Действия машиниста в случае пожара, загорания или задымления на линии.
1.23.1. При пожаре на платформе станции:машинист обязан принять меры к остановке поезда до опасной зоны, если имеется угроза для подвижного состава и сообщить об этом поездному диспетчеру.При отсутствии опасности для подвижного состава или невозможности остановить поезд до зоны - проследует станцию без остановки, выполняя при этом требования ПТЭ метрополитенов РФ. О случае безостановочного проследования станции машинист обязан немедленно сообщить поездному диспетчеру.
1.23.2. При пожаре в тоннеле:при угрозе пожара подвижному составу машинист обязан принять меры к остановке поезда до опасной зоны. Определить место пожара, сообщить о случившемся поездному диспетчеру, дать заявку на снятие напряжения с контактного рельса и включение аварийного и рабочего освещения. После получения приказа о снятии напряжения с контактного рельса и проверки отсутствия его на контактном рельсе, привести кабину управления в нерабочее положение и установить переносное заземляющее устройство (закоротку) установленным порядком. Принять меры к тушению пожара имеющимися средствами. При необходимости организовать эвакуацию пассажиров из поезда, предварительно сообщив поездному диспетчеру направление (маршрут) эвакуации.При отсутствии опасности для движения поездов машинист должен проследовать опасное место без остановки, сообщив поездному диспетчеру место обнаружения и возможную причину пожара.
1.23.3. При пожаре в вагоне поезда, находящегося на станции:при обнаружении пожара в вагоне поезда находящегося на станции, машинист должен немедленно открыть двери в поезде для высадки пассажиров. Сообщить о случившемся поездному диспетчеру, дать заявку на снятие напряжения с контактного рельса, и затормозить состав стояночным тормозом, установленным порядком. После получения приказа о снятии напряжения с контактного рельса, проверки отсутствия его на контактном рельсе, привести кабину управления в нерабочее положение и установить переносное заземляющее устройство (закоротку) установленным порядком. Определить место, характер загорания и приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, в зависимости от вида и размера очага пожара.
Решение о применении воды для тушения пожара принимает только машинист. Использование воды для тушения пожара на оборудовании подвижного состава допускается только после обесточивания электрических цепей неисправного вагона, а при загорании на аккумуляторной батарее и его изолирования (электрического сечения) от других вагонов. После ликвидации пожара с применением воды машинист обязан отжать башмаки токоприемников на неисправном вагоне. Скорость следования с отжатыми башмаками токоприемников - не более 35 км/ч.
1.23.4. При пожаре в поезде, въехавшем частью вагонов в тоннель:
если, при отправлении поезда (состава) со станции машинист (локомотивная бригада) обнаружил загорание в поезде (на составе) или, получив сообщение от пассажиров о пожаре (задымлении) в вагоне поезда, и поезд не проследовал знак «Предельное место применения экстренного торможения», машинист (локомотивная бригада) должен остановить поезд экстренным тормозом, вызвать по поездной радиосвязи поездного диспетчера словами «Диспетчер, срочно!». После ответа диспетчера передать ему информацию следующего содержания: «Диспетчер! Поезд № __, маршрут № ___, станция ___, машинист ____. Прошу осадить поезд (состав) на станцию вследствие загорания (задымления) в головной (средней или хвостовой) части поезда». Далее проинформировать пассажиров текстом: «Уважаемые пассажиры! Просьба соблюдать спокойствие и порядок. По техническим причинам поезд возвращается на станцию...».
При обслуживании поезда локомотивной бригадой машинист должен направить помощника в вагон с загоранием (задымлением) для выяснения обстановки, оказания помощи пассажирам и принятия мер по ликвидации загорания (задымления).
После получения приказа поездного диспетчера по форме: «__» 20__г. __ час. __ мин. Приказ № ___ Машинисту поезда №__ (маршрута №___). Разрешаю осадить поезд (состав) с перегона ____ на ____ главный станционный путь станции ______. Диспетчер _____ (фамилия)», машинист должен включить контроллер реверса в положение «НАЗАД», нажать педаль бдительности, подать звуковой сигнал два длинных и осадить поезд на станцию со скоростью не более 5 км/ч, при безусловном обеспечении безопасности движения. При необходимости машинист должен доложить поездному диспетчеру и отключить поездные устройств АЛС-АРС. После въезда поезда на станцию машинист должен остановить поезд у сигнального знака «Остановка первого вагона», применив экстренное торможение, и открыть двери со стороны пассажирской платформы для высадки пассажиров. О возвращении поезда на станцию машинист обязан доложить поездному диспетчеру. Далее дать заявку поездному диспетчеру на снятие напряжения с контактного рельса. Далее действовать как «При пожаре в вагоне поезда, находящегося на станции».
Если поезд проследовал знак «Предельное место применения экстренного торможения», и до него экстренное торможение не применялось, то действовать как «При пожаре в поезде следующем по перегону». Осаживание поезда в данном случае ЗАПРЕЩЕНО.
1.23.5. При пожаре в поезде, следующем по перегону:при обнаружении или получении сообщения от пассажиров о пожаре в вагоне поезда, следующего по перегону, машинист обязан призвать пассажиров к спокойствию, объявив по громкоговорящему оповещению: «Уважаемые пассажиры! Соблюдайте спокойствие и порядок. Поезд через … минут прибудет на станцию …». Доложить о пожаре поездному диспетчеру, по возможности сообщив, в каком вагоне обнаружено загорание, и принять меры к выводу поезда на станцию. При наличии помощника машиниста, направить его в вагон с очагом загорания для ликвидации пожара при помощи первичных средств пожаротушения. По прибытии на станцию машинист действует согласно п. 1.23.3 данной инструкции.
При невозможности продолжить движение, при остановке на перегоне и явной угрозе безопасности пассажиров, машинист должен сообщить об этом поездному диспетчеру с указанием точного места остановки и дать заявку на снятие напряжения с контактного рельса и на включение аварийного и рабочего освещения в тоннеле. После получения приказа о снятии напряжения с контактного рельса машинист должен установленным порядком проверить отсутствие напряжения на контактном рельсе. Установить закоротку и организовать вывод пассажиров на станцию, принимая меры к ликвидации пожара.
1.23.6. При пожаре, на составе, следующем по соединительной ветви из электродепо: при обнаружении задымления, загорания или пожара машинист должен остановить состав, доложить поездному диспетчеру и запросить у него устное распоряжение (приказ) на возвращение электроподвижного состава на парковые пути. Получив распоряжение (приказ) на возврат состава, машинист должен перейти в другую кабину управления и выводить состав на парковые пути, где остановиться, затормозить состав стояночным тормозом и запросить у поездного диспетчера снятие напряжения с контактного рельса. После получения приказа о снятии напряжения с контактного рельса и установки закоротки (установить таким образом, чтобы между закороткой и первой колесной парой не было изолирующего стыка), приступить к ликвидации загорания.
Если, по сложившейся обстановке, перейти в другую кабину управления не представляется возможным, доложить об этом поездному диспетчеру и запросить осаживание состава на парковые пути. Получив устный приказ поездного диспетчера, машинист должен установленным порядком отключить устройства АЛС-АРС и осадить состав на парковые пути, подавая сигнал «Общая тревога», со скоростью не более 5 км/ч, где остановиться, затормозить состав стояночным тормозом и по телефону тоннельной связи запросить снятие напряжения с контактного рельса. После подтверждения приказа о снятии напряжения с контактного рельса и установки закоротки, машинист приступает к ликвидации загорания. В случае невозможности продолжить движение, из-за потери управления составом, машинист должен действовать вплоть до электрического сечения состава.
1.23.7. При пожаре, на составе, при следовании по соединительной ветви между линиями метрополитена:при обнаружении задымления, загорания или пожара на подвижном составе машинист должен доложить поездному диспетчеру об этом и принять все меры к быстрейшему выводу состава на ближайшую станцию. По прибытии на станцию машинист действует согласно п. 1.23.3 данной инструкции.
1.23.8. При пожаре в поезде, остановившемся (потерявшем управление) на открытых участках Арбатско - Покровской линии, куда возможно непосредственное прибытие пожарно-спасательных подразделений:после снятия напряжения с контактного рельса и установки закоротки установленным порядком машинист, по указанию поездного диспетчера, должен выдать руководителю пожарно-спасательных подразделений МЧС письменное уведомление о снятии напряжения с контактного рельса.
Машинист обязан заполнить и выдать руководителю пожарно-спасательных подразделений МЧС письменное уведомление о снятии напряжения с контактного рельса и совместно с пожарно-спасательными подразделениями организовать эвакуацию пассажиров, используя имеющиеся в непосредственной близости эвакуационные пути и спасательную технику подразделений МЧС.