Компоновка и конструктивная часть

13.1. ПС 35-750 кВ сооружаются, как правило, открытого типа.

ПС 35 и 110 кВ преимущественно проектируются комплектными, заводского изготовления. Применение некомплектных подстанций обосновывается проектом.

Сооружение закрытых ПС напряжением 35-220 кВ предусматривается в случаях:

13.1.1. расположения ПС глубокого ввода с трансформаторами 16 MB×А и более на селитебной территории городов;

13.1.2. расположения ПС на территории городов, когда это диктуется градостроительными соображениями;

13.1.3. расположения ПС в районах с большими снежными заносами, в зонах сильных промышленных уносов и в прибрежных зонах с сильнозасоленной атмосферой;

13.1.4. необходимости снижения уровня шумов до допустимых пределов.

РУ 6 и 10 кВ для комплектных трансформаторных ПС выполняются в виде КРУН или КРУ, устанавливаемых в закрытом помещении.

13.2. РУ 6 и 10 кВ закрытого типа могут применяться:

13.2.1. в районах, где по климатическим условиям, условиям загрязнения атмосферы или наличия снежных заносов и пыльных уносов невозможно применение КРУН;

13.2.2. при числе шкафов более 25;

13.2.3. для размещения КРУ СН ПС 500 кВ и выше;

13.2.4. при наличии обоснования.

13.3. На ПС 35-330 кВ с упрощенными схемами на стороне ВН с минимальным количеством аппаратуры, размещаемых в районах с загрязненной атмосферой, рекомендуется открытая установка оборудования ВН и трансформаторов с усиленной внешней изоляцией. Закрытая установка возможна при обосновании.

13.4. Уровень изоляции оборудования ОРУ выбирается в зависимости от степени загрязнения атмосферы природными или производственными уносами.

13.5. ЗРУ 35-330 кВ применяются в районах:

13.5.1. с загрязненной атмосферой, где применение ОРУ с усиленной изоляцией или аппаратурой следующего класса напряжения с учетом ее обмыва не эффективно, а удаление ПС от источника загрязнения экономически нецелесообразно;

13.5.2. требующих установки оборудования исполнения ХЛ при отсутствии такого исполнения;

13.5.3. стесненной городской и промышленной застройки;

13.5.4. с сильными снегозаносами и снегопадами, а также с особо суровыми климатическими условиями и при стесненных площадках при соответствующем технико-экономическом обосновании;

13.5.5. где необходимо снижение уровня шумов до допустимых пределов.

13.6. Отопление зданий ПС осуществляется:

13.6.1. на ПС 35-330 кВ с помощью электропечей с автоматическим поддержанием необходимого по температуре режима работы;

13.6.2. на ПС 500-750 кВ с помощью электрокотлов либо путем присоединения к существующей тепловой сети. Указанное относится также к ПС 35-330 кВ с постоянным дежурным персоналом при наличии обоснования.

13.7. Здания ЗРУ возможно выполнять как отдельно стоящими, так и сблокированными со зданиями ОПУ, в том числе и по вертикали.

13.8. КРУЭ напряжением 110 кВ и выше применяются при обосновании при стесненных условиях, в крупных городах и на промышленных предприятиях, в районе с загрязненной атмосферой, а также в других обоснованных случаях.

13.9. Трансформаторы 35-750 кВ устанавливаются открытыми; в районах с загрязненной атмосферой трансформаторы 35-330 кВ применяются с усиленной изоляцией.

В условиях интенсивного загрязнения в блочных схемах «трансформатор - кабельная линия» рекомендуется применять трансформаторы со специальными кабельными вводами на стороне 110-220 кВ и закрытые токопроводы на стороне 6 и 10 кВ.

При необходимости размещения дополнительного оборудования в зоне направления отверстия выхлопной трубы трансформатора и отсутствия места для установки отбойного (заградительного) щита, рекомендованного правилами пожарной безопасности, можно нарастить выхлопную трубу трансформатора так, чтобы выхлоп осуществлялся вниз на щебеночную площадку маслоприемника трансформатора. Указанное наращивание согласуется с заводом-изготовителем трансформатора.

13.10. Закрытая установка трансформаторов 35-220 кВ применяется:

13.10.1. если усиление изоляции не дает должного эффекта;

13.10.2. когда в атмосфере содержатся вещества, вызывающие коррозию, а применение средств защиты нерационально;

13.10.3. при необходимости снижения уровня шума до нормированных значений и невозможности обеспечить необходимое снижение шума другими средствами.

13.11. Компоновка и конструкция ОРУ напряжением 35 кВ и выше должны обеспечивать возможность проведения ремонта и технического обслуживания выключателей, измерительных трансформаторов и др. аппаратов с применением автокранов, гидроподъемников или телескопических вышек преимущественно без снятия напряжения с соседних присоединений, а также подъезд передвижных лабораторий к оборудованию для проведения профилактических работ.

13.12. В ЗРУ 35-220 кВ и в закрытых камерах трансформаторов предусматриваются стационарные грузоподъемные устройства или возможность применения грузоподъемных устройств (самоходных, передвижных, инвентарных) для механизации ремонта и технического обслуживания оборудования.

13.13. ОПУ располагается, как правило, в центре РУ разных напряжений.

На крупных ПС рекомендуется сооружение на ОРУ зданий для размещения панелей релейной защиты и автоматики присоединений данного ОРУ.

13.14. На ПС 35-220 кВ возможно совмещение фасадной линии ОПУ с оградой ПС, при этом на фасадной стене ОПУ не должно быть окон, а вход в ОПУ предусматривается с территории ПС.

13.15. В районах, где температура воздуха в помещениях ОПУ, релейной защиты, а также в помещениях, где возможно длительное (более 4 ч) пребывание персонала, превышает 25 °С, предусматривается кондиционирование воздуха в этих помещениях.

13.16. При использовании аппаратуры на микроэлектронной или микропроцессорной элементной базе помещение для ее размещения выбирается с учетом указаний технических условий на применяемую аппаратуру.

13.17. Компоновки ОРУ напряжением 35 кВ и выше предусматривают возможность перехода от простых к более сложным схемам электрических соединений, за исключением тех случаев, когда в перспективе не предусматривается расширение ПС.

При необходимости расширения РУ 110-500 кВ целесообразно сохранять конструктивно-компоновочные решения расширяемой части как в действующей.

13.18. Отдельно стоящие измерительные трансформаторы тока устанавливаются в тех случаях, когда использование встроенных трансформаторов тока не обеспечивает требуемых условий релейной защиты, системы учета электроэнергии и питания измерительных приборов.

13.19. Ошиновка ОРУ 35-750 кВ выполняется сталеалюминиевыми и полыми алюминиевыми (только ОРУ 330-750 кВ) проводами, а также трубами из алюминиевых сплавов. При трубчатой ошиновке предусматриваются компенсаторы от температурных расширений и меры против вибрации.

Жесткая ошиновка на стороне 6 и 10 кВ трансформаторов (реакторов) допускается только на коротких участках в случаях, когда применение гибких токопроводов усложняет конструкцию.

Все ответвления от проводов и шин, а также присоединения их к аппаратным зажимам предусматривается производить опрессовкой, в том числе методом взрыва, или сваркой.

Болтовые соединения применяются только на ответвлениях к разрядникам, конденсаторам связи и трансформаторам напряжения.

Не допускается расположение ошиновки с одним пролетом над двумя системами сборных шин или над двумя трансформаторами. При необходимости такого прохождения ошиновки между системами шин или трансформаторами устанавливается дополнительная опора.

Механический расчет ошиновки для определения максимальных усилий в ошиновке, стрел провеса и отклонений выполняется для различных сочетаний ветровых, гололедных и температурных воздействий в соответствии с Правилами устройства электроустановок. При сооружении ОРУ вблизи морских побережий, соленых озер, химических предприятий и т. п. местах, где опытом эксплуатации установлено разрушение алюминия, применяются специальные алюминиевые и сталеалюминевые провода (в том числе полые), защищенные от коррозии.

13.20. На ОРУ кабели прокладываются в наземных лотках, а в КТПБ также и в металлических коробах. Применение кабельных каналов и тоннелей имеет специальное обоснование. Не рекомендуется применять лотки в местах проезда механизмов для производства ремонтных работ между фазами оборудования.

При применении лотков обеспечиваются проезд по ОРУ и подъезд к оборудованию машин и механизмов, необходимый для выполнения ремонтных и эксплуатационных работ.

Для обеспечения проезда механизмов предусматриваются переезды с сохранением расположения лотков на одном уровне.

При применении лотков не используется прокладка кабелей под дорогами или переездами для машин в трубах и каналах, расположенных ниже уровня лотков.

Одиночные кабели (до 7) от кабельных сооружений до приводов и шкафов различного назначения могут прокладываться в земле без специальной защиты (в том числе небронированные) при отсутствии над ними проездов.

Во всех кабельных сооружениях предусматривается запас емкости для дополнительной прокладки кабелей порядка 15 % количества, предусмотренного на расчетный период.

13.21. Кабели применяются с изоляцией, не распространяющей горение (с индексом НГ). При выборе типа силовых кабелей руководствуются рекомендованной номенклатурой кабельных изделий для тепловых электростанций, гидростанций и подстанций.

13.22. На ПС 220-750 кВ кабельные потоки от распределительных устройств различных напряжений, трансформаторов, а также от разных секций распределительного устройства одного напряжения прокладываются в отдельных лотках или каналах.

На ПС 110 кВ, от которых питаются потребители I-II категории, кабельные потоки от РУ 6 и 10 кВ указанных потребителей прокладываются в отдельных коробах, лотках, каналах.

13.23. Для прокладки потребительских силовых кабелей предусматривается организованный вывод их по территории ПС (в каналах, туннелях, траншеях и т. п.) до ее внешнего ограждения.

13.24. Расположение кабельных каналов и прокладку кабелей выполняют с учетом требований по электромагнитной совместимости.

13.25. В ЗРУ 6 и 10 кВ рекомендуется устанавливать шкафы КРУ заводского изготовления. Для ремонта КРУ и хранения выкатных тележек в ЗРУ предусматривается специальное место.

13.26. Синхронные компенсаторы, как правило, устанавливаются на открытом воздухе.

13.27. В качестве подзарядных устройств применяются статические выпрямительные устройства, устанавливаемые в помещении щитов постоянного тока.

13.28. Аккумуляторы устанавливаются на стальных стеллажах.

13.29. Групповые токоограничивающие реакторы на 6 и 10 кВ применяются, как правило, в исполнении для наружной установки.

13.30. Строительную часть ОРУ всех напряжений рекомендуется проектировать с учетом ее сооружения в объеме расчетного периода.

13.31. На ПС 35 кВ и выше для подвески гибкой ошиновки, как правило, применяются стеклянные и полимерные изоляторы.

13.32. Строительную часть под трансформаторы можно предусматривать с учетом возможности замены трансформаторов на две ступени выше по шкале мощности при наличии соответствующих обоснований.

При проектировании фундаментов под трансформаторы по согласованию с заводами-изготовителями трансформаторов рекомендуется применять проектные решения фундаментов для установки трансформаторов напряжением 35-500 кВ без кареток (катков) и рельс.

13.33. Компоновка оборудования и расположение ОРУ 330-750 кВ обеспечивают наименьшее влияние электрического поля на обслуживающий персонал. В случаях, когда электрическое поле на рабочих местах и пешеходных дорожках превышает нормируемые гигиеническими нормативами значения, необходимо предусматривать стационарные, инвентарные и индивидуальные средства защиты.

13.34. На ПС с ОРУ, изоляция которых загрязняется водорастворимыми промышленными, морскими или солончаковыми уносами, предусматриваются специальные стационарные или передвижные установки, обеспечивающие обмыв водой загрязненной изоляции под напряжением.

13.35. Для обеспечения возможности наблюдения за уровнем масла в трансформаторах и давлением масла во вводах в камерах силовых трансформаторов предусматриваются смотровые площадки.

13.36. На расширяемых и реконструируемых ПС 35-220 кВ, содержащих конденсаторные батареи с изолирующей жидкостью в виде трихлордифенила, под конструкцией батареи предусматривается асфальтированная площадка с направленным стоком с нее и с оборудованным приямком для возможности стекания в этот приямок трихлордифенила из поврежденных конденсаторов и исключающим попадание трихлордифенила в почву.

Для хранения повреждаемых конденсаторов с трихлордифенилом предусматривается выгороженная асфальтированная площадка с направленным стоком в приямок, позволяющий принять 5 % трихлордифенила от общего объема этой жидкости всех конденсаторов, находящихся в эксплуатации. К указанной площадке обеспечивается круглогодичный подъезд транспорта.

13.37. На вновь сооружаемых ПС 35-110 кВ, содержащих конденсаторные батареи с экологически безопасным жидким диэлектриком, для хранения конденсаторов предусматривается выгороженная площадка, площадь которой позволяет складировать до 10 % находящихся в эксплуатации конденсаторов; к площадке обеспечивается круглогодичный подъезд транспорта.

13.38. В закрытых РУ 6 и 10 кВ рекомендуется располагать оборудование секций в отдельных, изолированных друг от друга помещениях с установкой при соответствующем обосновании двух последовательно включенных секционных выключателей в разных помещениях.

13.39. Закрытые РУ с элегазовыми КРУ (КРУЭ).

13.39.1. Зал КРУЭ по возможности располагается на нулевой отметке подстанции.

13.39.2. Ворота в зале КРУЭ при расположении его на нулевой отметке обеспечивают возможность транспортировки наибольшей по габаритам единицы оборудования в транспортной упаковке, выполняются механизированными, уплотненными и теплоизолирующими. Целесообразно иметь тамбур между воротами, открывающимися в зал КРУЭ, и внешними воротами.

13.39.3. При расположении зала КРУЭ на втором этаже в перекрытиях предусматривают монтажный проем, размеры которого обеспечивают транспортировку наибольшей единицы оборудования в транспортной упаковке. На нулевой отметке предусматривается заезд грузовой автомашины под монтажный проем.

13.39.4. В зале КРУЭ предусматривается кран-балка, перекрывающая всю площадь зала, в том числе и монтажный проем. Грузоподъемность кран-балки выбирается достаточной для подъема транспортной единицы элегазового оборудования с наибольшей массой, которое будет установлено в зале КРУЭ.

13.39.5. В здании подстанции предусматриваются следующие помещения:

для хранения элегаза (с вытяжной вентиляцией);

для хранения запасных частей и приспособлений;

для наладочного персонала (с естественным освещением).

13.39.6. Компоновка элегазового РУ выполняется, как правило, однолинейной, т. е. все три полюса одной ячейки располагаются рядом друг с другом.

13.39.7. Проход вдоль полюсов ячеек (достаточно со стороны фасада ячеек) для транспортировки газотехнологического оборудования выполняется шириной не менее 3 м для РУ 110 кВ и 4 м - для РУ 220 кВ и выше. Для размещения высоковольтной испытательной установки и производства технологических работ на оборудовании в зале КРУЭ предусматривается площадка. При этом обеспечивается возможность демонтажа и транспортировки КРУЭ.

Связь между силовыми трансформаторами и элегазовыми РУ осуществляется, как правило, кабелями.

13.40. При техническом перевооружении и реконструкции подстанций производится обследование технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, подлежащих дальнейшему использованию.

Обследование проводит заказчик с привлечением проектных, научно-исследовательских или специализированных организаций.

По результатам обследования составляется заключение о техническом состоянии обследованных элементов объекта, которое оформляется в виде акта, протокола или отчета.

Документ, отражающий результаты обследования, в общем случае содержит:

исполнительные чертежи;

сведения о сроке эксплуатации строительных конструкций, проведенных ремонтных работах;

ведомости обнаруженных дефектов и повреждений;

рекомендации по проведению испытаний отдельных элементов строительных конструкций;

сведения о степени огнестойкости зданий и сооружений.

Акт (протокол, отчет) обследования технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений прикладывается к заданию на проектирование технического перевооружения или реконструкции подстанции и служит основанием для определения объемов работ при проектировании ТПВ и РК.

14. Генеральный план и транспорт

14.1. Застройка территории (горизонтальная планировка).

14.1.1. Решение генерального плана ПС увязывается со схемой разводки ВЛ всех напряжений, положением подъездной автомобильной (железной) дороги.

Размещение всех зданий, сооружений, автодорог и инженерных сетей выполняется с обеспечением перспективного расширения ПС.

При расположении ПС на территории промышленного предприятия генеральный план ПС увязывается с генеральным планом предприятия.

14.1.2. Расположение сооружений и оборудования на площадке ПС предусматривает:

а) использование индустриальных методов производства строительных и монтажных работ;

б) ревизию, ремонты и испытания оборудования с применением машин, механизмов и передвижных лабораторий;

в) проезд (подъезд) пожарных автомашин;

г) доставку тяжеловесного оборудования с помощью автотранспортных средств;

д) минимальную плотность застройки ПС (%) не менее указанной по напряжениям:

Напряжение, кВ................................................... 35 110-220 330-750

Минимальная плотность застройки ПС, %....... 80 75 68

Примечания: 1. Плотность застройки ПС определяется в процентах как отношение площади застройки к площади ПС в ограде.

2. Площадь застройки определяется как сумма площадей ОРУ (в пределах их ограждений) и всех зданий, сооружений и монтажных площадок с учетом резервируемой площади в пределах ограды, определенной согласно расчетному периоду.

3. Указанные в таблице процентные значения не распространяются на реконструируемые ПС.

14.1.3. Взаимное размещение РУ предусматривает минимальное количество пересечений и углов поворота на подходах ВЛ к ПС, минимальную протяженность внутриплощадочных дорог и инженерных сетей, а также токопроводов, связывающих РУ с трансформаторами.

14.1.4. При разработке генерального плана здания и сооружения ПС группируются в две основные зоны:

а) зону основных технологических зданий и сооружений (общеподстанционный пункт управления, здание релейного щита, здание ЗРУ, здание компрессорной, ОРУ, трансформаторные группы, реакторные группы и синхронные компенсаторы);

б) зону вспомогательных зданий и сооружений (мастерская для ревизии трансформаторов, здание масляного хозяйства, открытый склад масла, гараж, склад, насосная одного подъема, совмещенная с артезианской скважиной, резервуары противопожарного водоснабжения и др.).

14.1.5. Здания и сооружения вспомогательного назначения, не связанные технологически с РУ, а также ОПУ отделяются от ОРУ ограждением, за исключением ПС типа КТПБ.

14.1.6. На ПС 500 кВ и выше и особо важных ПС 220-330 кВ по периметру внешнего ограждения с внутренней стороны ПС предусматривается незастраиваемая полоса земли шириной 5,0 м для устройства охранных мероприятий.

14.1.7. Ограждение территории ПС выполняется в объеме, предусмотренном проектом на расчетный период.

Территория, предусмотренная для расширения ПС после расчетного периода, оговаривается проектом, оформляется при отводе площадки, как не подлежащая застройке, и не ограждается. До расширения ПС эта территория может быть использована для сельскохозяйственных нужд.

14.1.8. Свободная от застройки территория ПС озеленяется путем засева травами. Территория ОРУ может засеиваться травой, а отдельные участки засыпаться гравием или щебнем. Вне ОРУ возможна посадка кустарников и деревьев.

14.1.9. На территории ОРУ для обеспечения обходов дежурного персонала предусматривается устройство пешеходных дорожек простейшей конструкции.

Пешеходные дорожки сооружаются в соответствии с маршрутом обхода, разработанным для проектируемого ОРУ.

14.1.10. Полоса отвода земли вокруг внешнего ограждения предусматривается шириной не более 1,0 м при отсутствии за пределами ограды инженерных сооружений (водоотводные канавы, откосы планировки и др.), а при наличии сооружений - с учетом их размещения.

14.1.11. При размещении ПС в лесных массивах, заповедниках, парках предусматривается согласованная с природоохранными организациями вырубка леса.

14.2. Вертикальная планировка.

14.2.1. При вертикальной планировке территории ПС применяются:

а) сплошная система планировки с выполнением планировочных работ по всей территории;

б) выборочная или местная система планировки с выполнением планировочных работ только на участках, где расположены отдельные здания с сохранением естественного рельефа на остальной территории.

Выборочная система планировки применяется также при наличии скальных грунтов, при необходимости сохранения деревьев и при неблагоприятных гидрогеологических условиях.

14.2.2. Основные здания и сооружения ПС, имеющие значительную протяженность, - открытые и закрытые РУ и общеподстанционный пункт управления, продольный путь перекатки трансформаторов, а также внутриплощадочные автодороги, используемые для доставки тяжеловесного оборудования, как правило, располагаются своими продольными осями параллельно горизонталям естественного рельефа.

14.2.3. Вертикальная планировка проектируется с максимальным использованием естественного рельефа, как правило, с нулевым балансом земляных масс.

Уклоны поверхности площадки принимаются не менее 0,003. Уклоны вдоль ячеек ОРУ, как правило, не более 0,05 - для глинистых грунтов, 0,03 - для песчаных и вечномерзлых грунтов, 0,01 - для грунтов легкоразмываемых (лесс, мелкие пески). В условиях просадочных грунтов II типа минимальные уклоны планируемой поверхности принимаются 0,005.

14.2.4. В особо трудных условиях горной и пересеченной местности возможно планировать территорию ПС террасами.

Сопряжение террас производится откосами, а при стесненных условиях можно заменять откосы подпорными стенками. Высоту откосов, исходя из условий эксплуатации ПС, рекомендуется принимать не более 2,5 м. Уклоны вдоль ячеек ОРУ, указанные в п. 14.2.3, можно увеличивать с соблюдением мероприятий, исключающих размыв поверхности. В исключительных случаях в особо трудных условиях горной и пересеченной местности при выполнении требований ПУЭ и техники безопасности работы механизмов уклоны могут быть увеличены до 0,12.

14.2.5. Отвод атмосферных вод с площадки ПС, как правило, осуществляется поверхностным способом. Допустимость осуществления поверхностного отвода атмосферных вод с территории ПС обосновывается в разделе «Охрана окружающей среды» при отсутствии источников загрязнения как для экологически чистого производства и согласовывается с заинтересованными организациями. Трансформаторы оборудуются системой аварийных маслосборников и маслостоков. Устройство дождеприемников допускается при наличии технико-экономического обоснования.

14.2.6. Рекомендуется, чтобы отметка пола первого этажа зданий была выше планировочной отметки участка, примыкающего к зданию, не менее чем на 15 см. При этом отметка низа отмостки превышает планировочную отметку не менее, чем на 0,05 м.

14.2.7. При размещении ПС на заболоченной или подтопляемой территории предусматривается защита от заболочения и затопления. Защита площадки от затопления атмосферными водами, притекающими с нагорной стороны, производится с помощью водозащитных сооружений (нагорная канава).

14.3. Автомобильные дороги.

14.3.1. Для ПС предусматриваются следующие виды автомобильных дорог:

подъездная дорога для связи ПС с общей сетью автомобильных дорог;

резервный подъезд к ПС (при площади ПС более 5 га);

внутриплощадочные автомобильные дороги.

Для перевозки тяжелых грузов (трансформаторов, шунтирующих реакторов, СК) от разгрузочной площадки железнодорожной станции или причала водного транспорта до площадки ПС в случае отсутствия подъездного железнодорожного пути разрабатывается автодорожный маршрут.

14.3.2. Проект подъездных автомобильных дорог ПС увязывается со схемами районных планировок и с генеральными планами населенных пунктов и промышленных предприятий при расположении площадки в пределах последних.

14.3.3. Подъездные автомобильные дороги относятся к V категории по Строительным нормам и правилам и, как правило, имеют ширину проезжей части 4,5 м, а в пределах населенных пунктов - в соответствии с типом существующих или проектируемых автомобильных дорог по согласованию с местными организациями. При доставке оборудования трейлерами грузоподъемностью 200 т и более ширина проезжей части уточняется в каждом конкретном случае в зависимости от габаритов транспортных средств.

Внутриплощадочные автомобильные дороги имеют ширину проезжей части 3,5 м, кроме трейлерного проезда, являющегося продолжением подъездной автодороги в пределах площадки, ширина которого выполняется равной 4,5 м.

Покрытие ремонтных площадок у трансформаторов выполняется аналогично покрытию основных внутриплощадочных дорог.

14.3.4. Автомобильные дороги, являющиеся также и пожарными проездами с усовершенствованным облегченным покрытием, предусматриваются, как правило, к следующим зданиям, сооружениям и установкам: трансформаторам, шунтирующим реакторам, СК, к зданию маслохозяйства и емкостям масла, ОПУ, ЗРУ, вдоль рядов выключателей ОРУ напряжением 110 кВ и выше, вдоль батарей конденсаторов статических компенсаторов, к каждой фазе выключателей 330-750 кВ, компрессорной, складу хранения водорода и материальному складу, насосным резервуарам воды.

Ко всем остальным зданиям и сооружениям предусматриваются проезды с щебеночным (гравийным) или грунтощебеночным покрытием, обеспечивающим круглогодичный проезд автотранспорта.

14.3.5. Внутриплощадочные автодороги ПС напряжением 220 кВ и выше проектируются, как правило, по кольцевой системе.

14.3.6. Покрытие проезжей части подъездных основных внутриплощадочных автомобильных дорог выполняется:

а) для ПС 35 и 110 кВ с использованием местных дорожно-строительных материалов на основе сравнения вариантов:

щебеночное или гравийное;

чернощебеночное или черногравийное.

В отдельных случаях при специальном обосновании для ПС 110 кВ возможно устройство асфальтобетонного, цементобетонного покрытия.

При отсутствии местных дорожных строительных материалов покрытие дорог на ПС, расположенных в северной строительно-климатической зоне, выполняется из сборных железобетонных плит.

При благоприятных грунтовых условиях, обеспечивающих круглогодичный проезд автотранспорта для ПС 35 и 110 кВ, можно проектировать автомобильные дороги с низшим покрытием (из грунтов, улучшенных местным каменным материалом);

б) для ПС 220 кВ и выше:

асфальтобетонное;

с применением сборных железобетонных плит при специальном обосновании (отсутствие местных дорожных строительных материалов, асфальтобетонных заводов, неблагоприятные климатические и гидрологические условия), когда это требуется по условиям доставки тяжелого оборудования.

14.3.7. В отдельных случаях при отсутствии в районе сооружения ПС 220-750 кВ асфальтобетонных заводов и наличии автомобильных дорог с переходным покрытием (щебеночное, гравийное и др.), обеспечивающих круглогодичное движение автотранспорта и безрельсовую доставку тяжеловесного оборудования, возможно покрытие автомобильных дорог ПС, аналогичное существующему на дорогах, к которым осуществляется примыкание.

14.3.8. Покрытие подъездных дорог ПС 110 кВ и выше протяженностью до 200 м, примыкающих к дорогам с усовершенствованным покрытием, и участок внутриплощадочной дороги до места установки или разгрузки тяжелого оборудования можно выполнять из сборных железобетонных плит.

14.3.9. Существующие автодороги на реконструируемой ПС обследуются на возможность их дальнейшего использования с точки зрения технического состояния их конструкции и габаритов для провозки и обслуживания вновь устанавливаемого оборудования. При необходимости выполняется проект реконструкции автодорог.

14.4. Железные дороги. Пути перекатки трансформаторов.

14.4.1. Подъездные железнодорожные пути нормальной колеи к ПС 220-750 кВ предусматриваются в случае технической невозможности доставки тяжеловесных грузов (трансформаторов, шунтирующих реакторов, СК) трейлерами по автодорогам или при наличии обоснований.

14.4.2. Подъездной железнодорожный путь предусматривается до трансформаторной башни, а при ее отсутствии - до места установки или разгрузки трансформаторов (шунтирующих реакторов). Трасса подъездного железнодорожного пути, как правило, совпадает на территории ПС с продольным путем перекатки трансформаторов.

14.4.3. Продольный путь перекатки трансформаторов, как правило, совмещается с автомобильной дорогой и по возможности выполняется горизонтальным.

В исключительных случаях по условиям вертикальной планировки продольный уклон пути принимается не более 1 %.

14.4.4. Примыкание подъездного железнодорожного пути возможно к станционным железнодорожным путям и к путям промышленных предприятий.

14.4.5. Применение старогодних рельсов при строительстве путей и путей перекатки трансформаторов не допускается.

Вспомогательные сооружения

(масляное, пневматическое и газовое хозяйства)

15.1. При проектировании масляного хозяйства ПС напряжением 35-750 кВ учитываются положения Правил устройства электроустановок и указания по проектированию масляного хозяйства ПС.

15.2. Для снабжения сжатым воздухом электрических аппаратов (воздушных выключателей, пневматических приводов к выключателям и разъединителям) РУ ПС предусматривается стационарная компрессорная установка и воздухораспределительная сеть.

15.3. Компрессорная установка работает без постоянного дежурного персонала в автоматическом режиме и имеет сигнализацию о нарушении нормальной работы, выведенную на щит управления ПС; при отсутствии постоянного персонала на ОПУ сигнал неисправности передается на диспетчерский пункт ПЭС или РЭС.

15.4. В установках сжатого воздуха при любом количестве рабочих компрессоров предусматриваются два резервных, один из которых служит для замены рабочего компрессора, выведенного в планово-предупредительный или капитальный ремонт, а второй - для восполнения расхода воздуха при наладке выключателя, находящегося в ремонте, за исключением ПС с одним масляным выключателем, имеющим пневмопривод, где устанавливается один резервный компрессор.

15.5. В соответствии с техническими условиями на воздушные выключатели в схеме компрессорной установки предусматриваются блоки осушки воздуха, устанавливаемые в отдельном помещении, где исключен нагрев воздуха работающими компрессорами.

15.6. Для ремонта и монтажа компрессорной установки предусматриваются выгороженная ремонтная площадка и грузоподъемное устройство.

15.7. В закрытых ПС на первом этаже устанавливаются воздухосборники и компрессоры, отгороженные друг от друга и от РУ.

15.8. При замене компрессоров расчетом проверяется возможность использования существующих фундаментов и выполняется проект их реконструкции (установка переходных металлических рам, установка дополнительных крепежных болтов, подливка бетоном) или установки новых фундаментов.

15.9. Синхронные компенсаторы с водородным охлаждением обеспечиваются привозным водородом и углекислым газом.

Собственные электролизные установки на ПС, как правило, не сооружаются. При этом рекомендуется сооружение на близлежащей ТЭС водородно-наполнительной станции, проект которой выполняется по титулу одной из ПС с СК.

15.10. Снабжение СК водородом и углекислым газом осуществляется централизованно от ресиверов.

Для приема баллонов с водородом и углекислым газом на ПС сооружается механизированный приемо-раздаточный пункт (склад), где размещаются рампы с баллонами и ресиверы из расчета обеспечения водородом 20-дневного эксплуатационного расхода и однократного заполнения одного СК, имеющего наибольший объем.

Расчетный суточный расход водорода в одном СК принимается равным 5 % общего объема газа в корпусе машины.

Минимальный запас углекислого газа на ПС принимается равным 3-кратному объему заполнения одного СК.

Воздух для продувки СК берется от системы пневматического хозяйства ПС или от самостоятельного компрессора.

15.11. Водород, углекислый газ и сжатый воздух подаются к СК по отдельным трубопроводам, прокладываемым открыто на одних и тех же стойках, с расположением трубопроводов (сверху вниз):

воздух - водород - углекислый газ.

Трубопровод сжатого воздуха соединяется с СК гибким шлангом.

При обосновании можно прокладывать трубопроводы углекислого газа и водорода в каналах или лотках и при условии применения стальных бесшовных труб.

15.12. Помещения фундаментов, машзала СК, а также приемо-раздаточный пункт (склад) водорода и углекислого газа оборудуются приборами, сигнализирующими о возникновении опасных концентраций газов.

15.13. При замене синхронных компенсаторов производится обследование существующих фундаментов для определения возможности установки на них новых машин.

Расчетом проверяется пригодность существующего фундамента на нагрузки от вновь устанавливаемых машин. В случае возможности установки выполняется проект реконструкции фундаментов.

Наши рекомендации