Фрагмент конспекта занятия по формированию у детей представлений об отношениях «равенства» и «неравенства».
Цель:
1.Знакомство детей со знаками «=», «>», «<», освоение знаково - цифровой формы соотношения двух чисел.
2.Освоение детьми действий построения на числовой оси графических моделей, используемых для сравнения результатов, измерение жидкости мерками.
Задачи:1.Развивать речь, память,воображение, мелкую моторику рук, внимание, двигательную активность.
2.Воспитывать умение слушать до конца, взаимопомощь, аккуратность.
Материал: две группы предметов в количестве четыре и пять, цифры для обозначения чисел от 0 до 10, знаки «=», «>», «<», ось с единичными отметками, две банки с окрашенной водой, две мерки, три обруча, знаки (.. .<5 .. .<7, .. .<10, два цветных карандаша красный и синий.
Ход занятия
Дети садятся за столы. На столах лежат кубики и кирпичики. Давайте посчитаем сколько кубиков (4) и кирпичиков (5). А сейчас вам нужно выбрать нужные цифры, обозначающие соответствующие количества. Числа сравниваются между собой и ставится нужный знак обозначающий это соотношение. Воспитатель записывает запись на доске и читает её вместе с детьми. А затем убирается один кирпичик и снова происходит сравнение чисел и ставится нужный знак.
Сейчас у меня для вас есть задание. Я раздам вам листочки с числами, а вам надо будет сравнить числа и поставить нужный знак «=», «>», «<».
Давайте повторим, где и когда ставятся эти знаки.
-Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости.
Это же наш старый знакомый медвежонок Миша.
-А ты почему такой грустный?
«Потому что в нашем «Лесном детском саду» мы с друзьями на прогулке нашли вот эти баночки с водой и вот эти полосочки, но к сожалению мы не знаем, что с ними делать. И вот поэтому я пришел к вам в детский сад за помощью. Чтобы вы мне показали, что с ними делать».
-Ребята, поможем медвежонку?
А ты Мишутка, садись и смотри.
А мы, ребята, сейчас подойдем и возьмем по две баночки, и по две мерки. Скажите какого цвета вода в баночках.
А сейчас давайте вместе со мной будем измерять меркой банку с красной водой, чему она будет равна, мы отметим на числовой оси точкой. Тоже самое проделываем с банкой с синей водой. Затем сравниваем результат и ставим нужный знак.
Молодцы, с заданием все справились.
ФИЗМИНУТКА
А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ:
« Наступила весна. На улице тепло. И числа решили пойти погулять в «математический лес». Сначала они гуляли все вместе, а затем числа подошли к развилке и видят что да дорожках висят знаки: ...<5, ...<7, ...<10».
-Давайте, мы сейчас выложим числа в соответствии со знаком в обручах, (разделить детей по 4 человека в 3 команды).
-Ребята,нам медвежонок хочет что-то сказать.
Медвежонок: я всё понял и теперь поспешу к себе в детский сад рассказать друзьям о том,
что нового и интересного я сегодня узнал. Большое вам спасибо!
До свидания!!!
Сценарий развлечения с математическим содержанием
(средняя группа)
«Путешествие с Неделькой»
Цель математического развлечения – выявить уровень освоения материала по формированию элементарных математических представлений детьми средней группы. Этот конспект развивает внимание, мышление, память. Расширяет пространственное представление. Совершенствуются двигательные навыки.
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, теплый ветерок,
Здравствуй солнечный денек,
Здравствуй, утро,
Здравствуй день,
Нам здороваться не лень!
Дети хором здороваются.
Воспитатель: Все сегодня проснулись в хорошем настроении? А это мы сейчас проверим. Возле ваших стульчиков лежат смешные рожицы, выберите ту, которая подходит под ваше настроение…. А теперь давайте улыбнемся друг другу и начнем на праздник математики.
В зал входит Неделька с цветиком-семицветиком и читает стихотворение, дотрагиваясь до каждого лепестка:
Неделька: Здравствуйте ребята. Меня зовут Неделька. Заблудилась я опять.
Воспитатель: А что случилось?
Неделька: В воскресенье у меня день рожденье, но я никак не могу туда попасть….
Воспитатель: Почему?
Неделька: Чтобы туда попасть, нужно выполнить задания по дням недели, которые записаны на лепестках цветика-семицветика… А у меня совсем ничего не получается. Ребята, а вы знаете дни недели?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какой сегодня день недели? А завтра? Какой день недели был вчера?
Дети отвечают.
Неделька: Какие молодцы! Вот кто мне поможет выполнить эти сложные задания. Поможете!
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо! Давай нам Неделька первое задание.
1 лепесток – 1 день недели – понедельник (обозначить это с детьми).
«Найди свою цифру»
Дети строятся в шеренгу и производят расчет на 1,2,3,4,5. На полу разложены цифры от 1 до 5. «Поднимите руку первые номера…. и т.д.». По команде ребята находят ту цифру, которая соответствует его порядковому номеру и садится на корточки возле нее.
Неделька: Какие молодцы! Как они хорошо выполнили задание.
Воспитатель: Тогда, Неделька, отрывай второй лепесток. Второй день недели как называется?
Дети отвечают.
2 лепесток. «Составь картинку».
На 3-х столах лежат образцы картинок по которым нужно составить рисунок из блоков Дьенеша. Дети рассчитываются на 1,2,3 и делятся на три команды.
Неделька: И с этим заданием ребята справились. Сама я бы никогда не сумела. А сколько же еще лепестков осталось? Посчитаем?
Дети считают до 5 и в обратном порядке.
Неделька отрывает 3 лепесток – обозначается, что третий день недели среда середина. Неделька играет с детьми в игру «Логические концовки».
Неделька: Молодцы! Да они у вас все знают. Устали? Мы проделали половину пути, а теперь пора отдохнуть. Встали возле стульчиков и слушаем меня внимательно, показываем то, что я буду называть:
Это правая рука, это правая нога,
Это левая рука, это левая нога.
Это правое плечо, это левое плечо…
И еще….
Воспитатель: Отдохнули? Молодцы, а теперь пора за работу.
Неделька передает воспитателю 4 лепесток – 4 день недели, четверг. Игра «Волшебная резинка».
Игра проводится с помощью канцелярских резиночек – надевая их на большой и указательные пальцы рук, образовывать разные геометрические фигуры. Дети выполняют задания на слух, называя каждую полученную фигуру.
Воспитатель: Неделька, справляются наши ребята?
Неделька: Молодцы! И откуда они все это знают?
Дети отвечают.
Неделька: Отрываю пятый лепесток. Это какой день недели? А который он по счету?
5 лепесток: Игра «Королевство кривых зеркал». Воспитатель предлагает детям карточки с треугольниками и измененными фигурами (любые комбинации с изменением цвета и величины треугольников) дети должны подойти к «кривому зеркалу» и описать произошедшие изменения с геометрической фигурой, отмечая форму, размер, цвет.
Дети выполняют ходьбу между «зеркалами» медленным шагом, врассыпную. Ходьба выполняется с высоким подниманием колен нужно стараться не наталкиваться друг на друга.
Неделька: Ребята, вы молодцы. Выполнили такое трудное задание, а теперь давай сядем на свои стульчики и посмотрим что же написано на шестом лепестке – какой это день недели? Какой цвет у лепестка? Что про него вы можете еще сказать?
Дети отвечают.
Воспитатель: Что же за задание на шестом лепестке?
Пальчиковая гимнастика «Десять пальцев». Выполняется стоя возле стульчиков.
Неделька: Ребята, посмотрите, у меня остался последний лепесток! А какого он цвета? Давайте вспомним, какого цвета были другие лепестки? Сколько всего лепестков было? Что нам напоминают все эти цвета, если их расположить друг за другом?
Дети: Радугу.
Неделька: Правильно. А меня как зовут?
Дети: Неделька.
Воспитатель: Сколько дней в неделе?
Дети считают.
Воспитатель: Сколько цветов у радуги?
Дети считают и сравнивают.
Неделька: На седьмом лепестке необычное задание – воскресное. Под радугой надо найти необычный предмет, а в нем будут подарки за ваши старания и умения. Вы мне очень помогли. Послушайте еще раз стихотворение, про меня. (Неделька читает стихотворение с которым входила в зал). Спасибо вам за помощь, я вовремя успела на день рождение.
Неделька прощается и уходит.
Воспитатель подводит итог развлечению. Дети вспоминают, с какими заданиями им пришлось столкнуться в этом путешествии.
Под веселую музыку дети выходят из зала.
55. Составьте к сказке вопросы (5-6) математического содержания (сказка на выбор).
Вопросы математического содержания к сказке «Репка»
1. Кто первый начал тянуть репку? Кто второй, третий, четвертый, пятый, шестой персонаж сказки?
2. Сколько всего персонажей в сказке?
3. Скажите пожалуйста который по счёту «кошка»?
4. Какой формы репка?
5. Какая коса у внучки?