Для бакалавров по направлению «Юриспруденция»
Оренбург 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 8-10 | |
Глава 1. 1.1 1.2 Глава 2. 2.1 2.2 2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.3 | Сущность управления Что такое «управление»? Связь теории управления с теориями организации и теориями менеджмента. Междисциплинарный характер теории управления Вопросы для самоконтроля Развитие теории управления Конкретно-объектные учения об управлении Феномен управления в Древнем Египте Формирование понятия «управление» в древнегреческий период Развитие управления в «классический» период греческого полиса Первое конкретно-объектное учение об управлении государством Платона Проблема соотношения государства - общества – личности как центральная проблема государственного управления Кибернетика Ампера как предпосылка для создания обобщенно-объектных теорий управления Зарождение конкретно-объектных учений об управлении техническими устройствами Зарождение первых конкретно-объектных теорий менеджмента Обобщенно-объектные концепции и теории управления Обобщенно-объектные теории государственного управления Либеральные и социалистические концепции государственного управления Проблема суверенитета Проблема взаимосвязи государства и права Обобщенно-объектные концепции и теории менеджмента Первый этап развития теорий менеджмента – «классический» Второй этап развития теорий менеджмента – «человеческих отношений» Третий этап развития теорий менеджмента – «системный» Четвертый этап развития теорий менеджмента – «системно-синергетический». Обобщенно-объектные теории управления техническими системами Абстрактно-универсальные концепции управления Тектология А.А. Богданова Кибернетика Н. Винера Теория систем в управлении Вопросы для самоконтроля | 11-24 11-22 22-23 23-24 25-100 25-44 25-26 26-28 28-30 31-35 36-37 37-40 40-42 42-44 44-83 45-59 45-50 50-57 57-60 60-81 62-64 64-68 68-80 80-81 82-83 83-93 84-88 88-89 90-93 93-100 |
Глава 3 3.1 3.2 3.3 3.3.1 3.3.2 3.3.3 3.3.4 3.3.5 3.3.6 | Субъект и объект управления, аппарат (органы) управления в системе управления. Структуры управления. Управление в системе деятельности Субъектно-объектная структура управленческой деятельности Организационные структуры управления Формальные и неформальные структуры Иерархические структуры Критерии оценки организационных структур Централизованные структуры Децентрализованные структуры Соотношение централизации и децентрализации Вопросы для самоконтроля | 101-147 101-108 108-124 124-145 125-126 126-128 129-129 129-136 136-137 137-145 145-147 |
Глава 4 4.1 4.2 4.2.1 4.2.2 4.2.3 4.2.4 4.3 4.4 4.4.1 4.4.2 4.4.3 4.4.4 4.4.5 4.4.6 4.4.6.1 4.4.6.2 4.4.6.3 4.4.7 4.4.8 4.4.9 | Цели и функции управления Управляемость: идеалы, критерии, границы, принципы Различные подходы к выделению управленческих функций Основные причины необходимости выделения функций управления Функции администрирования А. Файоля Управленческие функции в российской школе управления начала ХХ века Управленческие функции в системе Г. Кунца и С. О’Доннела Система управленческих функций Основные проблемы реализации функций управления Целеполагание Прогнозирование Программирование Проектирование Планирование. Бизнес-план Мотивация Виды мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Координирование Контроль Регулирование Вопросы для самоконтроля | 148-213 148-157 158-164 158-158 158-160 160-162 162-164 164-166 167-207 167-174 174-176 176-177 177-178 178-181 181-200 181-185 185-193 193-200 200-200 200-206 206-207 207-213 |
Глава 5 5.1 5.2 | Системный и ситуационный подходы к исследованию систем управления Основные понятия и принципы системного подхода в управлении Основные понятия и принципы ситуационного подхода в управлении Вопросы для самоконтроля | 214-228 214-220 220-227 227-228 |
Глава 6 6.1 6.2 6.2.1 6.2.2 6.2.3 6.2.4 6.2.5 6.3 6.4 6.5 6.5.1 6.5.2 6.6 6.7 6.8 | Процедура принятия управленческих решений (выбор) Основные элементы принятия решений (выбора) Классификация моделей принятия решений Виды принятия решений в зависимости от числа ЛПР Виды принятия решений в зависимости от мощности множества альтернатив Виды принятия решений в зависимости от языка критериев предпочтения Виды принятия решений в зависимости от информации о последствиях выбора Виды принятия решений в зависимости от повторяемости выбора Групповой выбор Отбор. Методы формирования элит Критериальные задачи принятия решений Однокритериальные задачи принятия решений Многокритериальные задачи принятия решений Метод суперкритерия Метод условной оптимизации Метод уступок Метод Парето Принятие решений на основе бинарных отношений Принятие решений в условиях определенности (детерминированный выбор), риска и неопределенности Основные этапы процесса принятия решений Вопросы для самоконтроля | 229-257 231-234 234-238 234-235 235-236 236-237 237-238 238-238 238-241 241-243 243-252 243-245 245-252 245-247 247-248 248-251 251-252 252-254 254-255 255-256 256-257 |
Глава 7 7.1 7.2 | Процедура управленческой коммуникации Элементы коммуникации Направления коммуникации Вопросы для самоконтроля | 258-263 258-260 260-262 262-263 |
Глава 8 8.1 8.1.1 8.1.2 8.1.3 8.1.4 8.1.5 8.1.6 8.1.7 8.2 8.3 8.4 8.5 | Эффективность управления, оценка эффективности Эволюция понятия эффективности Зарождение понятия «эффективность» в работах В. Петти и Ф. Кенэ Развитие понятия «эффективность» Д. Риккардо Развитие понятия «эффективность» на рубеже XIX –XX веков Изменения содержания понятия «эффективность»экономистами в ХХ веке Два направления введения критериев эффективности Связь эффективности и успеха деятельности: развитие понятия «эффективность» в работах родоначальников праксиологии Связь эффективности и оптимальности Основные подходы к оценке эффективности Связь эффективности, надежности и качества Связь устойчивости и надежности в управлении Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации Вопросы для самоконтроля | 264-298 264-274 265-266 267-267 267-269 269-270 270-271 271-273 273-274 274-276 276-283 284-285 285-296 297-298 |
ВВЕДЕНИЕ
Студентам, обучающимся в бакалавриате по направлению «юриспруденция», впервые предлагается дисциплина «Основы управления». К введению новой дисциплины нельзя относиться просто как к появлению еще одной дисциплины вместо какой-то другой. Это свидетельствует о том, что сейчас стало достаточно очевидно, что без знания основ управления весьма проблематично будет построить свою собственную деятельность как профессионального юриста. Ведь право – это всего лишь один из видов социальных регуляторов. Более того, право -преимущественно искусственный социальный регулятор. Значит, будущий профессиональный юрист должен понимать принципы взаимодействия различных по своей природе регуляторов, знать, в чем разница между регулированием и управлением, уметь управлять изменениями права, понимая, как правовое регулирование встраивается в систему других социальных регуляторов.
Само название дисциплины «Основы управления» говорит о том, что намечается тенденция универсального рассмотрения управления, вне ссылок на конкретную предметную область. Такие тенденции требуют более основательного теоретического фундамента.
Исследование управления тесно связано с ответами на вопросы о сущности и природе управления, о его целях. Как правило, эти вопросы оставались прежде и остаются сейчас вне поля изучения бакалаврами, магистрантами и аспирантами. Не отвечая на эти вопросы, невозможно рационально осмыслить феномен управления и построить адекватную практическую деятельность. Необходимо отметить, что окончательные ответы на эти вопросы еще не даны наукой. По поводу природы, сущности и цели управления нет единого мнения. Тем не менее, сложились вполне определенные подходы к их определению, с которыми необходимо познакомить студентов, отвечая на вопрос: "Что такое управление?"
Термин "управляемость" часто используется в литературе по управлению для обозначения качественной характеристики управления. Однако, как правило, никто специально не обсуждает ни критериев, ни границ, ни принципов управляемости. Подобная же тенденция характерна и для большинства учебных дисциплин по проблемам управления. Без специального рассмотрения указанных проблем невозможно на практике оценить состояние системы как управляемое или неуправляемое.
Структура субъект-объектного управленческого отношения рассматривается почти в каждом учебном пособии по управлению. К сожалению, в большинстве своем эти рассмотрения достаточно примитивны, поскольку исходят из нормативного подхода к выделению субъекта управления и не касаются проблем реального установления ролей агентов этого отношения при взаимодействии. Более того, как правило, не обсуждается и проблема ответственности субъекта управления.
Достаточно часто управление определяют как специальный тип (вид) деятельности и подробно изучают функции управления. При этом практически остается вне поля рассмотрения вопрос о роли и месте управления в системе деятельности, т.е. какова специфика управления, которая позволяет выделить его в особый тип деятельности, и какова взаимосвязь управления с другими типами деятельности.
В научной и учебно-методической литературе часто исследуются различные системы управления. Типов и видов таких систем достаточно много. Каждый автор практически говорит об отдельных системах управления. На данном этапе необходимо ввести адекватную классификацию систем управления или выдвинуть принципы, на основе которых возможно построение такой классификации.
При исследовании и проектировании систем управления приходится прибегать к различным моделям субъекта, объекта и средств управления. В литературе по управлению используют модели объектов управления следующих "чистых" типов: технические, биологические, социальные. Такая позиция имеет, по существу, эмпирическую основу, поскольку объекты каждого из указанных типов требуют специфических средств измерения. Использование указанных "чистых" типов моделей в настоящее время становится неадекватным по ряду причин. Во-первых, усложнение самих объектов управления, наличие в них тесно взаимосвязанных социальных и технических элементов необходимо требует и усложнения их моделей, учитывающих принципиальную "разноприродность" их составляющих. Во-вторых, развитие науки приводит к появлению новых методов обработки данных, принадлежащих разным шкалам измерения и относящихся к разным типам: четкие, стохастические и нечеткие. С учетом сказанного, в настоящем пособии обсуждается вопрос о социотехнической системе как адекватной модели объекта управления.
Если вопрос о моделях объекта управления поднимается в литературе достаточно часто, то вопросы моделирования субъекта управления затрагиваются лишь вскользь, причем обсуждение ведется, как правило, с позиции должного, а не с позиции сущего. Вопрос о границах нормативности таких моделей в основном не поднимается. Однако, в настоящее время управленческая практика имеет дело не только с усложнившимися объектами управления, но и испытывает на себе тенденцию усложнения субъекта управления, увеличения уровней в управленческой иерархии. Поэтому при моделировании субъекта управления должны быть учтены методологические и социальные детерминанты нормативности моделей, выяснены достоинства и недостатки централизованных и децентрализованных моделей систем управления, для чего необходимо раскрыть их социальные и технические идеалы, нормы и механизмы реализации.
Специалистам по управлению проектами, которые содержат как средственно-техническую компоненту, так и имеют всегда социальные последствия и разворачиваются в определенной социальной ситуации, необходимо учитывать взаимосвязь социального и технического. Вопросы о том, каковы принципы учета указанного взаимодействия и механизмы (средства), реализующие эти принципы, также обсуждается в предлагаемом учебном пособии.
Естественно, что теоретическое обсуждение указанных проблем управления не гарантирует успешность управленческой практики. Здесь можно вспомнить высказывание У.Шекспира: «Если бы делать было так же легко, как знать, что надо делать, то часовни стали бы храмами, а бедные хижины — царскими дворцами.»[1] Но знание теоретических основ может гарантировать практиков от ряда ошибок.