Развитие представлений детей о массе предметов.
При обучении ребенка математике и предметам окружающего мира имеет очень большое значение наличие у него представлений о массе предметов. В свою очередь при формировании этих представлений принимают участие многие факторы психического развития ребенка. Это умственные способности, восприятие, чувственные компоненты. Развитие представлений о массе предметов в дошкольном возрасте происходит поэтапно, в зависимости от уровня психического развития ребенка и включенности в процесс обучения перечисленных факторов. Важно также не упустить момент психического созревания ребенка и его готовности воспринять информацию.
Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть, barys - тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук. Упражнения по сравнению масс предметов, в свою очередь, способствуют совершенствованию тактильно-кинестетического анализатора. Под воздействием тяжести предмета у человека возникают еще и сенсорные ощущения. Но и это еще не все. Психологическая наука доказывает связь между процессом знакомства с массой предметов и развитием умственных и математических способностей личности. Поэтому очень важно начать знакомство с массой предметов с самого раннего возраста ребенка .
Младшая группа
С этого возрастного периода начинается накопление опыта восприятия и различения предметов по массе.
Взрослый способствует освоению ребенком 3-4 лет общих представлений о массе как признаке предметов;развитию умения отражать результаты сравнения в речи, пользуясь словами тяжелее- легче, тяжелый – легкий, одинаковые-разные.
Для этого дети в самостоятельных играх, быту, природе перебирают предметы, перекладывают. Находят те, которые могут передвинуть, поднять и переложить на другое место. Образец как меру для сравнения дети 3-4 лет еще не воспринимают.
Вывод: дети младшей группы определяют массу предметов сенсорно-чувственным путем: Тяжелый-легкий.
Средняя группа
У детей 4-5 лет необходимо развивать точность восприятия ; учить их сравнивать «на руке» не очень контрастные по массе предметы;
Упражнять детей в определении относительности оценки веса, когда один и тот же предмет может быть тяжелее одного ,но легче другого;
Развивать умение устанавливать отношения равенства и неравенства ( такой же по массе, не такой, тяжелее и т.д.) Для этого используется упражнение «Выбор по образцу».
Например, один из пяти мешочков с песком выбирается в качестве образца (эталона), обследуется «идеальным» действием; затем ребенок ищет среди оставшихся такой же или более тяжелый(легкий) мешочек; дети овладевают умением располагать три (4-5) предмета разной массы.
Вывод: Дети 4-5 лет осваивают умениеопределять свойства предметов: легкий-тяжелый;обобщать предметы определенной тяжести к тяжелым :эти камни все тяжелые…( отношение групп предметов по весу); последовательное увеличение 3-5 предметов;выражать в речи изменения или неизменность предметов по расположению, количеству, размеру, весу.
Старшая группа
В 5-6 лет дети осваивают умение сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных весов, проверяя таким образом результаты сравнения предметов путем «идеального» действия;
Определяют равенство от неравенство, независимо от внешнего вида. (большие по размеру, но легкие (легче), маленькие пакеты или мешочки, но тяжелые (тяжелее));
Самостоятельно группируют и классифицируют предметы по массе;
Строят сериационные ряды из 5-10 предметов.
Вывод: дети 5-6 осваивают умение : выделять и называть все свойства присущие предмету, включать один и тот же предмет в разные группы в зависимости от основания классификации; определять последовательность ряда предметов (5-10) по размеру, весу и др.;осуществлять проверку взвешиванием, высказываться о неравенстве, различиях.
Подготовительная группа
В 6-7 лет дети включаются в поиск ответов на вопросы типа «Можно ли, измеряя ложкой песок в двух мешочках, определить массу того и другого? Что узнаем при этом?
Используют весы для сравнения двух предметов по массе.
С помощью весов уточняется представление детей об инвариантности массы.
Шестилетние дети взвешивают предметы с помощью общей меры.
Вывод: дети 6-7 лет осваивают умение: упорядочивать предметы по весу; активно включаются в процесс экспериментирования; последовательно выполнять игровые или практические действия с ориентировкой на символ; измерять с помощью общей условной меры и сравнивать массы предметов.