ция ст-й рук-ва на основе повед-го подхода.

Для авторитарного (автократического) стиля хар-на центр-ция власти в руках одного рук-ля, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. С-ю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой м-р единолично принимает реш-я, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Иными словами, основное содержание его управ-ой деят-ти сос-т из приказов и команд.Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, т.к. в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами.

Рук-ль с либеральным ст-ем (невмешательским) рук-ва практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самос-сть, возм-ть индивидуального и коллективного творчества. Рук-ль: вежлив,мягкость ,нерешительность,слабо контролирует и регулирует,готов отменить ранее принятое им решение.Отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления. Средств воздействия на коллектив :уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций пассивен, можно сказать, «плывет по течению». Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнениями подчиненных.

Демократический ст-ль, Вопросы реш. коллегиально, инф-вать подчиненных о дел в коллективе, правильно реагирует на критику. Р-ль:вежлив и доброжелателен, нах-ся в контакте, часть функций делегирует др., доверят людям. Требователен,справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива. Рук-ль воспитывает у раб. инициативу и самостоятельность. Рук-ль не демон-т превосходства над подчиненными,не боится гласности, В таких коллективах наблюдаются отношения взаимопомощи и доброжелательного сотрудничества, отсутствуют конфликты, а руководитель пользуется большим авторитетом.

33.Контроль как функция управления: сущность, требования, предъявляемые к нему

Контроль – это управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия; процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей.

Контроль устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины. Контроль называют также обратной связью. Воздействуя на объект управления, получают информацию о новом состоянии. Цель контроля состоит не в том, чтобы «поймать», «уличить», «схватить», главное – оказать работникам помощь в осуществлении желательной линии поведения. (Сущность контроля – приложение № 10).

Необходимость контроля (назначение):

• Исчезает неопределенность.

Никакие тщательно разработанные планы и программы не смогут учесть всё, что нужно. Контроль нужен для того, чтобы корректировать деятельность фирмы и устранять неопределенность:

- изменение законов

- специализация и разделение труда

- изменение технологии

- неправильно выбранная структура

- конкуренция

- человеческие ресурсы

• Предупреждение возникновения кризисных ситуаций.

Ошибки и проблемы, возникающие в работе, переплетаются, если их вовремя не исправить, с помощью контроля можно фиксировать ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

( Если Вы неверно застегнули верхнюю пуговицу пиджака, то неверно будут застегнуты и все остальные).

• Поддержание успеха.

Контроль выявляет не только ошибки, но и успех. Он помогает определить, какие именно направления деятельности наиболее эффективны.

Контрольный «Трезубец»:

1.Предварительный контроль – ведется до начала работы. Это договоры, стандарты, должностные инструкции. Предварительно контролируются ресурсы – человеческие, материальные, финансовые.

2.Текущий контроль – измеряются фактические результаты работы, идет информация, работает обратная связь с исполнителями, корректируются отклонения.

3.Заключительный контроль – фиксируют итоговые результаты, оцениваются движение к цели и отклонения, определяются санкции (вознаграждение или наказание).

Требования к контролю:

1. Стратегическая направленность;

2. Ориентация на результаты;

3. Соответствие делу;

4. Своевременность;

5. Гибкость;

6. Простота;

7. Экономичность.

1. Контроль – это:

а) Процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения определенных целей организации

б) Процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей

в) Совокупность процессов, совершаемых за определенный промежуток времени

г) То, что вызывает определенные действия человека

2. Какой контроль фиксирует итоговые результаты:

а) Предварительный

б) Текущий

в) Заключительный

3. При каком контроле измеряются фактические результаты работы,

корректируются отклонения:

а) Предварительный

б) Текущий

в) Заключительный

4. Как называется контроль, ведущийся до начала работы:

а) Предварительный

б) Текущий

в) Заключительный

Наши рекомендации