По количественно определенному признаку

Критерий Фишера с равным успехом может использоваться и при сравнении распределений количественных признаков.

Задача 8.15.Будет ли уровень тревожности у подростков-сирот более высоким, чем у их сверстников из полных семей? Для решения этой задачи психолог проводил анализ выраженности уровня тревожности в группе сирот и в группе детей из полных семей при помощи опросника Тейлора. 40 баллов и выше рассматривались как показатель очень высокого уровня тревоги (Практическая психодиагностика: Методики и тесты. — Изд-во БАХРАХ-М. 2000. С. 64.).

Решение. Впервой группе из 10 человек очень высокий уровень тревожности наблюдался у 7 испытуемых (70%), во второй группе из 13 человек он был обнаружен у 3 испытуемых (23,1%). Проверим, можно ли считать подобные различия статистически значимыми?

По таблице 14 Приложения 1 определяем величины φl и φ2 для первой и второй группы: φ1 = 1,982 для 70% и φ2 = 1,003 для 23,1%

Подсчитываем φэмп по формуле (8.14):

По количественно определенному признаку - student2.ru

Напомним, что критические величины для этого критерия таковы:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Строим «ось значимости»:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Полученная величина φэмп превышает соответствующее критическое значение для уровня в 1%, следовательно различия между группами значимы на 1% уровне. Иными словами в первой группе измеряемый признак выражен в существенно большей степени, чем во второй.

Т.е. подростки сироты более тревожны, чем дети из полных семей. Обратите внимание, что для получения подобного вывода понадобилась очень малая выборка испытуемых.

В терминах статистических гипотез можно утверждать, что нулевая гипотеза Но отклоняется и на высоком уровне значимости принимается гипотеза Н1 о различиях.

Для применения критерия Фишера ф необходимо соблюдать следующие условия:

1. Измерение может быть проведено в любой шкале.

2. Характеристики выборок могут быть любыми.

3. Нижняя граница — в одной из выборок может быть только 2 наблюдения, при этом во второй должно быть не менее 30 наблюдений. Верхняя граница не определена.

4. Нижние границы двух выборок должны содержать не меньше 5 элементов (наблюдений) в каждой.

Глава 9

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЯ

Критерии носят название «параметрические», потому что в формулу их расчета включаются такие параметры выборки, как среднее, дисперсия и др. Как правило, в психологических исследованиях чаще всего применяются два параметрических критерия — это t-критерий Стьюдента, который оценивает различия средних для двух выборок и F — критерий Фишера, оценивающий различия между двумя дисперсиями.

T-критерий Стьюдента

Критерий t Стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y двух выборок Х и Y, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

Случай несвязных выборок

В общем случае формула для расчета по t-критерию Стьюдента такова:

По количественно определенному признаку - student2.ru

где

По количественно определенному признаку - student2.ru

Рассмотрим сначала равночисленные выборки. В этом случае n1 = п2 = п, тогда выражение (9.2) будет вычисляться следующим образом:

По количественно определенному признаку - student2.ru

В случае неравночисленных выборок п1 ≠ п2, выражение (9.2) будет вычисляться следующим образом:

По количественно определенному признаку - student2.ru

В обоих случаях подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле:

k = (n1 - 1) + (n2 - 1) = n1 + n2 - 2 (9.5)

где n1 и n2соответственно величины первой и второй выборки.

Понятно, что при численном равенстве выборок k = 2 ∙ п - 2.

Рассмотрим пример использования t -критерия Стьюдента для несвязных и неравных по численности выборок.

Задача 9.1.Психолог измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора (в мс) в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальную группу (X) входили 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (Y) являлись 8 человек, активно не занимающиеся спортом. Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом.

Решение. Результаты эксперимента представим в виде таблицы 9.1, в которой произведем ряд необходимых расчетов:

Таблица 9.1

Группы Отклонения от среднего Квадраты отклонений
X Y Σ(xi-x) Σ(yi-y) Σ(xi-x)2 Σ(yi-y)2
-22 - 58
-106
- 17
-2
-77
-36
- 8
- -56 - -
Сумма
Среднее        

Средние арифметические составляют в экспериментальной группе

4734/9 = 526, в контрольной группе 5104/8 = 638.

Разница по абсолютной величине между средними

|Х- Y| = 526-638= 112.

Подсчет выражения 9.4 дает:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Тогда значение tэмп вычисляемое по формуле (9.1), таково:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Число степеней свободы k=9 + 8 - 2= 15

По таблице 16 Приложения1 для данного числа степеней свободы находим:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Строим «ось значимости»:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Таким образом, обнаруженные психологом различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более чем на 0,1% уровне, или, иначе говоря, средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в группе спортсменов существенно выше, чем в группе людей, активно не занимающихся спортом.

В терминах статистических гипотез это утверждение звучит так: гипотеза Но о сходстве отклоняется и на 0,1% уровне значимости принимается альтернативная гипотеза Н1 — о различии между экспериментальной и контрольными группами.

Случай связных выборок

В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента.

Вычисление значения tэмп осуществляется по формуле:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Где

По количественно определенному признаку - student2.ru

где d. = х. - у. — разности между соответствующими значениями переменной X и переменной Y, а I среднее этих разностей. В свою очередь Sd вычисляется по следующей формуле:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Число степеней свободы к определяется по формуле k = n - 1.

Рассмотрим пример использования t-критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.

Задача9.2. Психолог предположил, что в результате научения время решения эквивалентных задач «игры в 5» (т.е. имеющих один и тот же алгоритм решения) будет значимо уменьшаться. Для проверки гипотезы у восьми испытуемых сравнивалось время решения (в минутах) первой и третьей задач.

Решение. Решение задачи представим в виде таблицы 9.2:

Таблица 9.2

№ испыт. 1 задача 3 задача d d2
4,0 3,0 1,0 1,0
3,5 3,0 0,5 0,25
4,1 3,8 0,3 0,09
5,5 2,1 3,4 11,56
4.6 4,9 -0,3 0,09
6,0 5,3 0,7 0,49
5,1 3,1 2,0 4,00
4,3 2,7 1,6 2,56
Суммы 37,1 27,9 9,2 20,04

Вначале произведем расчет по формуле (9.7):

По количественно определенному признаку - student2.ru

Затем применим формулу (9.8), получим:

По количественно определенному признаку - student2.ru

И, наконец, следует применить формулу (9.6). Получим:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Число степеней свободы: k = 8-1 = 7 и по таблице 16 Приложения 1 находим iкр:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Строим «ось значимости»:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Таким образом, на 5% уровне значимости первоначальное предположение подтвердилось, действительно, среднее время решения третьей задачи существенно меньше среднего времени решения первой задачи. В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уровне гипотеза Но отклоняется и принимается гипотеза Н1 — о различиях.

Для применения t-критерия Стьюдента необходимо соблюдать следующие условия:

1. Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.

2. Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону

9.2. F - критерий Фишера

Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выборочных дисперсий двух рядов наблюдений. Для вычисления Fэмп нужно найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, чтобы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая знаменателе. Формула вычисления по критерию Фишера F такова:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Где

По количественно определенному признаку - student2.ru

и

По количественно определенному признаку - student2.ru

Поскольку, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значение Fэмп всегда будет больше или равно единице, т.е. Fэмп ≥ 1. Число степеней свободы определяется также просто: df1 = n1 - 1 для первой (т.е. для той выборки, величина дисперсии которой больше) и df2 = n2 - 1 для второй выборки. В таблице 17 Приложения 1 критические значения критерия Фишера Fкр находятся по величинам df1 (верхняя строчка таблицы) и df2 (левый столбец таблицы).

Задача9.3. В двух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся. Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос — есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.

Решение. Для критерия Фишера необходимо сравнить дисперсии тестовых оценок в обоих классах. Результаты тестирования представлены в таблице:

Таблица 9.3

№№ учащихся п/п Первый класс X Второй класс Y №№ учащихся п/п Первый класс X Второй класс Y
Суммы  
Среднее   60,6 63,6

Как видно из таблицы 9.3, величины средних в обеих группах практически совпадают между собой 60,6 = 63,6 и величина t-критерия Стьюдента оказалась равной 0,347 и незначимой.

Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем

S2х = 572,83

S2y = 174,04

Тогда по формуле (9.9) для расчета по F критерию Фишера находим:

По количественно определенному признаку - student2.ru

По таблице 17 Приложения 1 для F критерия при степенях свободы в обоих случаях равных df= 10 - 1 = 9 находим Fкр.

По количественно определенному признаку - student2.ru

Строим «ось значимости»:

По количественно определенному признаку - student2.ru

Таким образом, полученная величина Fэмп попала в зону неопределенности. В терминах статистических гипотез можно утверждать, что Но (гипотеза о сходстве) может быть отвергнута на уровне 5%, а принимается в этом случае гипотеза Н1 Психолог может утверждать, что по степени однородности такого показателя, как умственное развитие, имеется различие между выборками из двух классов.

Для применения критерия F Фишера необходимо соблюдать следующие условия:

1.Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.

2.Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону

Глава 10

Наши рекомендации