Передача аргументов функции по умолчанию
В С++ поддерживается возможность задания некоторого числа аргументов по умолчанию. Это означает, что в заголовке функции некоторым параметрам при их описании присваиваются значения. При вызове данной функции число фактических параметров может быть меньше числа формальных параметров. В этом случае принимается умалчиваемое значение соответствующего параметра. Например:
#include "iostream.h"
int sm(int i1, int i2, int i3=0, int i4=0)
{ cout<<i1<<’ ’<<i2<<’ ’<<i3<<’ ’<<i4<<’ ’;
return i1+i2+i3+i4; }
void main()
{ cout <<"сумма = "<< sm(1,2) << endl;
cout <<"сумма = "<< sm(1,2,3) << endl;
cout << "сумма = "<< sm(1,2,3,4) << endl;
}
Результатом работы программы будет:
1 2 0 0 сумма = 3
1 2 3 0 сумма = 6
1 2 3 4 сумма = 10
Описание параметров по умолчанию должно находиться в конце списка формальных параметров (в заголовке функции). Задание параметров по умолчанию может быть выполнено только в прототипе функции или при его отсутствии в заголовке функции.
Простейший ввод и вывод
В С++ ввод-вывод данных производится потоками байт. Поток (последовательность байт) - это логическое устройство, которое выдает и принимает информацию от пользователя и связано с физическими устройствами ввода-вывода. При операциях ввода байты направляются от устройства в основную память. В операциях вывода – наоборот.
Имеется четыре потока (связанных с ними объекта), обеспечивающих ввод и вывод информации и определенных в заголовочном файле iostream.h:
cout - поток стандартного вывода;
cin - поток стандартного ввода;
cerr - поток стандартной ошибки;
clog - буферизируемый поток стандартных ошибок.
Объект cout
Объект cout позволяет выводить информацию на стандартное устройство вывода – экран. Формат записи cout имеет следующий вид:
сout << data [ << data];
data - это переменные, константы, выражения или комбинации всех трех типов.
Простейший пример применения cout - это вывод, например, символьной строки:
cout << ”объектно-ориентированное программирование ”;
cout << ”программирование на С++”.
Надо помнить, что cout не выполняет автоматический переход на новую строку после вывода информации. Для перевода курсора на новую строку надо вставлять символ ’\n’ или манипулятор endl.
cout << ”объектно-ориентированное программирование \n”;
cout << ”программирование на С++”<<endl;
Для управления выводом информации используются манипуляторы.
Манипуляторы hex и oct
Манипуляторы hex и oct используются для вывода числовой информации в шестнадцатеричном или восьмеричном представлении. Применение их можно видеть на примере следующей простой программы:
#include <iostream.h>
void main()
{ int a=0x11, b=4, // целые числа шестнадцатеричное и десятичное
c=051, d=8, // --//-- восьмеричное и десятичное
i,j;
i=a+b;
j=c+d;
cout << i <<' ' <<hex << i <<' '<<oct << i <<' ' <<dec << i <<endl;
cout <<hex << j <<' ' << j <<' '<<dec << j <<' ' << oct << j <<endl;
}
В результате выполнения программы на экран будет выведена следующая информация:
21 15 25 21
31 31 49 61
Другие манипуляторы
Манипуляторы изменяют значение некоторых переменных в объекте cout.
Эти переменные называются флагами состояния. Когда объект посылает данные на экран, он проверяет эти флаги.
Рассмотрим манипуляторы, позволяющие выполнять форматирование выводимой на экран информации:
#include <iostream.h>
#include <iomanip.h>
void main()
{ int a=0x11;
double d=12.362;
cout << setw(4) << a << endl;
cout << setw(10) << setfill('*') << a << endl;
cout << setw(10 ) << setfill(' ') << setprecision(3) << d << endl;
}
Результат работы программы:
********17
12.4
В приведенной программе использованы манипуляторы setw(), setfill(' ') и setprecision(). Синтаксис их показывает, что это функции. На самом деле это компоненты-функции (рассмотрим позже), позволяющие изменять флаги состояния объекта cout. Для их использования необходим заголовочный файл iomanip.h. Функция setw(4) обеспечивает вывод значения переменной a в 4 позиции (по умолчанию выравнивание вправо). Функция setfil(’символ’) заполняет пустые позиции символом. Функция setprecision(n) обеспечивает вывод числа с плавающей запятой с точностью до n знаков после запятой (при необходимости производится округление дробной части). Если при этом не установлен формат вывода с плавающей запятой, то точность указывает общее количество значащих цифр. Заданная по умолчанию точность - шесть цифр. Таким образом, функции имеют следующий формат:
setw(количество_позиций_для_вывода_числа)
setfil(символ_для_заполнения_пустых_позиций)
setprecision (точность_при_выводе_дробного_числа)
Наряду с перечисленными выше манипуляторами в С++ используются также манипуляторы setiosflags() и resetiosflags() для установки определенных глобальных флагов, используемых при вводе и выводе информации. На эти флаги ссылаются как на переменные состояния. Функция setiosflags() устанавливает указанные в ней флаги, а resetiosflags() сбрасывает (очищает) их. В приведенной ниже таблице показаны аргументы для этих функций.
Таблица 1
Значение | Результат, если значение установлено |
ios::skipws | Игнорирует пустое пространство при вводе |
ios::left | Вывод с выравниванием слева |
ios::right | Вывод с выравниванием справа |
ios::internal | Заполнять пространство после знака или основания с/с |
ios::dec | Вывод в десятичном формате |
ios::oct | Вывод в восьмеричном формате |
ios::hex | Вывод в шестнадцатеричном формате |
ios::boolalpha | Вывод булевых значений в виде TRUE и FALSE |
ios::showbase | Выводить основание системы счисления |
ios::showpoint | Выводить десятичную точку |
ios::uppercase | Выводить шестнадцатеричные числа заглавными буквами |
ios::showpos | Выводить + перед положительными целыми числами |
ios::scientific | Использовать форму вывода с плавающей запятой |
ios::fixed | Использовать форму вывода с фиксированной запятой |
ios::unitbuf | Сброс после каждой операции вывода |
ios::sktdio | Сброс после каждого символа |
Как видно из таблицы, флаги формата объявлены в классе ios.
Пример программы, в которой использованы манипуляторы:
#include <iostream.h>
#include <iomanip.h>
void main()
{ char s[]="БГУИР факультет КСиС";
cout << setw(30) << setiosflags(ios::right) << s << endl;
cout << setw(30) << setiosflags(ios::left) << s << endl;
}
Результат работы программы:
БГУИР факультет КСиС
БГУИР факультет КСиС
Наряду с манипуляторами setiosflags() и resetiosflags(), для того чтобы установить или сбросить некоторый флаг, могут быть использованы функции класса ios setf() или unsetf(). Например:
#include <iostream.h>
#include <string.h>
int main()
{ char *s="Я изучаю С++";
cout.setf(ios::uppercase | ios::showbase | ios::hex);
cout << 88 << endl;
cout.unsetf(ios::uppercase);
cout << 88 << endl;
cout.unsetf(ios::uppercase | ios::showbase | ios::hex);
cout.setf(ios::dec);
int len = 10 + strlen(s);
cout.width(len);
cout << s << endl;
cout << 88 << " hello C++ " << 345.67 << endl;
return 0;
}
Результат работы программы:
0X58
0x58
Я изучаю С++
88 hello C++ 345.67
Объект cin
Для ввода информации с клавиатуры используется объект cin. Формат записи cin имеет следующий вид:
cin [>>имя_переменной];
Объект cin имеет некоторые недостатки. Необходимо, чтобы данные вводились в соответствии с форматом переменных, что не всегда может быть гарантировано.