Тема 1. Геометрические характеристики

поперечных сечений бруса………………………………… 7

Задача № 1………………………………………………….. 7

Тема 2. Расчет конструкций на прочность и жесткость

при растяжении (сжатии)………………………………….. 8

Задача № 2………………………………………………….. 8

Тема 3. Расчет бруса на прочность и жесткость

при кручении…………….………………………………….. 10

Задача № 3………………………………………………….. 10

Тема 4. Расчет конструкций на прочность и жесткость

при изгибе………………..………………………………….. 11

Задача № 4………………………………………………….. 11

Задача № 5………………………………………………….. 13

Тема 5. Расчет статически неопределимой рамы………………. 14

Задача № 6…………………………………………………… 14

Тема 6. Расчеты при комбинированных видах нагружения

(сложное сопротивление)…..……………………………….. 16

Задача № 7. Косой изгиб..………………………………… 16

Задача № 8. Внецентренное растяжение-сжатие ...……………… 18

Задача № 9. Изгиб с кручением валов

круглого поперечного сечения…………….... 20

Тема 7. Расчет на устойчивость прямолинейного

сжатого стержня…..…………………………………………… 23

Задача № 10…………………………………………………… 23

Тема 8. Расчет конструкций при динамическом нагружении…..…. 25

Задача № 11. Расчет балки при ударном нагружении….. 25

Задача № 12. Свободные и вынужденные

колебания балок……………………..……… 27

Список рекомендуемой литературы ……………………………………….. 29

Приложения……………………………………………………………………. 30

Введение

Умение самостоятельно решать практические задачи по «Сопротивлению материалов» является важнейшим элементом усвоения этой дисциплины и во многом определяет способность студента принимать правильные решения в тех случаях, когда основными критериями работоспособности создаваемых или исследуемых инженерных конструкций являются прочность, жесткость и устойчивость.

Методические указания, включенные в сборник, предназначены для выполнения студентами индивидуальных заданий в различных формах – расчетно-проектировочных работ (РПР), расчетно-графических работ (РГР), технических расчетов (ТР), домашних заданий (ДЗ), контрольных и курсовых работ (КР) и пр. – в зависимости от предусмотренного вида самостоятельной работы студента при односеместровом и двухсеместровом курсах изучения дисциплины «Сопротивление материалов» как самостоятельного предмета или как раздела дисциплин «Механика», «Прикладная механика» и др. Предложенные методические указания носят характер самых общих рекомендаций по решению заданий и предполагают использование основной, вспомогательной и справочной литературы, а также конспектов лекций и упражнений по «Сопротивлению материалов».

Перечень из 12 задач, приведенных в этом сборнике, охватывает следующие темы курса:

1. Геометрические характеристики поперечных сечений бруса.

2. Расчет конструкций на прочность и жесткость при растяжении (сжатии).

3. Расчет бруса на прочность и жесткость при кручении.

4. Расчет балки на прочность и жесткость при изгибе.

5. Расчет статически неопределимой плоской рамы.

6. Расчеты при комбинированных видах нагружения (сложное сопротивление).

7. Расчет на устойчивость прямолинейного сжатого стержня.

8. Расчеты конструкций при динамическом нагружении.

Содержание выполняемых заданий соответствуют принятым рабочим программам подготовки студентов. Состав заданий (перечень задач в каждом из заданий) утверждается решениями ведущей кафедры и доводится до сведения студентов преподавателем.

Структура методических указаний состоит из:

- текстов задач по основным разделам курса и таблиц числовых данных параметров, выбор которых зависит от индивидуального буквенно-цифрового шифра студента;

- вариантов расчетных схем к задачам;

- кратких методических указаний по выполнению заданий;

- приложений, необходимых для решения задач.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Каждый студент очно-заочной или заочной формы обучения выполняет то количество контрольных заданий (РПР, РГР, ДЗ, ТР, КР и др.), которое предусмотрено учебным планом его специальности (или направления подготовки) и соответствующей рабочей программой. Номера задач, входящих в состав контрольных заданий в зависимости от их запланированного количества в рабочей программе и формы обучения, представлены в табл. 1.

Таблица 1



Вид контрольных заданий Номер контрольного задания Номера задач в контрольных заданиях
Формы обучения
Очно-заочная (вечерняя) Заочная
Количество контрольных заданий Количество контрольных заданий
одно два три четыре одно два три четыре
Технический расчет (ТР) № 1 1,2 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 1,3 1,3
№ 2 3,4 3,4 3,4 3,5 3,5 3,5
№ 3 5,7 5,7
№ 4
Домашнее задание (ДЗ) № 1 1,2 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 1,3 1,3
№ 2 3,4 3,4 3,4 3,5 3,5 3,5
№ 3 5,7 5,7
№ 4
Расчетно-проектировочная работа (РПР) № 1 1,2,3,5 1,2,3,5 1,2,3 1,2,3 1,2,3,5 1,2,3,5 1,2,3 1,2,3
№ 2 6,7,9 5,6,7 5,6,7 6,7,9 5,6,7 5,6,7
№ 3 9,10 9,10 9,10 9,10
№ 4 11,12 11,12
Расчетно-графическая работа (РГР) № 1 1,2,3,5 1,2,3,5 1,2,3 1,2,3 1,2,3,5 1,2,3,5 1,2,3 1,2,3
№ 2 6,7,9 5,6,7 5,6,7 6,7,9 5,6,7 5,6,7
№ 3 9,10 9,10 9,10 9,10
№ 4 11,12 11,12
Контрольная работа № 1 1,2,3,4 1,2,3,4 1,2,3 1,2,3 1,2,3,4 1,2,3,4 1,2,3 1,2,3
№ 2 6,9,10 4,6,7 4,6,7 5,6,10 5,6,7 5,6,7
№ 3 9,10 9,10 9,10 9,10
№ 4 11,12 11,12
Курсовая работа (КР) № 1 1,2,3,5,9 1,2,3,5 1,2,3,6,9 1,2,3,6
№ 2 9,10,11 9,10,12

Примечание. В случае необходимости или изменения учебных планов кафедра имеет право вносить изменения или дополнения в перечень заданий. Если при этом число задач или их темы выходят за рамки настоящих указаний, следует воспользоваться методическими указаниями [6].

Исходные данные для каждой задачи определяются шифром - номером зачетной книжки студента, которому поставлены в соответствие пять букв русского алфавита. Например: № зачетной книжки студента – 93052; тогда

цифры шифра– 9 3 0 5 2;

соответствующие буквы шифра – б в г д е.

Из каждого вертикального столбца таблицы, обозначенного внизу определенной буквой шифра, надо взять только одно число, стоящее в той горизонтальной строке, номер которой совпадает с номером буквы шифра.

Наши рекомендации