Развитие отечественной управленческой мысли

Зарождение управленческой мысли относится к началу XX века и связано с фамилией Гастев, который в 1904 году определил принципы научной организации труда (НОТ)

НОТ – организация производственного процесса на основе детального изучения его компонентов, а так же факторов влияющих на результат.

А.А. Богданов – основатель организационной науки – тектология.

Ф.Р. Дунаевский – разработал концепцию комплексности управления и концепцию административного управления.

Взгляды А.К. Гастева по сути совпадали со школой научного управления. Но в рамках научного управления особую роль он отводил:

· человеку, его способностям.возможностям и интересам (школа научного управления + школа человеческих отношений).

Основные достижения этих учёных, в процессе своего развития, постепенно ушли от человека и его потребностей к тому, как им нужно управлять. Это привело к смещению позиций на административно-командное управление.

В 30-ых и до начала 50-ых годов наблюдался кризис научного управления. Появление новых исследований Амарова снова вернули науку управления к вопросам социально-психологических основ управления организацией. Но так как преобладал плановый централизм в управлении страной, жесткая регламентация деятельности, учёт особенностей человека в организации не имел места. Именно по этому наука управления так же характеризовалась Эпохой Застоя.

В 90-е годы в связи с резким изменением политической системы, создание нового механизма хозяйствования, провозглашение рыночных ценностей повлекло преобразование и в управлении.

Основное противоречие, которое имело место в то время то, что примерив западные модели управления, не предусмотрели специфической, новой подготовки кадров. Руководители не были готовы осуществлять управление по новому. Что и повлекло за собой множественные ошибки.

К середине 90-ых годов ведущими специалистами в области экономики, политологии, социологии и управления было признана необходимость выработки собственного пути развития управленческих концепций.

I путь: повышение внимания к человеческому потенциалу.

II путь: необходимо изучать влияние факторов внешней и внутренней среды организации на конечный результат ее деятельности.

III путь: управление качеством, т.е. разработать новые стандарты качества для оценки результатов деятельности организации.

IV путь: выработать стратегию развития, т.е. изменить качество деятельности за счёт внедрения нового.

Были разработаны собственные теоретические основы управления.


27: Современная управленческая парадигма: содержание и особенности

Управление – это процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. В самом общем понимании управление – это всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата.
Исходной концептуальной схемой, моделью постановки проблем и их решения, методов управления выступает управленческая парадигма(от греческого paradigma – пример, образец).
Научный термин «парадигма» наиболее часто используется в значении «теория», «концепция», «доктрина», «модель», «представление», «система взглядов».Формирование парадигмы напрямую связано с принципами и законами управления. Процесс формирования парадигмы – это движение мысли, образ объекта или действия на основе, прежде всего, индивидуального опыта, затем учет и использование группового знания и опыта и далее – экспертиза модели (проекта) парадигмы с принципами и законами управления и ее коррекция при необходимости.

Управленческая парадигма — это научный подход, теория, опирающиеся на систему понятий, которые выражают существенные стороны управленческой действительности. Такими понятиями являются функцииуправления, цели деятельности, эффективность, коммуникации, мотивация, централизация.Управленческая парадигма отражает степень профессионализма субъекта управления, и включает познавательный, аналитический, ценностный, творческий и организационно-волевой компоненты.

Современная управленческаяпарадигма должна иметь четкие ценностные ориентации, мировоззренческие позиции и установки на цели и содержание процесса управления с учетом состояния соответствующей системы управления.

Современная управленческая парадигма предполагает, что:

1) предприятие – это открытая система, рассматриваемая в

единстве факторов внутренней и внешней среды;

2) ориентация на человека и его возможности, поэтому осо-

бую актуальность приобретает демократизация управле-

ния, активизация человеческого фактора;

3) применение к процессу управления ситуационного под-

хода;

4) ориентация на качество продукции и услуг;

5) успех организации определяется не рациональной орга-

низацией производства, а ее способностью адаптиро-

ваться к изменениям внешней среды.


Наши рекомендации