Предупреждение о воздушной обстановке
Предупреждение о воздушной обстановке характеризуется появлением на дисплее сплошного кружка ЯНТАРНОГО цвета, который расположен в месте предполагаемого нахождения конфликтующего самолета, или окрашенным в ЯНТАРНЫЙ цвет полем данных в зоне дисплея, предназначенной для объектов, для которых отсутствует информация по относительному пеленгу.
Эта информация может также сопровождаться появлением сплошных ГОЛУБЫХ или БЕЛЫХ ромбов, обозначающих приближающиеся объекты воздушного движения. Информация о воздушной обстановке выдается с тем, чтобы оказать экипажу помощь в проведении визуального поиска конфликтующих объектов воздушного движения.
7.1.1 Действия в ответ на предупреждение о воздушной обстановке
РЕЧЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«TRAFFIC- TRAFFIC» (воздушный объект - воздушный объект)
ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Сплошной кружок ЯНТАРНОГО цвета на дисплее VSI/ TRA, указывающий дальность и относительный пеленг. При необходимости на дисплее отображается информация об относительной высоте, а также об изменении высоты полета (набор высоты или снижение) наблюдаемого объекта.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Визуальный поиск конфликтующего самолета. Если конфликтующий самолет найден, необходимо следить за его движением для обеспечения безопасного разделения.
ПРИМЕР:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА
Рекомендация по разрешению конфликта характеризуется появлением на дисплее сплошного КРАСНОГО квадрата, который расположен в месте предполагаемого нахождения конфликтующего самолета, или окрашенным в КРАСНЫЙ цвет полем данных в зоне дисплея, предназначенной для объектов, для которых отсутствует информация по относительному пеленгу.
При активизации рекомендации по разрешению конфликта (RA) на дисплее продолжается отображение окрашенных в ЯНТАРНЫЙ цвет отметок предупреждений о воздушной обстановке, а также отображение окрашенных в ГОЛУБОЙ цвет приближающихся самолетов, если таковые существуют. (На дисплеях, выпускаемых некоторыми фирмами-производителями, приближающийся самолет и прочие объекты воздушного движения обозначаются БЕЛЫМ цветом.).
Вертикальные маневры, рекомендованные системой TCAS 2000 для обеспечения безопасного вертикального разделения, обозначаются дугами КРАСНОГО и ЗЕЛЕНОГО цвета, расположенными вдоль шкалы указателя вертикальной скорости.
Ограничивающая рекомендация по разрешению конфликта выдается в случае, когда текущая вертикальная скорость самолета, оборудованного системой TCAS 2000, уже вышла за пределы запрещенного диапазона. Если значение вертикальной скорости, с которой самолет летит, находится в пределах КРАСНОЙ дуги, то такой полет не является безопасным.
Диапазон визуального отображения ограничивающих сообщений RA может меняться от некоторого ограничения скорости набора высоты или снижения до полного запрета изменения вертикальной скорости. Все ограничивающие сообщения RA сопровождаются выдачей речевого сообщения «MAINTAIN VERTICAL SPEED, MAINTAIN» (поддерживайте вертикальную скорость) и «MONITOR VERTICAL SPEED» (следите за вертикальной скоростью).
Превентивные или корректирующие ослабляющие или ограничивающие рекомендации выдаются также после выполнения корректирующих рекомендаций и составления прогноза о том, что самолет, оборудованный системой TCAS 2000, имеет достаточное высотное разделение. В соответствии с корректирующим сообщением RA рекомендуется смягчить или ослабить маневр, и такая рекомендация означает, что разрешается постепенное возвращение к исходной траектории или разрешенному службой УВД профилю полета.
Когда корректирующая рекомендация смягчается до ограничивающей, то убирается ЗЕЛЕНАЯ дуга, уменьшается длина КРАСНОЙ дуги, и выдается сообщение «MONITOR VERTICAL SPEED» (следите за вертикальной скоростью). Новая превентивная рекомендация RA ограничивает вертикальную скорость, которую экипаж может использовать при возвращении на первоначальную траекторию полета. Рекомендации RA могут смягчаться несколько раз прежде, чем будет объявлено «CLEAR OF CONFLICT» (конфликт устранен).
Фраза «MONITOR VERTICAL SPEED» (следите за вертикальной скоростью) передается только после первоначального ослабления корректирующей рекомендации RA. Использование смягчающей или ослабляющей рекомендации ведет к значительному сокращению предельного отклонения по высоте, обусловленного выполнением исходной корректирующей рекомендации по устранению конфликта.
Корректирующие рекомендации выдаются в случае, когда вертикальная скорость самолета, оборудованного системой TCAS 2000, оказывается в запрещенном диапазоне и для обеспечения достаточного разделения необходимо изменить вертикальную скорость. Если значение вертикальной скорости, с которой самолет летит, находится в пределах КРАСНОЙ дуги, то такой полет не является безопасным.
При визуальном отображении корректирующей рекомендации RA экипаж самолета наблюдает выделенную ЗЕЛЕНЫМ цветом заданную область значений вертикальной скорости набора высоты или снижения. Различные речевые сообщения выдаются в зависимости от направления маневра (набор высоты или снижение) и от того, пересекаются ли высоты полета двух самолетов или нет.
Рекомендации по усилению маневра предписывают пилоту увеличить скорость набора высоты или снижения и выдаются после корректирующей рекомендации, когда прогнозируемые изменения траектории полета оказываются недостаточными. _По команде об усилении маневра вертикальная перегрузка должна быть увеличена до 0,35g в течение 2,5 секунд после выдачи рекомендации.
Рекомендации по изменению направления маневра означают, что для обеспечения безопасного разделения направление ранее выданной корректирующей рекомендации должно быть изменено на обратное. Предполагается, что такие рекомендации будут выдаваться крайне редко, обычно при резких изменениях траектории полета создающего угрозу самолета (маневрирующий конфликтующий самолет). Изменения направлений на обратные могут также происходить при маневре двух самолетов, оснащенных системой TCAS, когда обе системы работают в режиме ТА/ RA.
РЕАКЦИЯ НА ПРЕВЕНТИВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ RA
РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ
«MONITOR VERTICAL SPEED - MONITOR VERTICAL SPEED» (следите за вертикальной скоростью - следите за вертикальной скоростью)
ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
Текущая вертикальная скорость находится за пределами запрещенного диапазона вертикальных скоростей, показанного на индикаторе VSI.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Пилот должен уменьшить отклонение от траектории полета, разрешенной службой УВД, стараясь одновременно удерживать вертикальную скорость вне КРАСНОЙ дуги на дисплее VSI.
ПРИМЕЧАНИЕ: В случае, когда во время передачи ограничивающей рекомендации допускается попадание вертикальной скорости в пределы КРАСНОЙ дуги, может быть выдана корректирующая рекомендация по устранению конфликта.
Пример:
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем примере для большей ясности убраны символы объектов воздушного движения, не представляющих угрозу. В реальной обстановке во время передачи рекомендации по устранению конфликта на дисплее VSI присутствуют все символы ТА, RA, приближающихся самолетов и самолетов без указания пеленга.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА
7.4.1 Действия в ответ на рекомендацию RA по набору высоты
РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ
«CLIMB - CLIMB» (набрать высоту - набрать высоту)
ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
На дисплее VSI КРАСНАЯ дуга простирается от предельного отрицательного значения на шкале до +1500 футов в минуту, а ЗЕЛЕНАЯ дуга простирается от +1500 до +2000 футов в минуту.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Необходимо:
- отключить автопилот (если он был включен);
- немедленно и плавно перевести самолет в набор высоты с вертикальной скоростью от 1500 до 2000 футов в минуту.
ПРИМЕР
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем примере для большей ясности убраны символы объектов воздушного движения, не представляющих угрозу. В реальной обстановке во время передачи рекомендации по устранению конфликтной ситуации на дисплее присутствуют все символы ТА, RA, приближающихся самолетов и самолетов без указания пеленга.
7.4.2 Действия в ответ на рекомендацию RA по снижению
РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ
«DESCEND - DESCEND» (снизиться - снизиться)
ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
На дисплее VSI КРАСНАЯ дуга простирается от предельного положительного значения на шкале до -1500 футов в минуту, а ЗЕЛЕНАЯ дуга простирается от -1500 до -2000 футов в минуту.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Необходимо:
- отключить автопилот (если он был включен);
- немедленно и плавно перевести самолет в снижение с вертикальной скоростью от 1500 до 2000 футов в минуту.
ПРИМЕР:
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем примере для большей ясности убраны символы объектов воздушного движения, не представляющих угрозу. В реальной обстановке во время передачи рекомендации по устранению конфликтной ситуации на дисплее присутствуют все символы ТА, RA, приближающихся самолетов и самолетов без указания пеленга.
7.4.3 Действия в ответ на рекомендацию RA по набору высоты с пересечением траектории конфликтующего самолета
РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ
«CLIMB, CROSSING CLIMB - CLIMB, CROSSING CLIMB» (набрать высоту с пересечением высоты другого самолета - набрать высоту с пересечением высоты другого самолета)
ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
На дисплее VSI КРАСНАЯ дуга простирается от предельного отрицательного значения на шкале до +1500 футов в минуту, а ЗЕЛЕНАЯ дуга простирается от +1500 до +2000 футов в минуту.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Необходимо:
- отключить автопилот (если он был включен);
- немедленно и плавно перевести самолет в набор высоты с вертикальной скоростью от 1500 до 2000 футов в минуту.
ПРИМЕЧАНИЕ: Данное сообщение RA похоже на RA по набору высоту. Однако, также указывается, что траектория полета собственного самолета пересечет траекторию полета конфликтующего самолета.
ПРИМЕР:
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем примере для большей ясности убраны символы объектов воздушного движения, не представляющих угрозу. В реальной обстановке во время передачи рекомендации по устранению конфликтной ситуации на дисплее присутствуют все символы ТА, RA, приближающихся самолетов и самолетов без указания пеленга.
7.4.4 Действия в ответ на рекомендацию RA по снижению с пересечением траектории конфликтующего самолета
РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ
«DESCEND, CROSSING DESCEND - DESCEND, CROSSING DESCEND» (снизиться с пересечением высоты другого самолета - снизиться с пересечением высоты другого самолета)
ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
На дисплее VSI КРАСНАЯ дуга простирается от предельного положительного значения на шкале до -1500 футов в минуту, а ЗЕЛЕНАЯ дуга простирается от -1500 до -2000 футов в минуту.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Необходимо:
- отключить автопилот (если он был включен);
- немедленно и плавно перевести самолет в снижение с вертикальной скоростью от 1500 до 2000 футов в минуту.
ПРИМЕЧАНИЕ: Данное сообщение RA похоже на RA по снижению. В данном сообщении, однако, также указывается, что траектория полета собственного самолета пересечет траекторию полета конфликтующего самолета.
ПРИМЕР:
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем примере для большей ясности убраны символы объектов воздушного движения, не представляющих угрозу. В реальной обстановке во время передачи рекомендации по устранению конфликтной ситуации на дисплее присутствуют все символы ТА, RA, приближающихся самолетов и самолетов без указания пеленга.
7.4.5 Действия в ответ на рекомендацию RA по уменьшению вертикальной скорости набора высоты
РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ
«ADJUST VERTICAL SPEED, ADJUST» (скорректировать вертикальную скорость, скорректировать)
ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
На дисплее VSI КРАСНОЙ дугой указываются запрещенные значения вертикальной скорости. Цель маневра - плавное достижение самолетом рекомендуемой вертикальной скорости, соответствующей диапазону, обозначенному ЗЕЛЕНОЙ дугой.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Необходимо:
- отключить автопилот (если он был включен);
- немедленно и плавно уменьшить вертикальную скорость до значений, обозначенных на дисплее VSI ЗЕЛЕНОЙ дугой.
ПРИМЕР:
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем примере для большей ясности убраны символы объектов воздушного движения, не представляющих угрозу. В реальной обстановке во время передачи рекомендации по устранению конфликтной ситуации на дисплее присутствуют все символы ТА, RA, приближающихся самолетов и самолетов без указания пеленга.
7.4.6 Действия в ответ на рекомендацию RA по уменьшению вертикальной скорости снижения
РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ
«ADJUST VERTICAL SPEED, ADJUST» (скорректировать вертикальную скорость, скорректировать)
ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
На дисплее VSI КРАСНОЙ дугой указываются запрещенные значения вертикальной скорости. Цель маневра - плавное достижение самолетом рекомендуемой вертикальной скорости, соответствующей диапазону, обозначенному ЗЕЛЕНОЙ дугой.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Необходимо:
- отключить автопилот (если он был включен);
- немедленно и плавно уменьшить вертикальную скорость до значений, обозначенных на дисплее VSI ЗЕЛЕНОЙ дугой.
ПРИМЕР:
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем примере для большей ясности убраны символы объектов воздушного движения, не представляющих угрозу. В реальной обстановке во время передачи рекомендации по устранению конфликтной ситуации на дисплее присутствуют все символы ТА, RA, приближающихся самолетов и самолетов без указания пеленга.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСИЛЕНИЮ МАНЕВРА
7.5.1 Действия в ответ на рекомендацию RA по увеличению вертикальной скорости набора высоты
РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ
«INCREASE CLIMB - INCREASE CLIMB» (увеличить скорость набора высоты - увеличить скорость набора высоты)
ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
На дисплее VSI КРАСНАЯ дуга простирается от предельного отрицательного значения на шкале до +2500 футов в минуту, а ЗЕЛЕНАЯ дуга простирается от +2500 до +3000 футов в минуту. Такое сообщение указывает на то, что для обеспечения адекватного разделения вертикальная скорость должна быть увеличена.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Необходимо:
- отключить автопилот (если он был включен);
- немедленно и плавно увеличить скорость набора высоты до вертикальной скорости от 2500 до 3000 футов в минуту.
ПРИМЕР:
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем примере для большей ясности убраны символы объектов воздушного движения, не представляющих угрозу. В реальной обстановке во время передачи рекомендации по устранению конфликтной ситуации на дисплее присутствуют все символы ТА, RA, приближающихся самолетов и самолетов без указания пеленга.
7.5.2 Действия в ответ на рекомендацию RA по увеличению вертикальной скорости снижения
РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ
«INCREASE DESCENT - INCREASE DESCENT» (увеличить скорость снижения - увеличить скорость снижения)
ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
На дисплее VSI КРАСНАЯ дуга простирается от предельного положительного значения на шкале до -2500 футов в минуту, а ЗЕЛЕНАЯ дуга простирается от -2500 до -3000 футов в минуту. Такое сообщение указывает на то, что для обеспечения адекватного разделения вертикальная скорость должна быть увеличена.
ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Необходимо:
- отключить автопилот (если он был включен);
- немедленно и плавно увеличить скорость снижения и достичь вертикальной скорости от 2500 до 3000 футов в минуту.
ПРИМЕР:
ПРИМЕЧАНИЕ: В настоящем примере для большей ясности убраны символы объектов воздушного движения, не представляющих угрозу. В реальной обстановке во время передачи рекомендации по устранению конфликтной ситуации на дисплее присутствуют все символы ТА, RA, приближающихся самолетов и самолетов без указания пеленга.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА