Лекция2.Историяразвитиянауки

Новоевропейскаяклассическаянаука

1. Отличительныечертыотпредыдущихэтапов:

· идеология(ЛеонардодаВинчи,Галилей,Декарт,Бэкон):

=светскийхарактер,

=критическийдух,

=объективнаяистинность,

=практическаяполезность.

· стремлениесинтезироватьрациональностьантичнойнаукиитехно-инструментальныйхарактервосточнойпреднауки;

· изученииотдельныхпроцессовиявленийдляиспользованияполученныхзнанийвтехническихитехнологическихцелях;

· переходотсозерцательно-наблюдательнойвэкспериментальнуюосновунауки.

2.Отличаетсяотпредыдущихэтапов:

· отсредневековья-противсхоластикойнауки;

· отантичной-начинаетучитыватьпрактическиепотребностиобщества;

3. Парадигмальныеобразцы:

· аналитическаягеометрияДекарта,

· механикаГалилейиНьютона,

· математическийанализНьютона,Лейбниц,Коши.

4. Онтологическиеоснования:

· антителеологизм,

· детерминизм–учениеовсеобщей,закономернойсвязи,причиннойобусловленностивсехявлений;

· механицизм–мировоззрение,объясняющееразвитиеприродыиобществазаконамимеханическойформыдвиженияматерии,которыерассматриваютсякакуниверсальныеираспространяютсянавсевидыматериальногодвижения(основаннаклассическоймеханики17-18вв.Галилея,Ньютонаидр.

5. Гносеологическиеоснования:

· объективныеметодыисследования,

· эксперимент,

· математическаямодельобъекта,

· дедуктивно-аксиоматическийспособпостроениятеории.

6. Социальныеоснования:

· дисциплинарнаяорганизация,созданиенаучныхиучебныхзаведений(научныелаборатории,институтыидр.),

· востребованностьнаукиобществом,усилениесвязинаукиспроизводством,

· созданиепромышленногосекторанауки,

· возникновениемассовойнауки.

Неклассическаянаука

1. Предпосылкивозникновения:

· теорияэволюцииДарвина,

· теорияотносительностиЭйнштейна,

· принципнеопределенностиГейзенберга(СогласнопринципунеопределенностиГейзенберга,невозможноодновременнознатьточноеположениеиточнуюскоростьобъекта.ПотомучтокаждыйобъектвоВселеннойведетсебяикакчастица,икакволна),

· теориякатастрофРенеТома;

· фрактальнаягеометрияМандельброта.Одинизинструментовтеориихаоса,используетсядляизученияфеноменов,которыеявляютсяхаотическимитолькосточкизренияевклидовойгеометрииилинейнойматематики.

· гипотезаБольшогоВзрыва.

2. Онтология:

  • релятивизм(пространства,времени,массы)-идеалистическоеучениеоботносительности,условностиисубъективностичеловеческогопознания.Отрицаетобъективностьпознания,считает,чтовнашихзнанияхнеотражаетсяобъективныймир,
  • индетерминизмфундаментальныхвзаимосвязейобъектов–отрицаниевсеобщегохарактерапричинности(вкрайнейформе-отрицаниепричинностивообще),
  • массовость(множествообъектовлюбогорода–статическаясистема),
  • системность,
  • структурность,
  • организованность,
  • эволюционностьсистемиобъектов.

3. Гносеология:



  • субъект-объектностьнаучногознания,
  • гипотетичность,
  • вероятностныйхарактернаучныхзаконовитеорий,
  • частичнаяэмпирическаяитеоретическаяверифицируемостьнаучногознания,

4. Методология:

  • отсутствиеуниверсальногонаучногометода,
  • плюрализмнаучныхметодовисредств–концепция,противоположнаямонизму,
  • интуиция,
  • творческийконструктивизм(критерииистиныпростонетместа–изобретенияоцениваютсясточкизренияэффективности,анеистинности)

Социология:

  • «зернистая»структуранаучногосообщества;
  • Многообразиеформнаучнойкооперации;
  • Наука–объектэкономического,правового,социальногоигосударственногорегулирования;
  • Противоречивоемногообразиенормнаучногоэтоса.

Постнеклассическаянаука

1. наукауженепростоследуетзаразвитиемтехники,аобгоняетеё,становитсяведущейсилойпрогрессаматериальногопроизводства;

2. сфера:биология,экология,синергетика,глобалистика,наукиочеловеке;

3. объектамиисследованиястановятсясложные,уникальные,историческиразвивающиесясистемы,которыехарактеризуютсяоткрытостьюисаморазвитием;

4. преобладающейстановитсяидеясинтезанаучныхзнаний-стремлениепостроитьобщенаучнуюкартинумиранаосновепринципауниверсальногоэволюционизма,объединяющеговединоецелоеидеисистемногоиэволюционногоподходов;

5. математизацияестествознания,чтоповлеклоувеличениеуровняегоабстрактностиисложности;

6. Принципыонтологии:

· Системность,

· Структурность,

· Органицизм,

· Нелинейныйэволюционизм,

· Телеологизм,концепциявсеобщегохарактерацелевойдетерминациипроцессовиявленийживойинеживойприроды,

· Антропологизм.

7. Гносеологическиеоснования:

· Проблемнаяпредметность,

· Социальность(коллективность)научно-познавательнойдеятельности,

· Контекстуальностьнаучногознания,

· Полезность,

· Экологическаяигуманистическаяценностьнаучнойинформации,

8. Методология:

· Методологическийплюрализм,

· Конструктивизм,

· Консенсуальность,

· Эффективность,

· Целесообразностьнаучныхрешений.

Лекция2.Историяразвитиянауки

Пятьподходовотносительнодатыиместавозникновениянауки:

1)Наукаорганичноприсущапрактическойипознавательнойдеятельностичеловека,поэтомуонабылаиестьвсегдаивезде,гдеестьразумнодействующийчеловек.

Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru 2)НаукавозниклавГрециив5векедон.э.,когдазнаниевпервыебылосоединенособоснованием.

3)НаукавозниклавЗападнойЕвропевпозднеесредневековье(12–13века)вместесособыминтересомкопытномузнаниюиматематике.

Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru 4)НаукавозниклавЕвропев16–17векахвместесработамиКеплера,Галилея,Ньютона,разработавшимипервуютеоретическуюмодельфизикинаязыкематематики.

5)Науканачинаетсяспервойтрети19века,когдаисследовательскаядеятельностьбылаобъединенасобразованием.

       
  Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru
 
    Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru

Этапыстановленияиразвитиянауки(диахронныйплюрализмнауки):

Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru Лекция2.Историяразвитиянауки - student2.ru

Восточнаяпреднаука:

1. наукапоявляетсявстранахДревнегоВостока(восевоевремя):вЕгипте,Вавилоне,Индии,Китае;

2. накапливаютсяиосмысляютсяэмпирическиезнанияоприродеиобществе,возникаютзачаткиастрономии,математики,этики,логики;

3. практическийхарактерзнаний,выполнютрольметодическихруководствконкретнымивидамичеловеческойдеятельности.

4. Характерныечерты:

· подчиненностьпрактическимпотребностям(измерениеисчет–математика;составлениекалендарейиобслуживаниерелигкультов–астрология;техническоеусовершенствованиеорудийпроизводстваистроительства–механикаит.д.)

· рецептурность(инструментальность)«научного»знания

· эмпирическийхарактерпроисхождениянаучногознанияиобоснования

· кастовостьизакрытостьнаучногосообщества

Античная«наука»(древнегреческая):

1. кVIв.дон.э.сложилисьопределённыесоциальныеусловиядлявозникновениянауки:

· достаточновысокийуровеньразвитияпроизводстваиобщественныхотношений;

· разделениеумственногоифизическоготруда;

· наличиебогатойиширокойкультурнойтрадиции,допускающейсвободноевосприятиедостиженийразныхкультуринародов.

2. достояниевосточнойцивилизациибылопереработановстройнуютеоретическуюсистему;

3. главнойфункциейнаукивплотьдоиндустриальнойреволюциистановитсяобъяснительнаяфункция–основнаязадача–познаниесцельюраздвинутьгоризонтывидениямира,природы,частьюкоторойявляетсясамчеловек;

4. возниклипервыетеоретическиесистемы(Фалес,Демокритидр.),объяснявшиедействительностьчерезестественныеначала.Этобылотеоретическоезнание,вкоторомнапервыйпланвыдвигалисьегообъективность,логическаяубедительность;

5. Древнегреческаянаука(Аристотельидр.)далапервыеописаниязакономерностейприроды,обществаимышления,которыебыливомногомнесовершенны,носыграливыдающуюсярольвисториикультуры:

· ониввеливпрактикумыслительнойдеятельностисистемуабстрактныхпонятий,относящихсякмирувцелом,

· превратиливустойчивуютрадициюпоискобъективных,естественныхзаконовмироздания;

· заложилиосновыдоказательногоспособаизложенияматериала,чтосоставиловажнейшуючертунауки;

6. Характерныечерты:

  • теоретичность(источникнаучногознания–мышление);
  • логическаядоказательность;
  • независимостьотпрактики;
  • открытостькритике;
  • демокраизм.

Средневековаяевропейская«наука»:

Развиваетсяастрология,алхимия,религиознаягерменевтика;

ОгромныйвкладвразвитиенаукивнеслиучёныеарабскогоВостокаиСреднейАзии(ИбнСина10-11вв,ИбнРушд12в,Бируни10-11ввидр.),сумевшиесохранитьиразвитьдревнегреческуютрадицию,обогативеёврядеобластейзнания;

«Истиныразума»(научныеистины)имелиподчиненныйгносеологическийстатус«истиневеры»(религиознойистине)

критерииистинностиидостоверностизнанияоснованыненадоказательствах,авере;

Теологизмвнауке:

  • Непосредственноеобслуживаниесоциальныхипрактическихпотребностейрелигиозногообщества;
  • Схоластика–рациональноеобоснованиеисистематизацияхристианскоговероучения;
  • Догматизм(способмышления,оперирующийнеизменнымипонятиями,формуламибезучетановыхданныхпрактикиинауки,конкретныеусловийместаивремени,т.е.игнорирующийпринциптворческогоразвитияиконкретностиистины).

Наши рекомендации