Распространение данных о вакансии
IV. Отбор кадров
Предварительный отбор
Отборочное интервью
Типы интервью:
· проводимое по схеме;
· слабо формализованное интервью;
· собеседование, выполняемое не по схеме.
Ошибки, допускаемые при интервью:
· ошибка первого впечатления;
· ошибка контраста
Тесты по найму
Виды тестов:
· тест на выполнение отдельных работ на предполагаемом рабочем месте.
· тест с искусственным созданием обстановки, близкой к реальной,
· письменные тесты:
- для измерения общего уровня умственного развития и способностей;
- тесты личных качеств и темперамента;
4.4. Проверка отзывов и рекомендаций
Медицинская проверка
Принятие решения по отбору
V. Информирование кандидатов о решении по отбору
Адаптация в коллективе
Цели программы адаптации:
1. Снижение стартовых издержек;
2. Снижение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и несчастных случаев;
3. Развитие положительного отношения к работе и реализма в ожидании;
4. Сокращение текучести кадров.
Способы адаптации:
I. Формальный
Включает:
а) информацию, предоставляемую во время найма;
б) обучение специальным трудовым навыкам;
в) разработку программы введения нового сотрудника в организацию.
II. Неформальный
Программа адаптации:
1. Эффективное знакомство сотрудника с фирмой.
2. Общая программа адаптации
3. Специальная программа ориентации.
Методы поддержания работоспособности персонала
5.1. Оценка персонала
Этапы оценки:
Установление стандартов и критериев оценки для каждого рабочего места.
Выработка политики проведения оценки.
- Выбор методов оценки в соответствии с поставленными целями.
Методы оценки:
1. Библиографический
2. Собеседование
3. Анкетирование
4. Социологический опрос
5. Наблюдение
6. Тестирование
7. Экспертные оценки
8. Критический инцидент
9. Деловая игра
10. Анализ конкретной ситуации
11. Экзамен
12. Самоотчет
- Обсуждение результатов оценки с сотрудником
1) Подготовка собеседования
2) Фактическое собеседование, направленное на совершенствование работы
Проблемы, возникающие при оценке
1) Недостаточное знакомство с сотрудником.
2) Субъективная предрасположенность и фаворитизм.
3) Сосредоточенность критериев оценки на личных качествах, а не на результатах деятельности.
4) Недостаточная подготовка менеджера в области проведения оценки.
5) Излишняя официальность собеседования.
6) Игнорирование итогов.
7) Большой объем бумажной работы.
Выводы:
1. Главным назначением оценки является выявление резерва уровня отдачи сотрудников.
2. Менеджер несет ответственность, если работоспособность сотрудника после оценки снизилась.
3. Если с сотрудником обсудили результаты его деятельности, предоставили возможности для ее улучшения, а работник не хочет или не может трудиться эффективно, договор с ним должен быть расторгнут.
5.2. Обучение и повышение квалификации
Этапы процесса обучения
I. Выявление потребности в обучении
II. Определение мотивации сотрудников к обучению.
III. Организация обучения
1. Определение целей обучения
2. Выбор методов обучения, осуществляемый в соответствии с целями и на основе возможностей организации.
Методы обучения:
1) Ученичество
2) Обучение на рабочем месте:
- наставничество;
- инструктаж;
- консультирование;
- репетиторство и обсуждение
- предподготовка
- переводы и ротация
3) Обучение вне рабочего места:
- программное обучение
- компьютерное программное обучение: самообучение, дистанционное обучение;
- стажировка;
- семинары и симпозиумы;
- кейс-стадиз
3. Выявление способностей работников к планируемому методу обучения.
IV. Оценка результативности
- обучения;
- обучающей программы.
Планирование карьеры
Типы карьеры:
1. профессиональная по линии:
- специализации
- транспрофессионализации
2. внутриорганизационная:
- вертикальная;
- горизонтальная;
- центростремительная.
Этапы карьеры:
I. Предварительный
II. Становление
III. Продвижение
IV. Сохранение (достигнутой позиции)
V. Завершение
VI. Пенсионный
Этап карьеры не всегда связан с этапом профессионального развития, т. е. необходимо разделять этапы жизни (временной период развития личности) и фазу развития профессионала (период овладения профессией). Человек, находящийся на этапе продвижения или переподготовки может еще не быть высоким профессионалом.
Оплата труда
Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (Статья 129 ТК).
Виды вознаграждения:
1. Материальное;
2. Социальные программы;
3. Поощрение свободным временем.
1. Материальное вознаграждение:
1.1. Индивидуальная ставка;
1.2. Надбавки;
1.3. Премии;
1.4. Комиссионные;
1.5. Дополнительные выплаты;
- Стимулирование инноваций
- Участие в прибыли
- Участие в акционерном капитале
1.6. Материальная помощь.
2. Социальные программы:
- оплата больничных листов;
- оплата отпуска и т.л.
3. Поощрение свободным временем:
- дополнительное время;
- перераспределение рабочего времени.