Отбор и формирование группыэкспертов
Отбор и формирование группы экспертов начинается с определения области их компетенции, что позволяет надеяться на достаточную степень надежности экспертов, включаемых в экспертную группу.
Правильный отбор специалистов для участия в работе экспертной группы очень важен, так как качество полученных оценок в значительной степени определяется качеством экспертной группы. В свою очередь на качество экспертной группы оказывают влияние два фактора: качество экспертов и их количество. Качество и количество экспертов учитываются при формировании экспертной группы и обработке результатов экспертного опроса.
3.2.4.1 Методы оценки качестваэксперта.
Выбор экспертов является достаточно трудной задачей.
Во-первых, из-за сложности учета многообразных свойств эксперта. Предложенные до настоящего времени методы учета не являются достаточно удовлетворительными. Вместо многообразия свойств, которыми определяется качество эксперта, иногда учитывают только отдельные свойства, например, компетентность.
Во-вторых, психофизиологические особенности человека, от которых в значительной степени зависит успешное исполнение им обязанностей эксперта, изучены еще не достаточно. Определять связь между психологическими особенностями и качеством эксперта мы пока что не научились.
Большинство существующих методов оценки качества экспертов можно разделить на пять групп: эвристические – оценки, назначаемые человеком и основанные на предположении правильности
отражения качества эксперта через оценку окружающих или самооценку.
статистические – оценки, полученные в результате обработки суждений экспертов об объекте оценки; тестовые – оценки, полученные в результате специальных испытаний экспертов;
документальные – оценки, основанные на анализе документальных данных об экспертах; комбинированные – оценки, полученные с помощью любой совокупности перечисленных методов. Различают следующие виды эвристических оценок:
Самооценка, оценка аргументированности и знакомства с объектом экспертизы, взаимооценка, оценка рабочей группы.
Самооценка – вид и метод эвристической оценки компетентности самим экспертом. Установлено, что достоверность усредненной экспертной оценки тем выше, чем больше среднее значение самооценки членов группы. В то же время следует иметь в виду, что самооценка отличается значительной субъективностью, а это влечет за собой определенные недостатки ее. Самооценка зависит от психологических особенностей экспертов (наличия высокой или заниженной самооценки), степени удовлетворенности собой, понимания оценочной шкалы. Этим объясняется несовпадения результатов самооценки и взаимооценки результатов экспертизы, деловитостью и объективностью.
Компетентность эксперта должна распространяться на объект оценки качества (профессиональная компетентность) и методологию оценки (квалиметрическая компетентность).
Профессиональная компетентность включает знание производства продукции; значений показателей качества различных ее модификаций, выпускаемых в России и за рубежом; перспектив развития продукции.
Квалиметрическая компетентность обеспечивает: четкое понимание экспертом подхода к оценке качества продукции как к мере удовлетворения его потребностей людей; знание методов оценки качества, особенно экспертных методов; умение пользоваться различными типами оцениваемых шкал, различая при этом достаточно большое число ихградаций.
Заинтересованность эксперта в результатах экспертизы зависит от многих факторов: степени загруженности эксперта основной работой; целей экспертизы; характера выводов, которые могут быть сделаны по результатам оценкикачества.
Деловитость эксперта – тоже широкое понятие. Оно включает собранность, подвижное и эластичное внимание, которые позволяют быстро переключаться с оценки одного показателя на оценку другого; контактность, т.е. умение общаться с людьми при решении задач в конфликтной ситуации; мотивированность выносимых оценок.
Объективность (беспристрастие) эксперта рассматривается как способность эксперта учитывать только ту информацию, которая определяет удовлетворение потребности даннойпродукции.
Для экспертной оценки качества товаров самооценкуэксперта (табл. 8,9)рекомендуетсяопределять с учетом степени его информированности и знакомства с оцениваемой продукцией путем заполнения "Анкеты самооценки", в которой он отмечает регулярность чтения перечисленных в ней источников информации и степень знакомства с оцениваемойпродукцией.
Анкета самооценки
(эксперт Петров К. К.)
Регулярность чтения
Источники информации | Читаю часто и регулярно | Читаю часто, но не регулярно | Читаю редко | Не читаю |
Отечественная литература по вопросам производства и потребления оцениваемойпродукции | + | |||
Зарубежная литература по вопросам производства и потребления оцениваемойпродукции | + | |||
Патентная информация | + | |||
Фирменная информация (каталоги, проспекты и т.д.) | + |
Продолжение табл.8
Источники информации | Регулярность чтения | |||||
Читаю часто и регулярно | Читаю часто, но не регулярно | Читаю редко | Не читаю | |||
Характер знакомства | Степень знакомства (участия) | |||||
высокая | средняя | низкая | отсутс твует | |||
Знакомство с образцами продукции на выставках, показах, завозах и т.д. | + | |||||
Непосредственное знакомство с вопросами производства и потребления продукции за рубежом (симпозиумы, командировки) | + | |||||
Знакомство с результатами социологических опросов о требованиях потребителей к качеству продукции | + | |||||
Участие в проведении социологических | ||||||
опросов о требованиях потребителей к качеству продукции | + |