Лекция2.Историяразвитиянауки
Новоевропейскаяклассическаянаука
1. Отличительныечертыотпредыдущихэтапов:
· идеология(ЛеонардодаВинчи,Галилей,Декарт,Бэкон):
=светскийхарактер,
=критическийдух,
=объективнаяистинность,
=практическаяполезность.
· стремлениесинтезироватьрациональностьантичнойнаукиитехно-инструментальныйхарактервосточнойпреднауки;
· изученииотдельныхпроцессовиявленийдляиспользованияполученныхзнанийвтехническихитехнологическихцелях;
· переходотсозерцательно-наблюдательнойвэкспериментальнуюосновунауки.
2.Отличаетсяотпредыдущихэтапов:
· отсредневековья-противсхоластикойнауки;
· отантичной-начинаетучитыватьпрактическиепотребностиобщества;
3. Парадигмальныеобразцы:
· аналитическаягеометрияДекарта,
· механикаГалилейиНьютона,
· математическийанализНьютона,Лейбниц,Коши.
4. Онтологическиеоснования:
· антителеологизм,
· детерминизм–учениеовсеобщей,закономернойсвязи,причиннойобусловленностивсехявлений;
· механицизм–мировоззрение,объясняющееразвитиеприродыиобществазаконамимеханическойформыдвиженияматерии,которыерассматриваютсякакуниверсальныеираспространяютсянавсевидыматериальногодвижения(основаннаклассическоймеханики17-18вв.Галилея,Ньютонаидр.
5. Гносеологическиеоснования:
· объективныеметодыисследования,
· эксперимент,
· математическаямодельобъекта,
· дедуктивно-аксиоматическийспособпостроениятеории.
6. Социальныеоснования:
· дисциплинарнаяорганизация,созданиенаучныхиучебныхзаведений(научныелаборатории,институтыидр.),
· востребованностьнаукиобществом,усилениесвязинаукиспроизводством,
· созданиепромышленногосекторанауки,
· возникновениемассовойнауки.
Неклассическаянаука
1. Предпосылкивозникновения:
· теорияэволюцииДарвина,
· теорияотносительностиЭйнштейна,
· принципнеопределенностиГейзенберга(СогласнопринципунеопределенностиГейзенберга,невозможноодновременнознатьточноеположениеиточнуюскоростьобъекта.ПотомучтокаждыйобъектвоВселеннойведетсебяикакчастица,икакволна),
· теориякатастрофРенеТома;
· фрактальнаягеометрияМандельброта.Одинизинструментовтеориихаоса,используетсядляизученияфеноменов,которыеявляютсяхаотическимитолькосточкизренияевклидовойгеометрииилинейнойматематики.
· гипотезаБольшогоВзрыва.
2. Онтология:
- релятивизм(пространства,времени,массы)-идеалистическоеучениеоботносительности,условностиисубъективностичеловеческогопознания.Отрицаетобъективностьпознания,считает,чтовнашихзнанияхнеотражаетсяобъективныймир,
- индетерминизмфундаментальныхвзаимосвязейобъектов–отрицаниевсеобщегохарактерапричинности(вкрайнейформе-отрицаниепричинностивообще),
- массовость(множествообъектовлюбогорода–статическаясистема),
- системность,
- структурность,
- организованность,
- эволюционностьсистемиобъектов.
3. Гносеология:
- субъект-объектностьнаучногознания,
- гипотетичность,
- вероятностныйхарактернаучныхзаконовитеорий,
- частичнаяэмпирическаяитеоретическаяверифицируемостьнаучногознания,
4. Методология:
- отсутствиеуниверсальногонаучногометода,
- плюрализмнаучныхметодовисредств–концепция,противоположнаямонизму,
- интуиция,
- творческийконструктивизм(критерииистиныпростонетместа–изобретенияоцениваютсясточкизренияэффективности,анеистинности)
Социология:
- «зернистая»структуранаучногосообщества;
- Многообразиеформнаучнойкооперации;
- Наука–объектэкономического,правового,социальногоигосударственногорегулирования;
- Противоречивоемногообразиенормнаучногоэтоса.
Постнеклассическаянаука
1. наукауженепростоследуетзаразвитиемтехники,аобгоняетеё,становитсяведущейсилойпрогрессаматериальногопроизводства;
2. сфера:биология,экология,синергетика,глобалистика,наукиочеловеке;
3. объектамиисследованиястановятсясложные,уникальные,историческиразвивающиесясистемы,которыехарактеризуютсяоткрытостьюисаморазвитием;
4. преобладающейстановитсяидеясинтезанаучныхзнаний-стремлениепостроитьобщенаучнуюкартинумиранаосновепринципауниверсальногоэволюционизма,объединяющеговединоецелоеидеисистемногоиэволюционногоподходов;
5. математизацияестествознания,чтоповлеклоувеличениеуровняегоабстрактностиисложности;
6. Принципыонтологии:
· Системность,
· Структурность,
· Органицизм,
· Нелинейныйэволюционизм,
· Телеологизм,концепциявсеобщегохарактерацелевойдетерминациипроцессовиявленийживойинеживойприроды,
· Антропологизм.
7. Гносеологическиеоснования:
· Проблемнаяпредметность,
· Социальность(коллективность)научно-познавательнойдеятельности,
· Контекстуальностьнаучногознания,
· Полезность,
· Экологическаяигуманистическаяценностьнаучнойинформации,
8. Методология:
· Методологическийплюрализм,
· Конструктивизм,
· Консенсуальность,
· Эффективность,
· Целесообразностьнаучныхрешений.
Лекция2.Историяразвитиянауки
Пятьподходовотносительнодатыиместавозникновениянауки:
1)Наукаорганичноприсущапрактическойипознавательнойдеятельностичеловека,поэтомуонабылаиестьвсегдаивезде,гдеестьразумнодействующийчеловек.
2)НаукавозниклавГрециив5векедон.э.,когдазнаниевпервыебылосоединенособоснованием.
3)НаукавозниклавЗападнойЕвропевпозднеесредневековье(12–13века)вместесособыминтересомкопытномузнаниюиматематике.
4)НаукавозниклавЕвропев16–17векахвместесработамиКеплера,Галилея,Ньютона,разработавшимипервуютеоретическуюмодельфизикинаязыкематематики.
5)Науканачинаетсяспервойтрети19века,когдаисследовательскаядеятельностьбылаобъединенасобразованием.
Этапыстановленияиразвитиянауки(диахронныйплюрализмнауки):
Восточнаяпреднаука:
1. наукапоявляетсявстранахДревнегоВостока(восевоевремя):вЕгипте,Вавилоне,Индии,Китае;
2. накапливаютсяиосмысляютсяэмпирическиезнанияоприродеиобществе,возникаютзачаткиастрономии,математики,этики,логики;
3. практическийхарактерзнаний,выполнютрольметодическихруководствконкретнымивидамичеловеческойдеятельности.
4. Характерныечерты:
· подчиненностьпрактическимпотребностям(измерениеисчет–математика;составлениекалендарейиобслуживаниерелигкультов–астрология;техническоеусовершенствованиеорудийпроизводстваистроительства–механикаит.д.)
· рецептурность(инструментальность)«научного»знания
· эмпирическийхарактерпроисхождениянаучногознанияиобоснования
· кастовостьизакрытостьнаучногосообщества
Античная«наука»(древнегреческая):
1. кVIв.дон.э.сложилисьопределённыесоциальныеусловиядлявозникновениянауки:
· достаточновысокийуровеньразвитияпроизводстваиобщественныхотношений;
· разделениеумственногоифизическоготруда;
· наличиебогатойиширокойкультурнойтрадиции,допускающейсвободноевосприятиедостиженийразныхкультуринародов.
2. достояниевосточнойцивилизациибылопереработановстройнуютеоретическуюсистему;
3. главнойфункциейнаукивплотьдоиндустриальнойреволюциистановитсяобъяснительнаяфункция–основнаязадача–познаниесцельюраздвинутьгоризонтывидениямира,природы,частьюкоторойявляетсясамчеловек;
4. возниклипервыетеоретическиесистемы(Фалес,Демокритидр.),объяснявшиедействительностьчерезестественныеначала.Этобылотеоретическоезнание,вкоторомнапервыйпланвыдвигалисьегообъективность,логическаяубедительность;
5. Древнегреческаянаука(Аристотельидр.)далапервыеописаниязакономерностейприроды,обществаимышления,которыебыливомногомнесовершенны,носыграливыдающуюсярольвисториикультуры:
· ониввеливпрактикумыслительнойдеятельностисистемуабстрактныхпонятий,относящихсякмирувцелом,
· превратиливустойчивуютрадициюпоискобъективных,естественныхзаконовмироздания;
· заложилиосновыдоказательногоспособаизложенияматериала,чтосоставиловажнейшуючертунауки;
6. Характерныечерты:
- теоретичность(источникнаучногознания–мышление);
- логическаядоказательность;
- независимостьотпрактики;
- открытостькритике;
- демокраизм.
Средневековаяевропейская«наука»:
Развиваетсяастрология,алхимия,религиознаягерменевтика;
ОгромныйвкладвразвитиенаукивнеслиучёныеарабскогоВостокаиСреднейАзии(ИбнСина10-11вв,ИбнРушд12в,Бируни10-11ввидр.),сумевшиесохранитьиразвитьдревнегреческуютрадицию,обогативеёврядеобластейзнания;
«Истиныразума»(научныеистины)имелиподчиненныйгносеологическийстатус«истиневеры»(религиознойистине)
критерииистинностиидостоверностизнанияоснованыненадоказательствах,авере;
Теологизмвнауке:
- Непосредственноеобслуживаниесоциальныхипрактическихпотребностейрелигиозногообщества;
- Схоластика–рациональноеобоснованиеисистематизацияхристианскоговероучения;
- Догматизм(способмышления,оперирующийнеизменнымипонятиями,формуламибезучетановыхданныхпрактикиинауки,конкретныеусловийместаивремени,т.е.игнорирующийпринциптворческогоразвитияиконкретностиистины).