Развитие представлений детей о массе предметов и способах ее измерения.

Ориентировка в предметах по массе входит составной частью в раздел «Величина» программы развития элементарных математических представлений. В детском саду осуществление этой задачи ведется по двум линиям: путем накопления представлений о массе в жизни и играх; в процессе специально организованной работы.

Целенаправленное обучение начинается в средней группе (пятый год жизни) с формирования представлений о массе как признаке предмета. В результате широкого взаимодействия с окружающим предметным миром у ребенка к этому возрасту появляется необходимый чувственный опыт.

Дидактические материалы для развития барического чувства: для сравнения веса предметов детям могут предлагаться дощечки равного размера, изготовленные из разных пород деревьев Ю. И. Фаусек использовала в своей работе ящик с несколькими отделениями, в которых помещала дощечки размером 6 х 8 х 0,5 см из разных пород дерева: ели, ольхи, ясеня, красного дерева, ореха и т.д. (по двенадцать штук с каждого сорта). Разница в массе между двумя смежными дощечками была от 6 до 8 г. Отшлифованные, они сохраняли естественный вид и цвет дерева. Упражнения с этими дощечками сводились к тонкому различению тяжести путем «взвешивания» на ладонях обеих рук.

Можно применять одинакового размера мешочки, наполненные разными сыпучими веществами. Специально подбираются предметы, сделанные из разных материалов: металла, дерева, резины, пластмассы, поролона, ваты и т. д.

Выполнение задания осуществляется путем «взвешивания» предметов на ладонях рук. Это довольно сложный для детей способ обследования массы, состоящей из нескольких действий:

Надо взять по одному предмету, в каждую руку и повернуть ладони кверху.

Затем руками имитируется движение весов вверх-вниз, происходит «взвешивание» предмета «на руке».

И наконец, предметы перемещаются с одной ладони на другую, при этом их положение может меняться несколько раз.

Такая «проверка» способствует более точному определению отношений между тяжестью двух предметов.

При обучении данному способу выполнения действий дети допускают следующие ошибки: крепко сжимают предметы руками, вместо того чтобы выпрямить ладони; резко подбрасывают предметы на ладонях, вместо того чтобы делать плавные движения; игнорируют проверку, т. е. перемещение предмета с одной ладони на другую;затрудняются в определении выделенного в процессе обследования признака; различая предметы по их массе (тяжести), они пользуются недостаточно точными словами: большой, нелегкий, маленький, нетяжелый, тугой, толстый, твердый, здоровый, крепкий, сильный, слабый, нормальный, мягкий, хороший, некрепкий, высокий, тоненький и т. д. Вооружая обследовательскими действиями, необходимо уточнять словарь ребенка, работать над пониманием им значения слов, приучать к терминам.

Следующий этап в работе – сравнение трех предметов по массе, из них один служит образцом. Результаты сопоставления обозначаются словами тяжелее – легче. Рациональный способ решения этой задачи заключается в том, что с образцом надо, последовательно сравнивать все предметы и на этой основе определять, какой из них легче, какой тяжелее или они одинаковы.

Благодаря такой работе ребенок начинает среди многочисленных признаков предмета выделять массу и абстрагировать ее. Создаются возможности для упорядочивания и группировки объектов по данному признаку, это и является следующим этапом в работе.

Расположение предметов по их массе в восходящем или нисходящем порядке, т.е. упорядочивание, построение сериационного ряда, - задача, решение которой можно начинать со среднего дошкольного возраста, но в основном она приходится на более старший возраст.

С этой целью необходимо усвоение рационального способа выполнения действий: выбор самого тяжелого предмета при построении восходящего ряда или выбор самого легкого предмета при построении нисходящего ряда.

Результаты своей деятельности дети должны обозначать словесно: тяжелый, легче, самый легкий, или легкий, тяжелее, самый тяжелый. Вначале составляется ряд из трёх элементов, постепенно их число увеличивается до пяти-шести и более. Следует организовать (сравнение одного из элементов упорядоченного ряда с другими: соседними, всеми предшествующими и последующими.

Это позволит проверить правильность построения сериационного ряда, приведет к важным выводам:

- если один из предметов тяжелее другого, а тот в свою очередь тяжелее третьего, то первый предмет также будет тяжелее третьего; каждый последующий элемент тяжелее всех предыдущих.

- если один из предметов легче другого, а тот в свою очередь легче третьего, то первый предмет также будет легче третьего; каждый последующий элемент легче всех предыдущих.

По мере накопления опыта необходимо организовывать упражнения на нахождение места предмета с определенной массой в упорядоченном по данному признаку ряду, подбор каждому элементу, ряда парного, т.е. равного по массе, группировку предметов по массе.

Обучение детей умению различать предметы по массе связывается с развитием количественных представлений (подсчитать, сколько тяжелых или легких предметов, сколько разных по тяжести предметов в ряду и т.д.).

В старшей группе можно использовать самые простые весы на рычаге с двумя чашками для проверки результатов сравнения масс двух предметов, определенных «на руке». На весах чаша с предметом большей массы опустится ниже. Однако это еще не взвешивание в полном смысле этого слова. В данном случае лишь моделируется то сенсорное действие, которое производят дети, «взвешивая» предметы «на руке».

С помощью весов формируется также представление об инвариантности массы. Например, из куска глины предлагается вылепить два одинаковых по размеру шарика. Их равенство по массе проверяется на чашечных весах. Затем из одного из шариков дети делают длинную морковку, палочку или колбаску. На одну чашу весов помещают вылепленный предмет, на другую – шарик. Равновесие чаш покажет детям равенство масс. Можно несколько раз менять форму предмета и, используя весы, убеждаться в неизменности (инвариантности) массы. «Одинаково, потому что к куску глины мы ничего не прибавляли и ничего не убавляли», - говорят дети. «Кусок глины остается тем же, только форма предметов меняется: то шарик, то палочка, то морковка», - уточняет воспитатель.

Дети на практике приходят к выводу: преобразования, которые изменяют внешний вид объекта, оставляют неизменной его массу.

Целесообразно показать ребенку, что при одинаковой форме и одинаковом размере предметов масса их может быть различной (коробка, наполненная ватой и такая же, наполненная песком) и т.д. Полезно, например, сопоставление большого по размеру воздушного шара с маленьким деревянным, или металлическим шариком. Сравнение предметов одинакового объема, но разной массы или, наоборот, разного объема, но одинаковой массы способствует возникновению представлений о независимости массы от объема, размере предмета. К этому выводу детей подводит как взвешивание «на руке», так и проверка его результатов на весах.

Далее можно показать, как определяется масса при помощи условной мерки, в качестве которой выступает масса какого-либо предмета (кубик, шарик и т. д.), которая становится эталоном. Применяя условную мерку на чашечных весах, дети учатся устанавливать равенство или неравенство предметов по массе в более точных количественных показателях (числе мерок), чем при сравнении «на руке». Используя разные мерки, при взвешивании одного и того же предмета, определяя массу различных предметов одной и той же меркой, детей знакомят с функциональной зависимостью (между массой измеряемого объекта, массой мерки и полученными результатами).

Все это накапливает детские представления о массе и готовит их к измерению при помощи общепринятых эталонов. С этой целью используют чашечные весы с набором гирь 1 кг, 2 кг, 5 кг и сыпучие продукты. Воспитатель спрашивает детей, что и как они покупали в продовольственном магазине, какие видели весы, какие продукты взвешивают на весах. Дети рассматривают весы и гири, сравнивают их, определяют, какая из них тяжелее, какая легче. Воспитатель обращает внимание детей на цифру на гире, поясняя, что цифра обозначает массу гири («Эта гиря 1 кг, видите, на ней написана цифра 1, а эта - 2 кг, на ней цифра 2»). Выполняется упражнение в отвешивании 1 кг, например, манной крупы: на одну чашку ставится гиря, на другую насыпается крупа, пока стрелки весов полностью не уравновесятся. Детей спрашивают, сколько килограммов крупы взвешено, и как они об этом узнали. Можно сравнить результаты при взвешивании «на руке» и на весах, в этом случае дети имеют возможность убедиться в преимуществе инструментального взвешивания.

Таким образом, мы исследовали развитие представлений детей о массе и способах ее измерения. Формирование представлений о массе, развитие навыков «взвешивания» предметов осуществлялось как в процессе обучения на мини-занятиях по подгруппам, так и в повседневной жизни.

Наши рекомендации