Кран вспомогательного тормоза локомотива
Кран вспомогательного тормоза локомотива (КВТЛ) (рисунок 5) предназначен для управления тормозом локомотива, находится в кабине управления.
Ручка крана имеет следующие положения:
I положение – принудительно отпускное - тормоза локомотива находятся в отпущенном состоянии при зажатых тормозах состава;
II положение – поездное - обеспечивается управление ТКМ тормозами и локомотива и состава;
III положение– а) торможение (при движении ручки против часовой стрелки) - когда тормозные цилиндры локомотива сообщаются с питательной магистралью;
б) отпуск (при движении ручки почасовой стрелки) - когда тормозные цилиндры локомотива сообщаются через ВР с атмосферой.
Угол поворота ручки КВТЛ соответствует определенному давлению воздуха в тормозных цилиндрах.
I – Отпуск (принудительный); II – Поездное; III, IV,V – Торможение. | |
Рисунок 5. Кран вспомогательного тормоза локомотива |
Воздухораспределитель
Воздухораспределитель (ВР) (рисунок 6) – пневматический аппарат, предназначенный для переключения потоков сжатого воздуха в зависимости от изменения давления в ТМ.
1 – Главная часть; 2 – Двухкамерный резервуар; 3 – Магистральная часть; 4 – Отпускной клапан; 5 – Переключатель равнинного (без ступенчатый отпуск) и горного (ступенчатый отпуск) режимов; 6 – Переключатель режимов: Г - груженый, С - средний, П - порожний. | |
Рисунок 6. Воздухораспределитель |
Принцип действия воздухораспределителя.
При повышении давления воздуха в ТМ реагирует ВР и сообщает ТЦ с атмосферой, и перепускает сжатый воздух из тормозной магистрали в ЗР, заряжая их.
При понижении давления в ТМ реагирует ВР и сообщает ЗР с ТЦ, и происходит торможение. Чем больше подача воздуха в ТЦ тем больше тормозная сила.
Тормозной цилиндр
Тормозной цилиндр (ТЦ) (рисунок 7) – компонент тормозной системы, силовой орган, преобразующий давление сжатого воздуха в механическую энергию, которая передаётся (непосредственно либо через рычажную передачу) на тормозные колодки, прижимая их к ободу колеса или к тормозным дискам.
ТЦ состоит из полого цилиндрического корпуса передней и задней крышек расположенного внутри поршня с возвратной пружиной.
1 – Задняя крышка; 2 – Корпус; 3 – Возвращающая пружина; 4 – Шток; 5 – Передняя крышка. | |
Рисунок 7. Тормозной цилиндр |
Тормозная рычажная передача
Тормозная рычажная передача (ТРП) – устройство для передачи давления от поршня тормозного цилиндра через шток или усилия привода ручного тормоза на тормозные колодки, которые при торможении прижимаются к поверхности катания колёс. Кроме того ТРП обеспечивает равномерное распределение усилия между колодками и их одновременное прижатие.
Тормозная рычажная передача состоит из:
· горизонтальных и вертикальных рычагов;
· триангелей с башмаками и тормозными колодками шарнирно соединёнными тягами, затяжками и распорками;
Конструкция тормозной рычажной передачи зависит от:
· числа тормозных цилиндров и места их расположения (симметричное и несимметричное относительно вагонных тележек);
· числа тормозных колодок, действующих на колесо;
· расположения колодок относительно колёс (одностороннее или двустороннее).
Рисунок 8. Тормозная рычажная передача 4-хосного грузового вагона. | 1 – Башмак с тормозной колодкой; 2 – Триангель; 3 – Вертикальный рычаг; 4 – Распорка; 5 – Продольная тяга с авторегулятором; 6 – Горизонтальный рычаг; 7 – Тормозной цилиндр; 8 – Затяжка; 9 – Тяга на другую тележку. |
Рисунок 9. Тормозная рычажная передача пассажирского вагона. | 1 – Тормозной цилиндр; 2 – Горизонтальный рычаг; 3 – Тяга; 4 – Вертикальный рычаг; 5 – Затяжка (распорка); 6 – Тяга ручного тормоза; 7 – Подвеска; 8 – Тормозная колодка; 9 – тормозной башмак. |
Рисунок 10. Тормозная рычажная передача электровозов серий ВЛ-10, ВЛ-11, ВЛ-80 всех индексов. | 1 – Подвеска; 2 – Башмак; 3 – Тормозная колодка; 4 – Муфта; 5 – Балансир; 6 – Тормозной цилиндр; 7, 8 – Тяга; 9 – Подвеска. |
Рычажная передача с двусторонним нажатием значительно сложнее по конструкции и тяжелее по сравнению с рычажной передачей с односторонним нажатием и применяется на пассажирских вагонах и локомотивах для увеличения безопасности движения и надежности при торможении.
Рычажная передача с односторонним нажатием проще по конструкции, меньше весит и применяется на грузовых вагонах.