По количественно определенному признаку
Критерий Фишера с равным успехом может использоваться и при сравнении распределений количественных признаков.
Задача 8.15.Будет ли уровень тревожности у подростков-сирот более высоким, чем у их сверстников из полных семей? Для решения этой задачи психолог проводил анализ выраженности уровня тревожности в группе сирот и в группе детей из полных семей при помощи опросника Тейлора. 40 баллов и выше рассматривались как показатель очень высокого уровня тревоги (Практическая психодиагностика: Методики и тесты. — Изд-во БАХРАХ-М. 2000. С. 64.).
Решение. Впервой группе из 10 человек очень высокий уровень тревожности наблюдался у 7 испытуемых (70%), во второй группе из 13 человек он был обнаружен у 3 испытуемых (23,1%). Проверим, можно ли считать подобные различия статистически значимыми?
По таблице 14 Приложения 1 определяем величины φl и φ2 для первой и второй группы: φ1 = 1,982 для 70% и φ2 = 1,003 для 23,1%
Подсчитываем φэмп по формуле (8.14):
Напомним, что критические величины для этого критерия таковы:
Строим «ось значимости»:
Полученная величина φэмп превышает соответствующее критическое значение для уровня в 1%, следовательно различия между группами значимы на 1% уровне. Иными словами в первой группе измеряемый признак выражен в существенно большей степени, чем во второй.
Т.е. подростки сироты более тревожны, чем дети из полных семей. Обратите внимание, что для получения подобного вывода понадобилась очень малая выборка испытуемых.
В терминах статистических гипотез можно утверждать, что нулевая гипотеза Но отклоняется и на высоком уровне значимости принимается гипотеза Н1 о различиях.
Для применения критерия Фишера ф необходимо соблюдать следующие условия:
1. Измерение может быть проведено в любой шкале.
2. Характеристики выборок могут быть любыми.
3. Нижняя граница — в одной из выборок может быть только 2 наблюдения, при этом во второй должно быть не менее 30 наблюдений. Верхняя граница не определена.
4. Нижние границы двух выборок должны содержать не меньше 5 элементов (наблюдений) в каждой.
Глава 9
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЯ
Критерии носят название «параметрические», потому что в формулу их расчета включаются такие параметры выборки, как среднее, дисперсия и др. Как правило, в психологических исследованиях чаще всего применяются два параметрических критерия — это t-критерий Стьюдента, который оценивает различия средних для двух выборок и F — критерий Фишера, оценивающий различия между двумя дисперсиями.
T-критерий Стьюдента
Критерий t Стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y двух выборок Х и Y, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.
Случай несвязных выборок
В общем случае формула для расчета по t-критерию Стьюдента такова:
где
Рассмотрим сначала равночисленные выборки. В этом случае n1 = п2 = п, тогда выражение (9.2) будет вычисляться следующим образом:
В случае неравночисленных выборок п1 ≠ п2, выражение (9.2) будет вычисляться следующим образом:
В обоих случаях подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле:
k = (n1 - 1) + (n2 - 1) = n1 + n2 - 2 (9.5)
где n1 и n2соответственно величины первой и второй выборки.
Понятно, что при численном равенстве выборок k = 2 ∙ п - 2.
Рассмотрим пример использования t -критерия Стьюдента для несвязных и неравных по численности выборок.
Задача 9.1.Психолог измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора (в мс) в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальную группу (X) входили 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (Y) являлись 8 человек, активно не занимающиеся спортом. Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом.
Решение. Результаты эксперимента представим в виде таблицы 9.1, в которой произведем ряд необходимых расчетов:
Таблица 9.1
№ | Группы | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
X | Y | Σ(xi-x) | Σ(yi-y) | Σ(xi-x)2 | Σ(yi-y)2 | |
-22 | - 58 | |||||
-106 | ||||||
- 17 | ||||||
-2 | ||||||
-77 | ||||||
-36 | ||||||
- 8 | ||||||
- | -56 | - | - | |||
Сумма | ||||||
Среднее |
Средние арифметические составляют в экспериментальной группе
4734/9 = 526, в контрольной группе 5104/8 = 638.
Разница по абсолютной величине между средними
|Х- Y| = 526-638= 112.
Подсчет выражения 9.4 дает:
Тогда значение tэмп вычисляемое по формуле (9.1), таково:
Число степеней свободы k=9 + 8 - 2= 15
По таблице 16 Приложения1 для данного числа степеней свободы находим:
Строим «ось значимости»:
Таким образом, обнаруженные психологом различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более чем на 0,1% уровне, или, иначе говоря, средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в группе спортсменов существенно выше, чем в группе людей, активно не занимающихся спортом.
В терминах статистических гипотез это утверждение звучит так: гипотеза Но о сходстве отклоняется и на 0,1% уровне значимости принимается альтернативная гипотеза Н1 — о различии между экспериментальной и контрольными группами.
Случай связных выборок
В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента.
Вычисление значения tэмп осуществляется по формуле:
Где
где d. = х. - у. — разности между соответствующими значениями переменной X и переменной Y, а I среднее этих разностей. В свою очередь Sd вычисляется по следующей формуле:
Число степеней свободы к определяется по формуле k = n - 1.
Рассмотрим пример использования t-критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.
Задача9.2. Психолог предположил, что в результате научения время решения эквивалентных задач «игры в 5» (т.е. имеющих один и тот же алгоритм решения) будет значимо уменьшаться. Для проверки гипотезы у восьми испытуемых сравнивалось время решения (в минутах) первой и третьей задач.
Решение. Решение задачи представим в виде таблицы 9.2:
Таблица 9.2
№ испыт. | 1 задача | 3 задача | d | d2 |
4,0 | 3,0 | 1,0 | 1,0 | |
3,5 | 3,0 | 0,5 | 0,25 | |
4,1 | 3,8 | 0,3 | 0,09 | |
5,5 | 2,1 | 3,4 | 11,56 | |
4.6 | 4,9 | -0,3 | 0,09 | |
6,0 | 5,3 | 0,7 | 0,49 | |
5,1 | 3,1 | 2,0 | 4,00 | |
4,3 | 2,7 | 1,6 | 2,56 | |
Суммы | 37,1 | 27,9 | 9,2 | 20,04 |
Вначале произведем расчет по формуле (9.7):
Затем применим формулу (9.8), получим:
И, наконец, следует применить формулу (9.6). Получим:
Число степеней свободы: k = 8-1 = 7 и по таблице 16 Приложения 1 находим iкр:
Строим «ось значимости»:
Таким образом, на 5% уровне значимости первоначальное предположение подтвердилось, действительно, среднее время решения третьей задачи существенно меньше среднего времени решения первой задачи. В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уровне гипотеза Но отклоняется и принимается гипотеза Н1 — о различиях.
Для применения t-критерия Стьюдента необходимо соблюдать следующие условия:
1. Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.
2. Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону
9.2. F - критерий Фишера
Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выборочных дисперсий двух рядов наблюдений. Для вычисления Fэмп нужно найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, чтобы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая знаменателе. Формула вычисления по критерию Фишера F такова:
Где
и
Поскольку, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значение Fэмп всегда будет больше или равно единице, т.е. Fэмп ≥ 1. Число степеней свободы определяется также просто: df1 = n1 - 1 для первой (т.е. для той выборки, величина дисперсии которой больше) и df2 = n2 - 1 для второй выборки. В таблице 17 Приложения 1 критические значения критерия Фишера Fкр находятся по величинам df1 (верхняя строчка таблицы) и df2 (левый столбец таблицы).
Задача9.3. В двух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся. Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос — есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.
Решение. Для критерия Фишера необходимо сравнить дисперсии тестовых оценок в обоих классах. Результаты тестирования представлены в таблице:
Таблица 9.3
№№ учащихся п/п | Первый класс X | Второй класс Y | №№ учащихся п/п | Первый класс X | Второй класс Y |
Суммы | |||||
Среднее | 60,6 | 63,6 |
Как видно из таблицы 9.3, величины средних в обеих группах практически совпадают между собой 60,6 = 63,6 и величина t-критерия Стьюдента оказалась равной 0,347 и незначимой.
Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем
S2х = 572,83
S2y = 174,04
Тогда по формуле (9.9) для расчета по F критерию Фишера находим:
По таблице 17 Приложения 1 для F критерия при степенях свободы в обоих случаях равных df= 10 - 1 = 9 находим Fкр.
Строим «ось значимости»:
Таким образом, полученная величина Fэмп попала в зону неопределенности. В терминах статистических гипотез можно утверждать, что Но (гипотеза о сходстве) может быть отвергнута на уровне 5%, а принимается в этом случае гипотеза Н1 Психолог может утверждать, что по степени однородности такого показателя, как умственное развитие, имеется различие между выборками из двух классов.
Для применения критерия F Фишера необходимо соблюдать следующие условия:
1.Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.
2.Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону
Глава 10